Фонд профилактики рака: 90% выпускников медицинских вузов убили бы своих пациентов
Фонд профилактики рака сообщил результаты конкурсного отбора в Высшую школу онкологии. Только 8,5% кандидатов смогли сохранить жизнь гипотетическим пациентам, решая задачи по неотложной медицинской помощи, рассказал «Таким делам» директор фонда Илья Фоминцев.
Высшая школа онкологии отбирает для обучения лучших выпускников медицинских вузов, интернатур и ординатур. В этом году заявки подали 350 человек: больше половины из них студенты шестого курса, которые через месяц получают диплом врача, оставшиеся — интерны и ординаторы.
Организаторы предложили конкурсантам во время второго этапа за час решить задачи по оказанию неотложной медицинской помощи — пять ситуаций из врачебной практики. Как подчеркнул директор фонда Илья Фоминцев, в экзамен не входили специфические вопросы по онкологии — только те проблемы, которые возникают в практике любого врача.
К примеру, на лестничной клетке дома находят человека в состоянии комы, у которого холодный пот, одышка, цианоз, нитевидный пульс, на пальпацию живота реагирует слабой гримасой боли.
«Описаны симптомы, которые однозначно говорят о серьезном внутреннем кровотечении. Его нужно спасать, госпитализировать, предпринимать какие-то действия. Кандидат ставит диагноз облитерирующий эндартериит и назначает при этом промывание желудка — как такое в голову пришло? Мало того, что назначил неправильный диагноз, так еще и неправильное лечение написал. Шансов выжить при такой постановке диагноза нет», — заявил Илья Фоминцев.
В другой задаче описана клиническая смерть пациента и приложена кардиограмма, на которой изображена фибрилляция желудочка. «Его нужно реанимировать, он пока обратимо умер, но еще немного, и он необратимо умрет. Надо кричать: «Разряд, мы его теряем, снова разряд!» Кандидаты при этом диагностируют инфаркт и назначают анализы крови», — описал глава фонда.
По итогам конкурса только 8,5% будущих врачей смогли правильно поставить диагноз и «спасти» всех пятерых пациентов. Все остальные надежно «убили» пациентов своими диагнозами и тактикой действий: у больше трети выпускников погибли бы все больные (34%), еще около трети (31%) своими действиями привели бы к смерти трех-четырех больных из пяти. У 27% медиков погибли бы один или два пациента. Организаторы отметили, что от будущих врачей, которые через месяц получат диплом, ждали других результатов.
«Если просто всем [выпускникам медицинских вузов, — прим. ТД] дать [эти задания], то этот процент был бы еще меньше, — добавил Фоминцев. — Это вызвано неправильным образованием. Процесс образования идет бурно — олимпиады, научные работы, конкурсы, но это абсолютно переливание из пустого в порожнее, потому что оно не дает практического результата. Нет никаких контрольных точек, которые бы как-то обозначали успешность обучения выпускника, измеритель один — число прослушанных часов. Но это никак не говорит о том, вынес ли человек что-то или нет».
Конкурсанты, успешно справившиеся с задачами, прошли на третий этап конкурса — очное собеседование. По его итогам отобрали десять победителей, которые получат возможность бесплатно обучаться в ординатуре НИИ Онкологии имени Н.Н. Петрова. Обучение начнется в сентябре 2017 года.
Высшая школа онкологии — это ординатура, которая готовит молодых врачей с новым типом мышления по международным стандартам. Организаторы проекта надеются, что выпускники школы смогут привнести в отечественную медицину современное представление о профилактике, диагностике и лечении рака.
В 2015 году Фонд профилактики рака при поддержке НИИ Онкологии им. Н.Н. Петрова запустил образовательный проект «Высшая школа онкологии», повышающий уровень подготовки врачей-онкологов. 28 марта программа начала прием заявок на участие в отборочном конкурсе на новый год обучения. Фонд «Нужна помощь» собирает средства на оплату обучения студентов-участников программы.