«Пилот не сядет в сломанный самолет»: эксперты о том, могла ли неисправность привести к крушению Ан-148 в Подмосковье
11 февраля в Московской области разбился Ан-148, принадлежавший «Саратовским авиалиниям». Погибли все люди, находившиеся на борту, — 65 пассажиров и шесть членов экипажа.
На месте катастрофы работают спасатели и следователи. Найдены оба бортовых самописца, но их расшифровка займет некоторое время. У следствия есть три основные версии — это техническая неисправность, ошибка экипажа или погодные условия.
«Такие дела» спросили членов авиационного сообщества, могла ли поломка, оставшаяся незамеченной, привести к катастрофе.
«Мы не указывали мелкие косяки»
Источник, знакомый с работой «Саратовских авиалиний» на условиях анонимности сообщил ТД, что неисправности в самолетах Ан-148 не всегда фиксировались в бортжурналах, но аварийные ситуации не скрывались никогда.
«Аварийная ситуация всегда попадает под расследование Росавиации, это не скроешь, — рассказал источник. — Если пилот объявляет аварийную посадку, мы оповещаем пассажиров, и об этом незамедлительно сообщают на землю. А вот в бортжурнале могли не записать какие-то мелкие косяки. Дверь свистит в полете — щели салфетками затыкали. Или сломаны две багажные полки — их нельзя использовать, приходится все перекладывать. Вот такие вещи мы не писали часто».
По словам источника, мелкие неисправности обнаруживались на разных самолетах — лайнеры ремонтировали и снова отправляли в полет. Он также сообщил, что с самолетами «Саратовских авиалиний» случались и крупные поломки вроде отказа двигателя, но подчеркнул, что бортпроводникам известны далеко не все подобные ситуации.
«Серьезные неисправности не скроешь, летчики не камикадзе, они не полетели бы на сломанном самолете, но сам факт того, что случались крупные поломки, меня пугал. <…> Если ломалось что-то серьезное, могли сутками торчать в любом городе и ждать, пока починят. Никто никогда не выпустит сломанный самолет, прежде всего летчики хотят жить», — заявил собеседник ТД. По его словам, пилоты разбившегося лайнера были опытными и причиной крушения была «явно не погода».
Отложенные дефекты…
Действующий пилот одной из российских авиакомпаний, пожелавший остаться неназванным, рассказал ТД, что производитель самолета обеспечивает полноценное функционирование машины даже при наличии некоторых неисправностей — например, перегоревшей лампочки или сломанной спинки сидения.
«Существует список неисправностей, так называемых отложенных дефектов, которые разрешается устранить не сразу, а в течение некоторого времени — в разных случаях от трех до 120 дней, — пояснил эксперт. — Эти неисправности никак не влияют на безопасность полета».
Эту точку зрения разделяют пользователи крупного форума об авиации aviaforum.ru. По словам участников обсуждения катастрофы с Ан-148 под Москвой, у экипажа нет повода скрывать выявленные неисправности, поскольку это не грозит никакими санкциями, а полеты с отложенными дефектами выполняются в соответствии с документацией производителя воздушного судна.
…в критической ситуации
В беседе с ТД пилот подчеркнул, что при этом нельзя не сообщить о такой серьезной неисправности, как, например, износ колес.
«У пилотов и бортпроводников есть собственные журналы, где те и другие указывают выявленные дефекты. Следует понимать, что если экипаж не запишет в журнал неисправность, то следующий экипаж о ней не узнает и это в критической ситуации может сыграть роковую роль».
Собеседник ТД напомнил о крушении Боинга 737 в Перми в 2008 году — в самолете существовал отложенный дефект рычагов управления. Сама по себе неисправность не фатальная, но в стрессовой ситуации пилот не смог сориентироваться.
«Многое зависит от политики руководства авиакомпании. Некоторые перевозчики просят экипаж не заносить в бортовой журнал мелкие поломки, обещая устранить их сразу после прилета, но в итоге ничего не ремонтируют», — сообщил эксперт.
Як на замену
На время приостановки эксплуатации Ан-148 запланированные рейсы «Саратовских авиалиний» будут выполняться на Як-42. Ранее самолеты этой модели были заменены на Ан. Российский пилот сообщил ТД, что, несмотря на более совершенное пилотажное оборудование, самолеты Ан-148 уступают Як-42 в надежности.
«Нужно понимать, что Як — это советский самолет. В плане железа он неубиваем, но оборудование морально устарело. Если пилот после Як пересядет за штурвал любого Airbus, он испытает настоящее облегчение. Что касается Ан-148 — достаточно изучить историю инцидентов с этим самолетом. В каждом втором случае они происходили из-за автоматической остановки двигателя в полете. А при крушении под Белгородом у Ан-148 отвалилось крыло после превышения скорости», — заключил эксперт.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам