«Ужасающая фотография и номер личной карты»: как соцсети отличают мошеннические сборы средств от реальных
Регулярно появляются новости о мошеннических сборах в социальных сетях на псевдоблаготворительные цели. Например, после пожара в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» мошенники предлагали семьям погибших вложить денежные компенсации «в прибыльное дело под большие проценты». В 2017 году житель Ростовской области разместил объявление о сборе средств на лечение тяжелобольного ребенка — прежде чем мошенничество раскрылось, общая сумма сбора превысила 500 тысяч рублей.
«Такие дела» ранее писали о том, что благотворительные фонды все чаще сталкиваются с киберпреступниками, которые подделывают сайты фондов или собирают деньги на спасение несуществующих людей. Мы решили спросить представителей социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» о том, как сейчас обстоят дела с мошенническими сборами, как отличить такие сборы от реальных и как соцсети борются с мошенниками.
Как распознать мошенников
Координатор проекта «Все вместе против мошенников» Людмила Геранина рассказала, что чаще всего мошеннические сборы ведутся в помощь детям и на личную карту.
«Каждый день в социальных сетях мы видим перепосты [сообщений] “Спасите Васю, ваша чашка кофе спасет его жизнь”, — говорит Геранина. — Общая картинка на всех этих публикациях — ужасающая фотография, мельчайшие подробности того, как будет человек умирать, если помощь не будет ему оказана. И чаще всего [указан] номер личной карты, потом Qiwi-кошелек, потом “Яндекс.деньги” и пополняемый номер мобильного телефона».
По словам Гераниной, достаточно проверить указанные данные через поисковый запрос в интернете, чтобы понять, что к реальному сбору средств это имеет мало отношения, либо финансовая помощь с большой долей вероятности в данном случае может не понадобиться.
«У [мошенников в] каждой соцсети есть свои отличительные черты. В “Одноклассниках” это фото, на котором написан номер карты, во “ВКонтакте” такое встречается реже, в Facebook чаще встречаются просто трагические посты о помощи», — рассказала Геранина.
Руководитель направления «Благотворительность» во «ВКонтакте» Екатерина Кочнева рассказала, что администрация соцсети разделяет недобросовестные сборы на мошеннические и неправомерные — то есть не соответствующие правилам сайта. «К первым можно отнести копирование групп благотворительных организаций и подмену реквизитов, копирование реальных историй с подменой реквизитов, аналогичные ситуации в помощи животным, а также вымышленные истории, спекулирующие на чувствах людей», — рассказала она.
Неправомерными считаются сборы, основанные на реальных ситуациях, но организаторы которых не предоставили администрации соцсети необходимые документы и финансовые отчеты. «В случае нехватки документов мы просим приостановить сбор до момента их появления, — говорит Кочнева. — А в случае неудовлетворительной финансовой отчетности — растраты, скрытия поступлений — нам приходится блокировать сообщества, нарушившие правила».
Руководитель направления добавила, что в целом всех мошенников удается блокировать практически сразу.
Представитель пресс-службы «Одноклассников» Сергей Томилов сообщил, что администрация соцсети завела специальный регламент для всего контента, связанного с благотворительностью.
«Администраторы сообществ должны указывать в своих профилях настоящие имена и фамилии, достоверные данные по банковским реквизитам для сбора средств. В ином случае доступ к группе может быть ограничен», — рассказал Томилов.
Как бороться с мошенническими сборами
Во «ВКонтакте» борьба с мошенниками в сфере благотворительности, по словам Екатерины Кочневой, осуществляется силами службы поддержки, а также волонтеров, которые находят «черные» сборы и подают на них жалобы для дальнейшей проверки и блокировки, если факт мошенничества подтверждается. «Основным инструментом для регулирования благотворительных сборов и исключения мошенничества являются наши правила, — отметила Кочнева. — Их полное соблюдение позволяет отличить честный сбор средств в 95% случаев».
Сложными для обнаружения являются ситуации, когда подделываются все документы от паспорта до медицинских выписок, но это происходит крайне редко, и их все равно выводят на чистую воду, заявила Кочнева. Чаще всего мошенничество сводится к более незамысловатым схемам и поэтому быстро разоблачается, добавляет эксперт, а существенная часть мошенников легко определяется с первого взгляда по характерному почерку и низкому качеству подаваемого материала.
Как сообщил Сергей Томилов, команда модерации «Одноклассников» регулярно отслеживает появление новых групп, собирающих пожертвования, и проверяет их на соответствие регламенту. «Автоматические алгоритмы модерации помогают избежать массового распространения публикаций от пользователей, не соблюдающих правила по сбору средств в соцсети», — подчеркнул Томилов.
Людмила Геранина заявила, что механизм жалоб на подобные сборы, как правило, бесполезен, поскольку количество подобного контента уже давно «переросло все разумные пределы». По ее мнению, лучше всех в данной сфере действует «ВКонтакте».
«У них действительно могут быстро заблокировать страницу и реквизиты, и выявить мошенника проще всего. Самая большая сложность, наверное, в Facebook. Их целевую аудиторию можно назвать более продвинутой, там чаще помогают через организации, поэтому в данной соцсети так популярна платная реклама подобных сборов. Они не всегда собирают на личные карты, но вот отчетов на сайте так и не появляется, а подробности и фото все те же, что и при частных сборах», — сообщила Людмила Геранина.
В проекте «Все вместе против мошенников» отмечают положительную динамику перехода от помощи частным лицам к проверенным фондам.
«Мы продолжаем рассказывать, как с помощью коллег по сектору, так и с помощью различных СМИ о том, почему не надо жертвовать частным лицам, почему мошенникам помогать вообще плохо — история “мне не важно, это всего лишь 100 рублей, а вдруг они спасут жизнь” все равно сохраняется. Мы очень надеемся, что нам пойдет навстречу администрация сети “Одноклассники”, как это уже сделали “ВКонтакте”, и мы вместе сможем придумать тот механизм, который будет защищать неравнодушных людей от действий тех, кто наживается на их милосердии», — заключила Людмила Геранина.
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам