Госдума окончательно одобрила закон об изучении родных языков в школе
Государственная дума России 25 июля приняла в третьем, окончательном чтении поправки в закон «Об образовании в РФ», устанавливающие правила изучения родных языков в школе.
В соответствии с документом, федеральные образовательные стандарты обеспечивают детям возможность получать образование на родных языках народов РФ, изучать государственные языки республик и родных языков народов РФ. В качестве родного может быть выбран и русский язык. Выбор будет осуществляться родителями школьника на добровольной основе перед поступлением в первый и пятый классы.
При этом, по словам председателя комитета по образованию и науке Вячеслава Никонова, перевод государственных языков национальных республик России в ряд факультативных «не предполагался и не предполагается». «Дети не будут обязаны изучать в качестве родного тот язык, который для них не является родным», — добавил Никонов.
В Госдуме отмечают, что ранее законопроект вызвал общественную дискуссию «из-за непонимания процедуры» добровольного выбора родных языков, а также из-за опасений, что родные языки из школьной программы перейдут в факультативную. По словам авторов законопроекта, ко второму чтению инициатива была доработана с учетом мнения субъектов РФ и представителей национальных республик. Также отмечается, что в России вскоре будет создан специальный Фонд поддержки родных языков.
Специалист по национальному образованию Института истории Академии наук Татарстана Марат Лотфуллин заявил в беседе с «Ъ», что из-за ЕГЭ «мало кто будет рисковать и выбирать национальный язык». По его мнению, даже нерусские дети будут выбирать русский язык, а татарский язык постепенно «станет никому не нужным».
Я человек русский по рождению и по культуре и понимаю важность русского языка как объединяющего элемента нашей многонациональной страны, но я боюсь, что под мягкой формулировкой «добровольный выбор» продвигается не совсем правильная идея, которая, тем не менее, отвечает социальным реалиям. Все родители хотят, чтобы их ребенок был успешен, и мы понимаем, что для достижения этой цели сейчас будет проще выбрать для изучения русский язык. Родные языки республик и национальных образований окажутся под ударом.
В социолингвистике, которая изучает связь между языком и социальными условиями его бытования, есть термин «миноризация языка» — то есть, его функциональное ослабевание, потому что им не пользуются. Есть опасность, что новый закон вызовет миноризацию родных языков, что приведет к проблемам в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране.
Депутаты на ровном месте создают напряжение, и это при том, что у нас уже есть подобный исторический опыт: в СССР проводилась политика русификации и закончилась она не радостно. Я надеюсь, что еще не все потеряно и на уровне Совета федерации и президента России еще можно что-то сделать, учесть мнения экспертов по данному вопросу.
Законопроект был внесен в Госдуму 10 апреля и вызвал резонанс в регионах, в том числе в национальных республиках. Парламентарии Татарстана не поддержали проект. Первый президент Татарстана, ныне госсоветник Минтимер Шаймиев считает, что документ нарушает Конституцию России.
В июле 2017 году президент Владимир Путин обратил внимание на то, что «заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского». Путин поручил генпрокурору Чайке проверить добровольность изучения национальных языков.
В сентябре 1536 родителей из 92 татарстанских школ написали отказ от обязательного преподавания татарского языка для их детей. 60 писателей Татарстана направили письмо Путину, в котором выступили в защиту обязательного изучения в школах республики татарского языка. Президент Татарстана Рустам Минниханов высказался в пользу сохранения обязательного изучения татарского языка в школах республики.
В марте 2018 года несколько российских журналисток заявили о домогательствах со стороны председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого. 21 марта комиссия по этике Госдумы не нашла нарушений в поведении депутата.