«Будем перекрывать вам кислород»: как прошла встреча «Ночлежки» и «Второго дыхания» с жителями Савеловского района

У пришедшей в Москву петербургской организации помощи бездомным «Ночлежка» возник конфликт с жителями Савеловского района, где они планируют совместно с фондом «Второе дыхание» открыть прачечную для малоимущих людей. В социальных сетях некоторые жители района выступили против этой инициативы, опасаясь, что бездомные будут нарушать их покой. Представители «Ночлежки» и «Второго дыхания» организовали оффлайновую встречу с жителями района неподалеку от места будущей прачечной. «Такие дела» посетили встречу и рассказывают о том, что там происходило.

Фото: Дмитрий Сидоров / "Такие дела"

Грязные и вонючие

Вечером 31 августа парковка на Мирском переулке, где представители «Ночлежки» назначили встречу с недовольными жителями, была забита – высказать свое мнение по поводу появления прачечной для бездомных в своем районе пришло более 150 человек. Пришли люди среднего и старшего возраста, было много семейных пар и даже семей с детьми. Три брата 6-10 лет, катавшихся на самокатах вокруг толпы, кричали: «Мы против! Мы против!» Причина в том, что «бомжи грязные и вонючие», признались ребята.

«Безусловно, это люди, но мы все реалисты и понимаем, что, кроме нормальных людей, оставшихся без жилья, есть люди с низкой социальной ответственностью, которые пьют, употребляют наркотики, насилуют, — объяснил свою позицию их отец. – Мы не хотим бояться отпускать наших детей во дворы».

На возражение, что в Петербурге аналогичная прачечная работает в жилом квартале без особых происшествий, его жена заметила: «Питер – культурная столица, а мы тут не такие все культурные».

Дарья Байбакова спорит с жителями Савеловского района
Фото: Дмитрий Сидоров / "Такие дела"

Рядом жители окружили директора фонда «Второе дыхание» Дарью Алексееву и представителей «Ночлежки», включая главу московского филиала Дарью Байбакову, и наперебой на повышенных тонах говорили: «Ночлежка» — пришедший извне гость района, поэтому организации надо прислушаться к местным и поискать место для прачечной где-нибудь подальше, желательно в промзоне, где нет жилых домов. «Езжайте открывайте у себя в Отрадном!» – кричали с задних рядов Алексеевой, имея в виду, что ей стоит сперва на себе проверить, сможет ли она жить в районе с прачечной для бездомных.

Мужчина пенсионного возраста усомнился, что бездомным надо помогать: «А чего их кормить, поить? Работать надо!» Другие собравшиеся заметили, что они все же не против самой концепции помощи, но «помогать должно государство, а не за счет жителей». Кто-то предложил «Ночлежке» и «Второму дыханию», «если есть денежки», открыть лучше в районе «школы и кружки» для детей, чем тратить ресурсы на бездомных.

«Мы жили при Советском Союзе, и мы помним, что такое прачечная. Они были сделаны для народа, но мы, народ, отказались от прачечных уже давно. Если речь идет о том, что это просто малоимущие люди, это одно дело, у них есть крыша над головой. Но бомжи будут оставаться здесь, вы превратите хороший район… в бомжатник!» — раздался выкрик.

«Им все равно!»

Жители подчеркнули, что прачечная должна работать по правилам санитарно-защитной зоны (СЗЗ), территории с особым режимом пользования, оказывающей «вредное воздействие на среду обитания и здоровье». Из этого, по мнению жителей, следует, что прачечная должна быть обнесена забором и находиться минимум в ста метрах от жилых домов как СЗЗ «четвертого класса опасности». Горожане выразили уверенность, что бездомные разносят опасные инфекционные заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем, которыми могут заразиться дети — поблизости находятся детский сад и три детских площадки.

Сбор подписей против открытия прачечной
Фото: Дмитрий Сидоров / "Такие дела"

«Мы не хотим, чтобы этот контингент был у нас во дворах и у наших домов. Вы можете это обеспечить? Даже если сюда будут ходить малоимущие воспитанные люди, которые хотят, чтобы их никто не видел, среди них может появиться один, который будет другим», — рассуждала одна из жительниц. Кто-то из жителей пообещал вызывать наряд полиции на каждого бездомного, который окажется в районе. Коротко стриженный молодой мужчина развил мысль: «Нам, мужикам, это может не понравиться. Вы не боитесь за своих подопечных? Мы будем просто избивать их. Будем перекрывать вам кислород».

Сотрудники «Ночлежки» и «Второго дыхания» апеллировали к своему более чем 15-летнему опыту и даже показывали распечатанные фотографии аналогичной прачечной в Петербурге: туда приходят только те бездомные и малоимущие, кто готов социализироваться.

«Естественно, мы не можем гарантировать безопасность во всем районе. Мы готовы предложить камеры видеонаблюдения, которые мы поставим на заборе, мы готовы поставить дополнительное уличное освещение, готовы организовать волонтеров, которые будут помогать бездомным и следить за порядком», — перечисляла Дарья Байбакова. Волонтеры, по ее словам, будут ходить по пяти ближайшим дворам, а не только находиться внутри самой прачечной. Что касается санитарных правил,  СанПиН в отношении прачечных регулирует прежде всего шумность, а полученные «Ночлежкой» в дар от «Прачки.ком» стиральные машины работают чуть громче обычных бытовых, объяснили представители НКО (всего же стоимость проекта составит 5,5 миллиона рублей, рассказала Дарья Алексеева. — Прим. ТД).

Люди начали скандировать «Против! Против!», заглушив контраргументы.

Если поставят эту прачечную, не будем за Собянина голосовать

Районный активист Иван Поляков предложил «Ночлежке» воспользоваться своими связями в управе для поиска нового помещения в том же районе. «Будем думать», — ответила Дарья Байбакова. «Нечего тут думать! Повыгонять их в промзоны, к чертовой матери! Я купила квартиру здесь не для того, чтобы жить с бомжами! Посмотри на эти бессовестные глаза! Им все равно!» — кричала активистка Кэри Гуггенбергер, ранее прославившаяся борьбой с реновацией.

Чуть в отдалении группа жителей собирала подписи под обращением к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой не допустить открытия прачечной для бездомных. В обращении к мэру жители указывают на несоответствие будущего проекта нормам СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных», на близость помещения к неогражденным детским площадкам и нескольким образовательным учреждениям, и к объекту культурного наследия «Петровский путевой дворец 1776-1796 годов». «Если поставят эту прачечную, не будем за Собянина голосовать», — пригрозила одна из сборщиц подписей. Всего их собрали 170.

Белые вороны

Были на собрании и те, кто не против открытия прачечной для бездомных, но это были жители других районов Москвы. Даниил пришел познакомиться с представителями «Ночлежки», чтобы передать их подопечным продукты и туалетную бумагу. «Любое мнение извне будет слишком субъективным. Решать, конечно, местным жителям. Так-то я не был бы против открытия такого у себя на районе, но одно дело, когда это в фантазиях, другое дело – когда в реальности», – поделился он.

Также «Ночлежку» пришел поддержать муниципальный депутат Красносельского района Алексей Мохов. «Хорошо, никто драться не стал, бывает и такое», — посмеялся он. Для него проблема бездомных актуальна – он живет около площади трех вокзалов и пытался добиться того, чтобы прачечную «Ночлежки» открыли в его районе. Но на встрече с префектом по этому поводу он, по его словам, услышал другой способ решения этой проблемы: просто погнать всех при помощи казаков. В 2018 году Московское окружное казачье общество (МОКО) получило 32,6 миллиона рублей от мэрии Москвы «на проведение профилактических мероприятий в городе Москве среди лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, и оказание бездомным гражданам социальной поддержки и помощи».

По итогам встречи Дарья Байбакова в разговоре с ТД рассказала, что ей поступило несколько предложений от местных жителей помочь в поиске альтернативного помещения с помощью управы, но пока это «общие предложения без конкретики». Никуда уходить «Ночлежка» не намерена. «Мы понимаем тревоги жителей района, но нужно понимать, что на встречу пришли не все жители района, а только те, кто против», – заметила она. Жителей, кто поддерживает проект, на встрече не было, но в комментариях районной группы действительно есть те, кто высказывается в поддержку открытия прачечной.


В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: