Как относятся к цыганам в России и что с этим делать?

В конце октября в Ханты-Мансийске прошло заседание Совета при президенте России по межнациональным отношениям. Участники встречи пожаловались на снос цыганских домов, напомнив о громких протестах в Тульской области. Владимир Путин в ответ заявил, что люди не хотят жить рядом с цыганскими районами из-за процветания наркоторговли и криминала.

«Такие дела» обсудили с экспертами, как в современной России относятся к цыганам и как стигматизирующие стереотипы не дают им воспользоваться своими правами.

Цыгане во время сноса незаконно построенных домов в Плеханове
Фото: Сергей Стариков/ТАСС

Согласно переписи населения за 2010 год, в России проживают 205 тысяч цыган, но, по данным экспертов, их численность может быть вдвое выше. Этнос делится на группы: больше всего в России представителей русской ромы, также в стране живут кэлдэрари (котляры), кишиневцы, сэрвы, влахи, крымские и молдавские цыгане. Каждая этническая группа специализируется на собственных отраслях. Например, ромы традиционно занимались музыкой и торговлей, кэлдэрари изготавливали и ремонтировали металлическую посуду.

В августе «Левада-центр» провел опрос, в ходе которого выяснилось, что 43% россиян не стали бы пускать цыган в страну, 32% считают, что стоит ограничить их проживание на территории государства, и только каждый пятый готов видеть цыган среди своих соседей.

Снос цыганских домов

В своем выступлении на совете председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметр коснулась проблемы демонтажа цыганских домов и привела в пример историю с поселением в Тульской области.

В селе Плеханово цыгане долгое время жили в собственноручно построенных домах, но суд постановил снести постройки, которые ставили без разрешения. По словам Деметр, местные власти не рассказали «юридически неграмотному населению» об изменениях за последние 30 лет в законах о пользовании жильем, а в результате «пришли бульдозеры и снесли дома, в которых люди проживали полвека без всякой альтернативы».

Председатель подчеркнула, что такие ситуации возникают по всей России: в Калининграде, Архангельске, Омске, Волгограде, Искитиме, Калуге, Уфе, Челябинске и Екатеринбурге. Когда снос домов проходил в деревне Айша в Татарстане, цыгане пытались переехать в поселок в 35 километрах оттуда. Узнав об этом, жители поселка стали собирать подписи против их заселения и были готовы купить земли, на которые те претендовали.

Владимир Путин назвал вопрос острым, но заметил, что проблема заключается не столько в незаконности построек, сколько в криминализации цыганского населения: те «профессионально занимаются распространением наркотиков, и люди просто не хотят рядом проживать». Путин заявил, что власти упустили момент работы с цыганами и представителям этноса надо дать возможность получить нормальное жилье и своевременное образование.

Однако, как утверждает Деметр, случаев распространения наркотиков в Плеханове не было. Как замечает президент Совета цыган в городе Москве Роман Грохольский, жители села принадлежат к этнической группе котляров, представители которой никогда не занимались наркоторговлей.

В разговоре с «Такими делами» эксперты прокомментировали основные стереотипы, связанные с цыганами: криминальные связи, торговлю наркотиками и отсутствие образования.

Наркоторговля и круговая порука

«Преступные цыганские сообщества носят, как правило, семейный характер

»Твитнуть эту цитату

, — пишет в своей научной статье от 2010 года об этнических преступных формированиях начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД Кировского района Ростова-на-Дону (на момент написания научной работы. — Прим. ТД) Игорь Анжиров.

«Важнейшей особенностью данных преступных сообществ является абсолютная круговая порука всех участников, отказ их от контактов с правоохранительными органами, что объясняется в том числе и традиционным в цыганском обществе разделением мира на “своих” и “чужих”», — говорится в статье.

Цыгановед и этнограф Марианна Сеславинская согласилась, что цыгане не подпускают к себе правоохранительные органы, что очень привлекает поставщиков наркотиков. Но, по ее мнению, криминал в цыганской среде связан с уровнем преступности в конкретном районе и самые большие проблемы с вовлечением цыган в наркобизнес в тех регионах, где в нем задействованы отдельные группы из силовых структур.

«14 лет назад мы делали пару проектов по правовой защите, — вспоминает Сеславинская. — Некоторые цыгане жаловались на то, что к ним приходили из местного РУВД и требовали дань. Причем этот силовой рэкет не волновало, что далеко не все цыгане торгуют, они отвечали: “Торгуйте, мы вас прикроем, а если не будете торговать, все равно платите”. Это, например, происходило в Тверской области. Цыгане чувствительны к тому, что им позволяют местные власти, то есть участие силовых структур в криминальной торговле как бы “легализовало” это занятие прежде всего на начальном этапе».

Цыгане занимаются только розницей и являются всего лишь небольшим элементом в сети наркобизнеса, считает эксперт. Кроме того, добавляет она, надо учитывать, что вначале цыгане,«малообразованные в своей массе», могли не понимать, что их втягивают в продажу смертельно опасного вещества.

«Борьбой с наркоторговлей должны заниматься правоохранительные органы, у преступности нет национальности, и нельзя по отдельным представителям судить о целом народе», — подчеркивает Грохольский.

Большой слой людей, которые не заканчивают школу

Другим стереотипом о цыганах считается низкий уровень образования. Сеславинская утверждает, что все зависит от этнической группы и от того, когда она оказалась в России. Она приводит в пример группу котляров, которая живет отдельными общинами, часто в стороне от русских поселков, где были прецеденты, когда дошкольники совсем  не говорили по-русски.

«Известны случаи, когда местные цыгане-бизнесмены создают начальные школы в цыганском поселке и приглашают туда русских учителей, — отмечает Сеславинская. — Такая школа есть, например, в Новгородской области. После нее дети нормально поступают в пятый класс, но во многих цыганских поселках школ нет вообще, а районная далеко». По словам эксперта, возникают вопиющие случаи, когда есть хорошая школа рядом с поселком, но детей-цыган учат отдельно, выделяя им помещение в непригодном строении.

Самая главная проблема — отсутствие дошкольной подготовки и недостаточное знание русского языка, отмечает этнограф, именно это мешает детям влиться в обычный класс, социализироваться в школе. «Сейчас эти проблемы за рубежом решаются с помощью развития дошкольных программ для цыган, но в России в связи с сокращением финансирования образования эти проблемы где-то на десятом месте, — комментирует Сеславинская. — Разумеется, есть цыгане, которые заканчивают школу, поступают в вузы. Но существует очень большой слой, который школу не заканчивает».

Как замечает цыгановед научный сотрудник Института славяноведения РАН Кирилл Кожанов, ситуация с образованием в цыганской среде становится лучше: «Хотя до сих пор значительное количество цыган не имеет достаточного образования, все больше и больше людей заканчивают школы и поступают в вузы».

Как изменить положение цыган в обществе?

Грохольский считает, что для интеграции цыган в современное общество необходима специальная программа: создание центров, которые будут заниматься сохранением и развитием цыганской культуры, образованием и социальной защитой.

«После распада СССР не всем цыганам удалось влиться в рыночную экономику. Чтобы помочь с рабочими местами, нужно создавать небольшие предприятия в поселениях, а главное — это начать диалог с общественными лидерами нации и представителями государственной власти», — поясняет он.

Неправильно «отделять» цыган от россиян, заключает цыгановед Кожанов: в этом разделении, которое до сих пор существует в представлениях многих жителей России, и кроется главная причина несправедливого и злого отношения к этносу.

«Мне кажется, что задача общества не в “интеграции цыган”, а в предоставлении равных возможностей в культурном и информационном пространстве при получении образования, социальных услуг и устройстве на работу, — подчеркивает он. — Конечно, цыганское сообщество тоже должно меняться, чтобы успешно пользоваться этими возможностями, но мне кажется, что такой процесс происходит сам по себе, если его не останавливать».

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: