В Общественной палате обсудили доработку законопроекта о паллиативной медпомощи
В Общественной палате России 30 января состоялось обсуждение законопроекта о паллиативной медицинской помощи. Учредитель фонда помощи хосписам «Вера» и глава Центра паллиативной медицины Депздрава Москвы Нюта Федермессер заявила, что принимать законопроект без дополнительных поправок нельзя.
Проект, который расширяет определение паллиативной помощи и закрепляет право пациента на облегчение боли наркотическими препаратами, Госдума приняла в первом чтении 16 января. Во время слушаний в ОП свои замечания высказала Нюта Федермессер – в 2018 году под ее руководством был разработан приоритетный проект «Повышение качества и доступности паллиативной медицинской помощи в РФ», однако правительство его не приняло.
Федермессер заметила, что, несмотря на уже внесенные в законодательство изменения, пациенты с ВИЧ-инфекцией и туберкулезом до сих пор лишены доступа к паллиативной помощи: «это не только стигма, это еще и незнание врачей, их недообразованность». Она в очередной раз выступила против «вражеского 44-ФЗ», регулирующего закупки, и призвала убрать из определения паллиативной помощи слова «восстановление функций организма», так как это противоречит как самой философии паллиатива, так и определению Всемирной организации здравоохранения.
«К оказанию помощи у нас могут быть привлечены любые медицинские организации, в том числе частные, которые ориентированы на получение прибыли. При наличии подобных трех слов в определении мы открываем ящик Пандоры, даем частным медорганизациям право навязывать дополнительные услуги — ненужные и дорогостоящие, раздевающие и так уже финансово обнаженные семьи пациентов», — сказала учредитель фонда помощи хосписам «Вера».
Она сказала, что если пациент подписывает платный договор паллиативной помощи, врачи получают право расширить границы медицинской помощи: в связи с тяжестью состояния самостоятельно принять решение о переводе на искусственную вентиляцию легких или на искусственное кровообращение. По словам Федермессер, частные клиники навязывают «восстановления функций организма» пациентам, нуждающимся в паллиативной помощи, доводя стоимость койки в день до 320 и 370 тысяч рублей.
«Эти три слова – это индульгенция для этих частных клиник. Если сегодня мы имеем право предъявлять к ним претензии по поводу того, что они просто занимаются мошенничеством, то завтра, оставив эти три слова в определении статьи и паллиативной медицинской помощи, они будут к ним аппелировать и говорить: “Вот, мы поддерживаем функции организма”. И когда разработчики нам говорили, что слово “жизненным” в определении отсутствует, и есть просто поддержание функций без слова “жизненный”, это казуистика. Иных функций у организма нет, они все жизненные. Поэтому всячески настаиваю и буду бороться за это, пока язык не отрезали, чтобы эти три слова были убраны», – сказала Федермессер.
Учредитель фонда помощи хосписам заявила, что нужно предусмотреть качественную психологическую помощь членам семьи пациента: «консультация психолога, психотерапевта должна оказываться не в поликлинике, а тем человеком, который входит в мультидисциплинарную команду». По словам Федермессер, фонд «Вера» получал замечания о «нецелевом расходовании бюджетных денег» из-за работы консультативной службы по паллиативной помощи, которая оказывает психологическую поддержку родственникам пациентов. Также Федермессер сказала, что не встречала среди нуждающихся в паллиативной помощи пациентов, которым нужен дневной стационар, и попросила вернуться к рассмотрению вопроса стационара на дому.
Согласно законопроекту, паллиативную помощь будут определять как «комплекс действий, включающий медицинское вмешательство, действия психологического характера и по уходу, направленные на улучшение качества жизни неизлечимо больных граждан и на избавление от боли, облегчение других тяжелых проявлений заболевания и поддержание функций организма».
Паллиативную помощь разделят на первичную, включая доврачебную и врачебную, и специализированную. Также должны быть конкретизированы права пациентов на облегчение боли при заболевании или медицинском вмешательстве. Доступность помощи предлагается повысить, оказывая ее не только в стационарных и амбулаторных условиях, но и в дневном стационаре.