Суд запретил жителю Москвы усыновить ребенка из-за отказа пройти добровольный психологический тест
Мосгорсуд поддержал органы опеки, которые не разрешили усыновить второго ребенка жителю Москвы, отказавшемуся проходить добровольное психологическое обследование.
Александр (имя изменено по просьбе героя для сохранения тайны усыновления) пытался обжаловать запрет на усыновление второго ребенка. Во время рассмотрения апелляционной жалобы в суде прокуратура, которая ранее называла действия опеки незаконными, отказалась от своих требований. В итоге Мосгорсуд отклонил апелляцию, действия опеки названы законными.
По закону опекуны и усыновители предъявляют органам опеки медицинское заключение о состоянии своего здоровья, которое включает заключение психиатра психоневрологического диспансера. Дополнительное психологическое освидетельствование перед усыновлением является добровольным, а не обязательным.
«Мы, конечно, еще поборемся, но я не особо верю в успех. Мы можем исполнить незаконные требования опеки и подать документы заново. Вопрос в том, даст ли это хоть что-то», — сказал Александр.
Александр три года назад усыновил мальчика и в 2018 году обратился в соцзащиту Перовского района с просьбой разрешить ему взять на воспитание еще одного ребенка. Мужчина передал органам опеки необходимые документы, в том числе сертификат об обучении в Московской службе психологической помощи населению и заключение, в котором говорилось о достаточной компетенции, мотивации, личностных качествах и материальных ресурсах для воспитания детей.
Однако соцзащита района Перово решила, что мужчина не может усыновить второго ребенка. Среди доводов чиновников: брак Александра с женой недостаточно продолжителен — на тот момент около двух месяцев; усыновителем выступает он один, а не вместе с супругой; предложение пройти психологическую диагностику в подконтрольном соцзащите городском научно-практическом центре по защите прав детей «Детство» Александр проигнорировал. Александр объяснил, что не захотел обращаться в «Детство», поскольку считает проводимые там исследования непрозрачными.
Перовская межрайонная прокуратура подтвердила, что решение соцзащиты нарушает федеральный закон «Об опеке и попечительстве» и Семейный кодекс. Прокуратура указала, что у Александра отсутствуют какие-либо установленные законом препятствия для усыновления ребенка, и внесла протест. Требования прокурора опека исполнять отказалась, после чего надзорное ведомство обратилось в районный суд. В сентябре райсуд полностью поддержал доводы опеки, поэтому Александр подал апелляционную жалобу в Мосгорсуд.
В январе Минпросвещения опубликовало законопроект, ужесточающий требования к приемным родителям. Документ предлагает запретить усыновлять больше одного ребенка в год, сделать обязательным социально-психологическое обследование семьи перед усыновлением или опекой и ввести ограничение на смену места жительства семей с приемными детьми.
Уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова раскритиковала поправки министерства. Она подчеркнула, что семьи, готовые взять на воспитание нескольких приемных детей, надо поддерживать, а не препятствовать им. Кузнецова считает, что, если вводить социально-психологическое обследование для будущих усыновителей и опекунов, о котором говорит Минпросвет, нужно утвердить методику этой процедуры и прописать требования к тем, кто проводит обследование.
Эксперты, опрошенные ТД, также высказались против предложений Минпросвещения, указав, что количество сирот в России неуклонно растет, а поправки лишь усугубят эту ситуацию.