Следствие рассматривает в качестве основной причины катастрофы самолета SSJ-100 в аэропорту Шереметьево ошибки пилотов. Об этом сообщает «Ъ», которому стали известны итоги оперативного совещания с участием главы СК Александра Бастрыкина.
Согласно предварительным выводам, пилоты показали крайне слабую пилотажную подготовку, а диспетчеры наземных служб — недостаточную квалификацию.
Авиаэксперты считают первой ошибкой пилотов решение следовать через грозовой фронт. Когда же через 14 минут после взлета в борт ударила молния, из-за которой отключились автоматика и основной канал радиосвязи, командир воздушного судна поторопился вернуться в аэропорт, вместо того чтобы выработать запасы топлива, залитого из расчета на двухчасовой перелет. Это помогло бы снизить массу при посадке.
Самолет снижался в ручном режиме с превышением путевой скорости на 30 км/ч, а также с превышением вертикальной скорости, в результате касание бетонного покрытия взлетно-посадочной полосы (ВПП) оказалось слишком жестким. Сработали стойки шасси, и самолет совершил отскок. Летчики вместо стабилизации машины в посадочном положении пытались прижать нос к земле, из-за чего самолет отскочил во второй раз — сильнее, чем в первый. Стойки шасси пробили топливные баки, керосин выплеснулся на горячие двигатели и загорелся.
Пассажиры в хвостовой части получили серьезные травмы во время двух отскоков, и самостоятельно выбраться из горящего самолета у них не было шансов, подчеркивают эксперты. Спаслись преимущественно те, кто сидел в передней части самолета, а также пилоты и двое из трех бортпроводников.
Помимо действий пилотов, которые сейчас госпитализированы с отравлением угарным газом, следствие изучает работу наземных служб, в частности устанавливаются причины того, почему пожарным слишком поздно сообщили о ЧП.
Руководителем расследования назначен первый замначальника главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета Николай Ущаповский, имеющий опыт расследования уголовных дел, связанных с авиацией. Эксперты уже приступили к расшифровке параметрического и речевого самописцев сгоревшего самолета.
Ранее СК назвал рассматриваемые версии ЧП: недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, а также неисправность воздушного судна и неблагоприятные метеоусловия.
Минтранс РФ заявил, что семьям погибших при пожаре в самолете SSJ-100 выплатят в общей сложности более 10 миллионов рублей компенсаций из разных источников. Сбербанк урегулирует имеющиеся задолженности пострадавших по кредитам.
Катастрофа самолета Sukhoi Superjet 100 произошла 5 мая, погиб 41 человек из 78 находившихся на борту, в том числе бортпроводник Максим Моисеев. Он до последнего пытался спасти оставшихся в горящем самолете пассажиров.
UPD. Руководство аэропорта Шереметьево потребовало «строжайшим образом» наказать должностных лиц, которые снимали на видео момент возгорания самолета SSJ-100 и допускали высказывания, «противоречащие всем нормам общечеловеческой морали и профессиональной этики». Служба безопасности аэровокзала установила, что сотрудники Группы компаний «МАШ» и авиакомпании «Аэрофлот» не участвовали в произошедшем. Видеозапись происходящего ранее была опубликована в соцсетях с комментарием, что на видео сотрудники аэропорта Шереметьево.
UPD. Министр транспорта РФ Евгений Дитрих будет ходатайствовать перед президентом о награждении бортпроводников самолета. Максима Моисеева — орденом Мужества (посмертно), а Татьяну Касаткину и Ксению Фогель — госнаградами за самоотверженность, смелость и решительность, проявленные при спасении людей в экстремальных условиях.