Самые важные тексты и срочные новости от «Таких дел» в моментальных уведомлениях
Подписаться

«Маленькая Припять»: чем может обернуться строительство Юго-Восточной хорды для столицы?

В нескольких сотнях метров от музея-заповедника «Коломенское» находится могильник радиоактивных отходов. Прямо над ним, по первоначальному плану, пройдет Юго-Восточная хорда, которую собираются построить московские власти. Местные жители и эксперты выступают против строительства трассы на этом месте, опасаясь, что работы затронут загрязненные слои почвы и уровень радиации повысится.

Как в Москве появилась «маленькая Припять», на каком этапе находится стройка и что о ней думают активисты, физики и экологи — в материале ТД.

Могильник радиоактивных отходов на берегу Москвы-реки в районе завода полиметалловФото: Анастасия Жвик

История могильника

Могильник радиоактивных отходов находится между Московским заводом полиметаллов и Москвой-рекой, в нескольких десятках метров от забора заповедника «Коломенское». По данным ФГУП «Радон», который занимается вывозом радиоактивного грунта в этой местности, могильник образовался в 1930—1950 годах как  «наследие прошлой деятельности предприятий ядерно-промышленного комплекса СССР».

«На территории […] складировались промышленные отходы, так называемые хвосты переработанных радиоактивных руд в течение порядка 30—35 лет, которые впоследствии были засыпаны грунтом», — говорится в ответе «Радона» на обращение местных жителей в природоохранную прокуратуру (письмо есть в распоряжении редакции).

В письме не указано, какое предприятие ответственно за образование «хвостов», но эксперт программы «Безопасность радиоактивных отходов» Российского социально-экологического союза физик-ядерщик Андрей Ожаровский уверен, что радиоактивные отходы сбрасывал за забор Московский завод полиметаллов (АО «МЗП», предприятие госкорпорации «Росатом»). «Никто другой не мог сюда привезти такое количество отходов», — считает он.

Об участке размещения радиоактивных отходов на берегу Москвы-реки в районе завода полиметаллов стало известно в конце 1990 годов, и с начала 2000-х «Радон» проводит на территории дезактивационные работы — вывозит загрязненный грунт, заявили представители предприятия экологическому правозащитному центру «Беллона» в 2003 году. В 2002 году, по данным предприятия, с участка вывезли 57,5 тонны грунта, загрязненного радионуклидами, еще 37 тонн загрязненного грунта и строительного мусора вывезли только во II квартале 2004 года.

В 2010 году правительство Москвы выделило 1 миллиард рублей на поиск и вывоз радиоактивных отходов со всей территории столицы. В документе указывалось шесть участков, на которых должны были проходить работы, среди которых был назван и «склон реки Москвы в районе заповедника “Коломенское” и завода полиметаллов».

Андрей Ожаровский на инспекцииФото: Анастасия Жвик

В 2011 году активисты Гринписа исследовали область могильника и обнаружили, что на этом участке радиационный фон достигал 600—800 микрорентген в час (мкР/ч) при норме для Москвы в 12—20 мкР/ч. Они назвали эту зону «маленькой Припятью». Представитель «Радона», директор центра технологий приема, транспортировки радиоактивных отходов и ведения радиационно-аварийных работ Владимир Сафронов, комментируя обращение активистов, заявил: «Мы там работаем уже лет десять и еще столько же будем работать».

Руководитель проекта энергетической программы «Гринпис» Рашид Алимов объяснил ТД: «“Радон” давно занимается проблемой. Но, как признавали они сами, регулярные работы на берегу Москвы-реки не решают проблему, скорее это “терапия”, из-за того что решение слишком дорого для предприятия — но вряд ли слишком дорого для Москвы или “Росатома”».

Но на сегодняшний день вопрос с радиоактивными отходами на берегу по-прежнему остается актуальным. 30 апреля 2019 года представители ФГУП «Радон» и МЧС (акт о радиационном обследовании есть в распоряжении редакции) обнаружили, что максимальная мощность дозы гамма-излучения на участке составляет 6140 мкР/ч. На момент публикации материала загрязненные места не были никак ограничены для доступа прохожих: где-то виднелись разорванные ленты с надписью: «Опасная зона», в трех местах были установлены предупреждающие таблички и знаки радиационной опасности.

«Такие дела» направили запрос в ФГУП «Радон», чтобы выяснить, в какие сроки ожидается окончание дезактивационных работ. На момент публикации ответа от предприятия не поступило.

Строительство может затронуть радиоактивные захоронения

Причина, по которой о могильнике вспомнили снова, — решение московских властей построить Юго-Восточную хорду, а именно мост через Москву-реку от станции Москворечье в Курьянове. Согласно первоначальному плану, мост будет построен прямо на загрязненных радиоактивными отходами землях.

Планируется, что строительство восьмиполосной трассы начнется в конце 2019-го — начале 2020 года. При этом, по данным активистов, строительные работы уже начались без какой-либо экспертизы и без согласования с Московским заводом полиметаллов (ответ ГК «Росатом» на обращение местных жителей от 23 апреля есть в распоряжении ТД). Представители завода еще в 2013 году присылали свои возражения против проекта строительства хорды в окружную комиссию Южного административного округа Москвы и, в частности, отмечали, что не учтены «загрязнения прошлых лет радиоактивными отходами, требующие утилизации и последующего захоронения» (документ есть в распоряжении редакции).

Тем не менее 25 июня вышел приказ (есть в распоряжении редакции) о создании строительного участка «Участок 2. Каспийская-Шоссейная» от улицы Каспийской до Шоссейной через Москву-реку. Распоряжение подписано генподрядчиком управляющим проектом КУП «Сколково» ПАО «Мостотрест» В. В. Короткиным.

Эксперты считают, что строительство трассы сопряжено с высокими рисками, поскольку может затронуть радиоактивные захоронения, которые сейчас присыпаны грунтом. По словам Алимова, прокладывание хорды через могильник может привести к росту числа онкологических заболеваний среди москвичей.

«Проблема загрязнения у завода полиметаллов на берегу Москвы-реки известна давно. И годами эта проблема не решалась. Теперь, когда там собираются строить дорогу, грунт потревожат строительными работами, и он будет разноситься вместе с пылью, например на шинах автомобилей. Это будет безобразием, потому что известно, что там — десятки тысяч тонн радиоактивных отходов», — отметил Алимов.

По словам представителя Гринписа, эти радиоактивные отходы характеризуются альфа-частицами, которые опасны при «попадании в организм с дыханием и могут надолго оставаться в легких». «Это внутреннее облучение, которое достаточно сложно оценить», — уточнил Алимов.

Эколог отметил, что ответственность за склон лежит на московских властях, но завод полиметаллов, входящий в систему «Росатома», ставший причиной загрязнения, должен участвовать в решении проблемы. При этом, по его мнению, на данный момент нет однозначного решения, что лучше предпринять: вывезти радиоактивные отходы, оставить как есть или изолировать их на месте. «Бездействие в такой ситуации неприемлемо», — подчеркнул представитель Гринписа.

«Такие дела» направили запрос в департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы о позиции ведомства по поводу строительства хорды на месте захоронения радиоактивных отходов и рисков, которые оно может за собой повлечь. Департамент отказался от комментариев, предложив обратиться во ФГУП «Радон».

Могильник сегодня

Корреспондентка «Таких дел» побывала на месте радиационного могильника 5 июля. В этот день там проводилась уже седьмая общественная инспекция, в которой приняли участие представители различных СМИ.

«Экскурсию» по местности для журналистов провел Ожаровский. По его словам, последняя инспекция проводилась ровно неделю назад, 28 июня, и за это время многое поменялось на территории: например, два участка радиоактивного загрязнения получили метки с номерами, а ряд деревьев на смежном с могильником склоне спилили.

Территория радиоактивного могильника действительно никак не огорожена и никем не охраняется. Кажется, что после выхода различных журналистских материалов, в частности от «МБХ медиа», это место еще больше привлекает к себе внимание со стороны различных граждан. Прямо во время инспекции журналисты заметили двух подростков с дозиметрами, 15 и 16 лет.

«Мы решили прийти измерить уровень радиации, потому что наслышались про это место в интернете, нам стало интересно. Дозиметр мне достался от дяди, очень старый, советский, рабочий», — рассказал один из мальчиков. «[Мы измеряли] внизу возле реки, в ямах. Максимальный фон, мы опускали дозиметр сверху, было около 500 мкР/ч», — сообщил второй подросток.

Дозиметр во время общественной инспекции в районе могильникаФото: Анастасия Жвик

На территории инспекция заметила всего три огороженных лентами участка. При этом, согласно данным «Росатома» (имеется в распоряжении ТД), всего на территории завода полиметаллов, а также в его санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения обнаружен 41 аномальный участок местности. Получается, что они остаются никак не огороженными.

Работы по дезактивации местности должен вести «Радон». При этом на момент инспекции — в будний день, в дневное время — никаких работ замечено не было. Инспекция обнаружила лишь пару огороженных вагончиков, предположительно, для охранников. Журналисты интернет-газеты «Ридус», побывавшие здесь ранее в начале июля, представителей компании застали прямо за вывозом радиоактивных отходов.

«ФГУП “Радон” работает на другом конце могильника, как бы по диагонали от участка близ платформы Москворечье, и вывозит загрязненные радионуклидами илы бывших установок по обращению с жидкими радиоактивными отходами МЗП, — пояснил Ожаровский. — В своих ответах [на обращения местных жителей] и в личных разговорах они говорят, что вывозится примерно 15 кубометров в год.

Это ложкой вычерпывать море

Проблема состоит в том, что основное количество отходов находится наверху, возле забора МЗП, где “Радон” накопал много лунок, когда они делали радиационные обследования. В тех местах, где они снимали верхний слой, мы видим превышение нормы».

Во время инспекции наивысший зафиксированный дозиметром физика-ядерщика уровень радиации составил 716 мкР/ч. «Это действительно опасно и сравнимо с тем, что сейчас находится рядом с чернобыльской станцией», — отметил Ожаровский.

Протесты местных жителей

Против строительства Юго-Восточной хорды выступают местные жители. По словам Русланы Луговой, представителя пресс-службы инициативной группы местных жителей, граждане убеждены, что такая стройка опасна для их здоровья, во-первых, из-за непосредственной близости трассы к домам, во-вторых, из-за угрозы радиационного загрязнения воздуха.

Первые протесты местных жителей начались после того, как они не смогли попасть на публичные слушания, на которых обсуждался план строительства магистрали в ноябре 2018 года. 5 июня в мэрию Москвы на имя Сергея Собянина было передано коллективное обращение об отмене строительства Юго-Восточной хорды, под которым подписались 25,7 тысячи москвичей. Они настаивают, что решение о строительстве принималось без учета мнения жителей районов, где будет проходить магистраль.

«Публичные слушания по обсуждению проекта строительства носили фиктивный характер. Большинство пришедших на слушания были лишены возможности участвовать в них и высказать свое мнение, так как в залы, где проходили слушания, обычно заранее привозилась “массовка”, работники коммунальных организаций и бюджетных учреждений, связанных с местными органами власти», — отмечено в коллективном обращении (есть в распоряжении ТД).

По данным The Village, в протоколах публичных слушаний в Тестильщиках и Москворечье-Сабурове нашли подписи давно умерших людей — их родственники уже написали заявление в прокуратуру, приложив свидетельства о смерти. Кроме того, некоторые проголосовавшие не знали о проекте или не жили по указанным адресам, а часть жителей вписали в протоколы несколько раз, хотя они голосовали против строительства.

18 и 19 июня в районах Царицыно и Москворечье-Сабурово прошли официально согласованные митинги, на которых собрались порядка 200 активных граждан, пишет «МБХ медиа». По итогам собраний граждане записали видеообращение к президенту России Владимиру Путину, в котором попросили его посодействовать проведению независимой экспертизы по строительству магистрали. Обращение с просьбой об экспертизе было отправлено и в Международное агентство по атомной энергетике.

5 июля была подана жалоба на имя генерального прокурора России Юрия Чайки от депутата Госдумы Василия Власова (есть в распоряжении ТД) с просьбой начать проверку стройки трассы на предмет угрозы здоровью граждан. На момент публикации заметки ни на одно обращение граждан ответа не было.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ
Все новости
Новости
Загрузить ещё
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: