Самые важные тексты от «Таких дел» в моментальных уведомлениях
Подписаться

«Маленькая Припять»: чем может обернуться строительство Юго-Восточной хорды для столицы?

В нескольких сотнях метров от музея-заповедника «Коломенское» находится могильник радиоактивных отходов. Прямо над ним, по первоначальному плану, пройдет Юго-Восточная хорда, которую собираются построить московские власти. Местные жители и эксперты выступают против строительства трассы на этом месте, опасаясь, что работы затронут загрязненные слои почвы и уровень радиации повысится.

Как в Москве появилась «маленькая Припять», на каком этапе находится стройка и что о ней думают активисты, физики и экологи — в материале ТД.

Могильник радиоактивных отходов на берегу Москвы-реки в районе завода полиметаллов
Фото: Анастасия Жвик

История могильника

Могильник радиоактивных отходов находится между Московским заводом полиметаллов и Москвой-рекой, в нескольких десятках метров от забора заповедника «Коломенское». По данным ФГУП «Радон», который занимается вывозом радиоактивного грунта в этой местности, могильник образовался в 1930—1950 годах как  «наследие прошлой деятельности предприятий ядерно-промышленного комплекса СССР».

«На территории […] складировались промышленные отходы, так называемые хвосты переработанных радиоактивных руд в течение порядка 30—35 лет, которые впоследствии были засыпаны грунтом», — говорится в ответе «Радона» на обращение местных жителей в природоохранную прокуратуру (письмо есть в распоряжении редакции).

В письме не указано, какое предприятие ответственно за образование «хвостов», но эксперт программы «Безопасность радиоактивных отходов» Российского социально-экологического союза физик-ядерщик Андрей Ожаровский уверен, что радиоактивные отходы сбрасывал за забор Московский завод полиметаллов (АО «МЗП», предприятие госкорпорации «Росатом»). «Никто другой не мог сюда привезти такое количество отходов», — считает он.

Об участке размещения радиоактивных отходов на берегу Москвы-реки в районе завода полиметаллов стало известно в конце 1990 годов, и с начала 2000-х «Радон» проводит на территории дезактивационные работы — вывозит загрязненный грунт, заявили представители предприятия экологическому правозащитному центру «Беллона» в 2003 году. В 2002 году, по данным предприятия, с участка вывезли 57,5 тонны грунта, загрязненного радионуклидами, еще 37 тонн загрязненного грунта и строительного мусора вывезли только во II квартале 2004 года.

В 2010 году правительство Москвы выделило 1 миллиард рублей на поиск и вывоз радиоактивных отходов со всей территории столицы. В документе указывалось шесть участков, на которых должны были проходить работы, среди которых был назван и «склон реки Москвы в районе заповедника “Коломенское” и завода полиметаллов».

Андрей Ожаровский на инспекции
Фото: Анастасия Жвик

В 2011 году активисты Гринписа исследовали область могильника и обнаружили, что на этом участке радиационный фон достигал 600—800 микрорентген в час (мкР/ч) при норме для Москвы в 12—20 мкР/ч. Они назвали эту зону «маленькой Припятью». Представитель «Радона», директор центра технологий приема, транспортировки радиоактивных отходов и ведения радиационно-аварийных работ Владимир Сафронов, комментируя обращение активистов, заявил: «Мы там работаем уже лет десять и еще столько же будем работать».

Руководитель проекта энергетической программы «Гринпис» Рашид Алимов объяснил ТД: «“Радон” давно занимается проблемой. Но, как признавали они сами, регулярные работы на берегу Москвы-реки не решают проблему, скорее это “терапия”, из-за того что решение слишком дорого для предприятия — но вряд ли слишком дорого для Москвы или “Росатома”».

Но на сегодняшний день вопрос с радиоактивными отходами на берегу по-прежнему остается актуальным. 30 апреля 2019 года представители ФГУП «Радон» и МЧС (акт о радиационном обследовании есть в распоряжении редакции) обнаружили, что максимальная мощность дозы гамма-излучения на участке составляет 6140 мкР/ч. На момент публикации материала загрязненные места не были никак ограничены для доступа прохожих: где-то виднелись разорванные ленты с надписью: «Опасная зона», в трех местах были установлены предупреждающие таблички и знаки радиационной опасности.

«Такие дела» направили запрос в ФГУП «Радон», чтобы выяснить, в какие сроки ожидается окончание дезактивационных работ. На момент публикации ответа от предприятия не поступило.

Строительство может затронуть радиоактивные захоронения

Причина, по которой о могильнике вспомнили снова, — решение московских властей построить Юго-Восточную хорду, а именно мост через Москву-реку от станции Москворечье в Курьянове. Согласно первоначальному плану, мост будет построен прямо на загрязненных радиоактивными отходами землях.

Планируется, что строительство восьмиполосной трассы начнется в конце 2019-го — начале 2020 года. При этом, по данным активистов, строительные работы уже начались без какой-либо экспертизы и без согласования с Московским заводом полиметаллов (ответ ГК «Росатом» на обращение местных жителей от 23 апреля есть в распоряжении ТД). Представители завода еще в 2013 году присылали свои возражения против проекта строительства хорды в окружную комиссию Южного административного округа Москвы и, в частности, отмечали, что не учтены «загрязнения прошлых лет радиоактивными отходами, требующие утилизации и последующего захоронения» (документ есть в распоряжении редакции).

Тем не менее 25 июня вышел приказ (есть в распоряжении редакции) о создании строительного участка «Участок 2. Каспийская-Шоссейная» от улицы Каспийской до Шоссейной через Москву-реку. Распоряжение подписано генподрядчиком управляющим проектом КУП «Сколково» ПАО «Мостотрест» В. В. Короткиным.

Читайте также Надежно, как на кладбище

Эксперты считают, что строительство трассы сопряжено с высокими рисками, поскольку может затронуть радиоактивные захоронения, которые сейчас присыпаны грунтом. По словам Алимова, прокладывание хорды через могильник может привести к росту числа онкологических заболеваний среди москвичей.

«Проблема загрязнения у завода полиметаллов на берегу Москвы-реки известна давно. И годами эта проблема не решалась. Теперь, когда там собираются строить дорогу, грунт потревожат строительными работами, и он будет разноситься вместе с пылью, например на шинах автомобилей. Это будет безобразием, потому что известно, что там — десятки тысяч тонн радиоактивных отходов», — отметил Алимов.

По словам представителя Гринписа, эти радиоактивные отходы характеризуются альфа-частицами, которые опасны при «попадании в организм с дыханием и могут надолго оставаться в легких». «Это внутреннее облучение, которое достаточно сложно оценить», — уточнил Алимов.

Эколог отметил, что ответственность за склон лежит на московских властях, но завод полиметаллов, входящий в систему «Росатома», ставший причиной загрязнения, должен участвовать в решении проблемы. При этом, по его мнению, на данный момент нет однозначного решения, что лучше предпринять: вывезти радиоактивные отходы, оставить как есть или изолировать их на месте. «Бездействие в такой ситуации неприемлемо», — подчеркнул представитель Гринписа.

«Такие дела» направили запрос в департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы о позиции ведомства по поводу строительства хорды на месте захоронения радиоактивных отходов и рисков, которые оно может за собой повлечь. Департамент отказался от комментариев, предложив обратиться во ФГУП «Радон».

Могильник сегодня

Корреспондентка «Таких дел» побывала на месте радиационного могильника 5 июля. В этот день там проводилась уже седьмая общественная инспекция, в которой приняли участие представители различных СМИ.

«Экскурсию» по местности для журналистов провел Ожаровский. По его словам, последняя инспекция проводилась ровно неделю назад, 28 июня, и за это время многое поменялось на территории: например, два участка радиоактивного загрязнения получили метки с номерами, а ряд деревьев на смежном с могильником склоне спилили.

Территория радиоактивного могильника действительно никак не огорожена и никем не охраняется. Кажется, что после выхода различных журналистских материалов, в частности от «МБХ медиа», это место еще больше привлекает к себе внимание со стороны различных граждан. Прямо во время инспекции журналисты заметили двух подростков с дозиметрами, 15 и 16 лет.

«Мы решили прийти измерить уровень радиации, потому что наслышались про это место в интернете, нам стало интересно. Дозиметр мне достался от дяди, очень старый, советский, рабочий», — рассказал один из мальчиков. «[Мы измеряли] внизу возле реки, в ямах. Максимальный фон, мы опускали дозиметр сверху, было около 500 мкР/ч», — сообщил второй подросток.

Дозиметр во время общественной инспекции в районе могильника
Фото: Анастасия Жвик

На территории инспекция заметила всего три огороженных лентами участка. При этом, согласно данным «Росатома» (имеется в распоряжении ТД), всего на территории завода полиметаллов, а также в его санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения обнаружен 41 аномальный участок местности. Получается, что они остаются никак не огороженными.

Работы по дезактивации местности должен вести «Радон». При этом на момент инспекции — в будний день, в дневное время — никаких работ замечено не было. Инспекция обнаружила лишь пару огороженных вагончиков, предположительно, для охранников. Журналисты интернет-газеты «Ридус», побывавшие здесь ранее в начале июля, представителей компании застали прямо за вывозом радиоактивных отходов.

«ФГУП “Радон” работает на другом конце могильника, как бы по диагонали от участка близ платформы Москворечье, и вывозит загрязненные радионуклидами илы бывших установок по обращению с жидкими радиоактивными отходами МЗП, — пояснил Ожаровский. — В своих ответах [на обращения местных жителей] и в личных разговорах они говорят, что вывозится примерно 15 кубометров в год.

Это ложкой вычерпывать море

Проблема состоит в том, что основное количество отходов находится наверху, возле забора МЗП, где “Радон” накопал много лунок, когда они делали радиационные обследования. В тех местах, где они снимали верхний слой, мы видим превышение нормы».

Во время инспекции наивысший зафиксированный дозиметром физика-ядерщика уровень радиации составил 716 мкР/ч. «Это действительно опасно и сравнимо с тем, что сейчас находится рядом с чернобыльской станцией», — отметил Ожаровский.

Протесты местных жителей

Против строительства Юго-Восточной хорды выступают местные жители. По словам Русланы Луговой, представителя пресс-службы инициативной группы местных жителей, граждане убеждены, что такая стройка опасна для их здоровья, во-первых, из-за непосредственной близости трассы к домам, во-вторых, из-за угрозы радиационного загрязнения воздуха.

Первые протесты местных жителей начались после того, как они не смогли попасть на публичные слушания, на которых обсуждался план строительства магистрали в ноябре 2018 года. 5 июня в мэрию Москвы на имя Сергея Собянина было передано коллективное обращение об отмене строительства Юго-Восточной хорды, под которым подписались 25,7 тысячи москвичей. Они настаивают, что решение о строительстве принималось без учета мнения жителей районов, где будет проходить магистраль.

Читайте также «В живых остался только я один»

«Публичные слушания по обсуждению проекта строительства носили фиктивный характер. Большинство пришедших на слушания были лишены возможности участвовать в них и высказать свое мнение, так как в залы, где проходили слушания, обычно заранее привозилась “массовка”, работники коммунальных организаций и бюджетных учреждений, связанных с местными органами власти», — отмечено в коллективном обращении (есть в распоряжении ТД).

По данным The Village, в протоколах публичных слушаний в Тестильщиках и Москворечье-Сабурове нашли подписи давно умерших людей — их родственники уже написали заявление в прокуратуру, приложив свидетельства о смерти. Кроме того, некоторые проголосовавшие не знали о проекте или не жили по указанным адресам, а часть жителей вписали в протоколы несколько раз, хотя они голосовали против строительства.

18 и 19 июня в районах Царицыно и Москворечье-Сабурово прошли официально согласованные митинги, на которых собрались порядка 200 активных граждан, пишет «МБХ медиа». По итогам собраний граждане записали видеообращение к президенту России Владимиру Путину, в котором попросили его посодействовать проведению независимой экспертизы по строительству магистрали. Обращение с просьбой об экспертизе было отправлено и в Международное агентство по атомной энергетике.

5 июля была подана жалоба на имя генерального прокурора России Юрия Чайки от депутата Госдумы Василия Власова (есть в распоряжении ТД) с просьбой начать проверку стройки трассы на предмет угрозы здоровью граждан. На момент публикации заметки ни на одно обращение граждан ответа не было.


В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.



В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: