В России откроют филиалы колоний при заводах. Что это — ГУЛАГ или шаг к частным тюрьмам?
С 1 января 2020 года в России вступит в силу закон о создании филиалов колоний и исправительных центров при крупных заводах и стройках. На предприятиях будут создавать общежития, где осужденные за нетяжкие преступления смогут ночевать после работы.
«Такие дела» обратились к экспертам, чтобы понять, сможет ли новый закон улучшить жизнь осужденных в России или повлечет за собой нарушения прав.
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2019/07/koloniya-1.jpg)
Алексей Федяров
Руководитель юридического департамента правозащитной организации «Русь сидящая»
Здравствуй, советская система ФСИН, здравствуй, ГУЛАГ. Сейчас начнут гонять людей на работу. По большому счету, может, это и неплохо в существующей системе, при условии, что будут платить нормально и условия труда будут нормальными, — в чем я очень-очень сомневаюсь. Сейчас тоже имеются производственные площадки и промышленные зоны во многих колониях, где бизнес работает и арендует эти площадки. Какие-то самые простые, самые грязные работы делают люди. Платят за это даже не копейки, а меньше копеек. Люди получают по 100 рублей, в лучшем случае 200-300.
На данный момент [перевода из колонии-поселении в общежитие на предприятии] у нас в законе нет, но когда нужно, законы у нас меняются моментально. Так что, я думаю, и здесь все это отработают и все изменения будут приняты очень быстро. Это никак серьезно на права [осужденных] не повлияет, потому что и сейчас можно человека практически неограниченно гонять по всей стране. И есть масса обоснований и поводов, чтобы не содержать человека в регионе.
Легализуется практически существующая практика. В колониях-поселениях и так люди работают, их вывозят. Заключенные часто строят дома начальникам колоний или еще кому-то — все это давно-давно существует. Сейчас это все просто обретет законодательную форму. Вы же понимаете, что заключенные будут использоваться в самых грязных, самых низкооплачиваемых работах. Не более того.
Очень тонкий вопрос, [смогут ли заключенные отказаться от работы на конкретном предприятии]. Даже сейчас работают далеко не все заключенные, но и регулярное наказание за отказ от труда имеется. Поэтому как будет все это осуществляться? Кого надо накажут. [В исправительных учреждениях] все внутри построено на взаимоотношениях. Начальник колонии выполняет свой план, ему надо, например, из колонии-поселения, в которой живут 100 человек, отправить на работу 30. И что вы думаете, не наберет? Он пальцем ткнет, скажет: «Ты пойдешь». Что, ему человек скажет: «Нет, я не пойду»? На следующий день он уже будет в ШИЗО и перережимится на общий режим в колонии-поселении. Поэтому отказов не будет, все будут идти.
Иван Мельников
Ответственный секретарь Общественной Наблюдательной Комиссии по городу Москве
Инициатива в том виде, в котором она задумана, будет очень полезна. В этом законопроекте задумано несколько важных нюансов, в частности, это ресоциализация заключенных. Люди, находясь еще в колониях-поселениях, смогут работать вместе с людьми, которые находятся на воле. Учитывая, что многие граждане находятся в СИЗО длительное время, контакт с внешним миром теряется.
Второй момент — это заработная плата. В среднем зарплата в колониях и в СИЗО колеблется от 10 до 11 тысяч рублей — это мизерная оплата труда. Учитывая, что многие граждане обязаны отдавать часть заработанного исправительному учреждению за то, что там содержатся, остаются совсем копейки. Еще часто бывает, что у обвиняемых есть гражданские иски от потерпевших, когда за совершенное преступление требуют возмещения материального или морального вреда и с этим напрямую связано досрочное освобождение. Я надеюсь, что на территории производств будет другой уровень заработной платы.
Есть еще плюс в том, что требуются более высококвалифицированные профессии: если в колониях часто работают на производстве по фасовке продуктов питания либо на швейном производстве, то тут открывается больший потенциал для развития гражданина. Он сможет выполнять более высококвалифицированную работу, которая в последующем ему пригодится.
В законопроекте прописано, что [осужденных] необходимо обеспечить жильем, то есть должны быть спальные места в нормальных условиях и медицинская помощь в необходимом количестве. Эти нормы и заработную плату необходимо контролировать законодателю, который принимал законопроект.
Желательно, на мой взгляд, внести дополнительные изменения в ФЗ № 76 «Об общественном контроле«, на основании которого работают общественно-наблюдательные комиссии, чтобы мы также могли контролировать эти места и проверять условия содержания граждан. Пока еще это не прописано: если в колонию-поселение мы можем приехать, то в таких филиалах с этим могут возникнуть проблемы.
Крайне важно контролировать исполнение — тогда мы действительно получим полноценный хороший проект. Вполне возможно создать рабочую группу, куда бы были включены сотрудники ФСИН, предприятия и члены ОНК, чтобы мы могли полноценно прийти к консенсусу. Нужно изначально создавать такие условия для заключенных, чтобы впоследствии не было претензий и жалоб в части материально-бытового, медико-санитарного обеспечения осужденных и заработной платы. Здесь просто необходимо, на мой взгляд, заранее в рамках рабочей группы все нюансы обговорить.
Чтобы реализовать эту инициативу, нужно запустить пилотный проект без нарушений. Если в правоприменительной практике мы в один прекрасный день придем в одно из таких учреждений и нам расскажут о каких-то ужасах, например, что заработная плата у них как была, так и осталась, что живут они в холодных бараках, не дают медобеспечения, то вся инициатива будет дискредитирована.
Еще один момент, который мы с вами не до конца понимаем, — то, что это шаг к так называемым частным тюрьмам. На Западе это распространенная функция: компания отдает в безвозмездное пользование часть своих территорий, и там могут сделать действительно комфортные условия. Туда люди будут стремиться попасть и будет возможность получать достойную заработную плату и социализироваться.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам