В Оренбургской области опека изъяла приемных детей после просьбы матери о помощи
Органы опеки Александровского района Оренбургской области изъяли из приемной семьи двоих детей-подростков после того, как их мать, жительница села Хортица Ирина Герасимова, обратилась к чиновникам за помощью. Женщина пожаловалась опеке, что бывший муж, с которым она развелась в 2018 году, плохо влияет на ее 15-летнего приемного сына, и попросила совета психолога. В ответ обоих детей поместили в спецучреждение. О ситуации «Таким делам» рассказала Анна Межова, президент фонда «Сохраняя жизнь», который работал с Герасимовой.
По словам Межовой, фонд оказывал помощь семье Герасимовой начиная с зимы 2018 года. Семья приезжала непосредственно в офис фонда в Оренбурге, но из-за расстояния в 200 километров от села Хортица не могла делать это часто, некоторые вопросы пытались решать по телефону, что не столь эффективно, подчеркивает Межова.
«Позиция опеки сейчас такова: семья тяжело разводится, и детям смотреть на это не надо. Отец на глазах у детей разбил стекла в доме, с топором кидался на жену, и детей изъяли, чтобы он им не навредил. Я спросила в министерстве образования, в аналогичной ситуации они бы так же изъяли и родных детей? Отвечают: “Нет, только приемных, поскольку они и так уже натерпелись”», —рассказала Межова.
Глава фонда уверена, что ситуацию с агрессивным мужчиной можно было решить на уровне участкового, но «никто не захотел помогать, оставили ее [Герасимову] одну», а опеке «лишь бы забрать детей».
Ирина Герасимова в беседе с ТД сообщила, что развелась с мужем в 2018 году из-за нарастающей агрессии с его стороны: оскорблял, «замахивался» сначала наедине, потом в присутствии детей: 15-летнего Славы и 11-летней Тани. Угрозы мужа женщина записывала на диктофон, но участковый отказался считать это доказательством.
После развода женщина выиграла все суды — по разделу имущества и выселению бывшего мужа из дома, который она покупала сама. По словам Герасимовой, его это разозлило: «Говорит: “Все равно я тебе отомщу, будешь кровавыми слезами плакать”».
После того, как супруги разъехались, 15-летний Слава начал постоянно убегать к отцу — Герасимова объясняет это тем, что мальчику в его возрасте просто необходимо мужское общество. Бывший муж начал настраивать подростка против матери: «Папа сказал — тебе не помогать, скотина твоя, дом твой, вот сама и справляйся».
В апреле Герасимова решила обратиться в опеку с просьбой помочь оградить его от влияния отца. В опеке заявили, что не имеют на это полномочий. После этого Герасимова вновь пожаловалась чиновникам на поведение приемного сына, мальчику дали месяц на исправление. Вскоре Слава уехал на 10 дней в спортивный лагерь, потом в санаторий, а, вернувшись оттуда, снова сбежал к отцу.
22 июля семья должна была ехать в опеку — оформлять документы для направления в центр социальной реабилитации, где со Славой бы работали психологи. Подростка пришлось искать с полицией, после чего его забрали на основании того, что он сбежал из дома. Следом опека приехала за 11-летней Таней, по словам Герасимовой, девочку изъяли, так как «нельзя разлучать брата и сестру».
Детей поместили сначала в больницу в райцентре, где Герасимова их несколько раз навестила, но 31 июля Славу и Таню перевезли в детский дом в Саракташе — за 300 километров от Хортицы. Чтобы увидеть детей, матери нужно ехать на автобусе и электричке почти два дня.
«Я обратилась в опеку за помощью, а вот как эта просьба обернулась… Танюшка сильно плакала: “Мамочка, не отдавай меня!” Я Славу воспитываю 11 лет, Таню — шесть лет. У нее разные заболевания: лимфоузлы воспаляются, киста яичника, проблемы с глазами. Я только ей операцию на глаза выбила, в сентябре ее очередь подошла», — говорит Герасимова.
Женщина написала заявление на действия опеки в прокуратуру. В опеке Герасимовой заявили, что не вернут детей, пока она не «решит проблему» с бывшим мужем. «Такие дела» обратились в министерство образования Оренбургской области с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию и основания для изъятия детей Герасимовой.
В июне у жительницы Москвы опека изъяла троих приемных детей после жалобы из детского сада: пятилетний мальчик сказал, что мать якобы укусила его за ухо, что впоследствии не подтвердилось. Договор опеки расторгли в тот же день без проверки. В июле суд признал решение об изъятии незаконным и обязал вернуть детей в семью. В детдоме матери заявили, что все воспитанники в лагере. Мать написала заявление в СК.