В Госдуме 21 октября прошли парламентские слушания по предупреждению домашнего насилия. Участники представили статистику по жертвам семейно-бытового насилия и обсудили готовящийся в Совете Федерации проект закона, который должен защитить пострадавших. Адвокат Мари Давтян рассказала «Таким делам» о содержании законопроекта и о том, как прошли слушания.
Мари Давтян
адвокат, руководительница Центра защиты пострадавших от домашнего насилия
«На слушаниях обсуждали свежую версию законопроекта. С 2016 года (когда в Госдуму был внесен законопроект о профилактике домашнего насилия. — Прим. ТД) произошло много изменений, в том числе декриминализация [побоев в семье]. Дорабатывал законопроект Совет по правам человека, потом его направили в Госдуму и Совет Федерации. Все работают вместе над единым текстом.
Законопроект не совсем такой, каким был в 2016 году, но концептуально это близкий текст. Он, наверное, еще будет освежаться с технической точки зрения, но мне кажется, мы должны хотя бы с этого начать. Главное — сохранить защитные меры, сохранить межведомственное взаимодействие и придать правовую рамку этому явлению.
Мне кажется, закон готов, чтобы его принимать. Новая система будет создана по факту, и эта система должна обкатываться, это [займет] немало времени. Долго сидим над одними и теми же вопросами, все спорят над определениями. Но два юриста — три мнения. По факту мы юридической казуистикой занимаемся, а мне кажется, что надо уже попробовать и, если что, вносить поправки, иначе будем спорить еще пять лет.
Парламентские слушания прошли хорошо. Выступили все, кто так или иначе занимается этой проблемой, у кого есть практический опыт. Выступило МВД — оно нас поддержало, и Минтруд говорил, что поддерживает.
Конечно, были и противники. Нельзя назвать [их выступления] конструктивными, потому что это были оскорбления, обвинения в работе на Госдеп и ФБР. Мы даже не стали спорить: это просто глупо, когда человек не говорит никаких аргументов, но говорит, что ты агент Госдепа. Мы были в шоке от того, как они вели себя в стенах Госдумы — кричали, перебивали, вели себя по-хамски.
Обратите внимание на последние исследования ФОМа, ВЦИОМа и “Левада-центра” — общественное мнение поддерживает закон. Но противники громко кричат и активны, в отличие от сторонников, которые занимаются нормальной работой, более полезной. Нужно, чтобы люди писали [президенту РФ и председателю Госдумы], даже две строчки: “Я поддерживаю принятие закона”. Это уже будет полезно».