Конструктор сайтов Tilda посоветовал пользователям не писать о политике. Что это значит для активистов?
Платформа Tilda 16 января начала блокировку сайтов с общественно-политическим содержанием. Одним из первых был заблокирован сайт проекта «Ростовское дело». В Tilda пояснили, что ограничение на публикацию политических материалов всегда было в оферте платформы. Какого рода контент считается подлежащим блокировке, компания не сообщила, заявив только, что это зависит от «адекватности и агрессивности» текстов.
Можно ли назвать решение Tilda блокировать политический контент цензурой и смогут ли тогда активисты продолжать говорить о социальных проблемах на своих сайтах на основе платформы — своим мнением с «Такими делами» поделились общественники.
Алексей Сидоренко
директор проекта «Теплица социальных технологий»
С одной стороны, Tilda — заложники своей российской юрисдикции: «Правила на рынке такие: хочешь развиваться и зарабатывать деньги — про политику забудь. И все будет хорошо». Tilda, видимо, не учла, что создала не просто дизайн-платформу, а медиаплатформу, у которой могут быть вполне себе медиаприменения, а именно публикация «конфликтогенной» информации.
С другой стороны, Tilda — какие-то странные перестраховщики.
Является общественным, но не политическим. Просто оно направлено на силовиков. И с ними никто в России не хочет входить в неприятные отношения. В этом Tilda можно понять, но не простить. Остается только догадываться, решили они заблокировать материал «по звонку» или сами, «кабы чего не вышло».
Сейчас много НКО и общественных движений пользуются Tilda. Она с дизайнерской точки зрения отличный инструмент. Tilda проста и красива, у ее создателей очень крутой стиль — этого не отнять. Очевидно, что платформа быстро привлекает пользователей. Мы сами после появления Tilda стали рассказывать о ней, поскольку это хороший первый опыт создания своего медиапроекта.
Критерии «адекватности» (платформа Tilda объявила, что окончательное решение по блокировке сайтов будет принимать, исходя из «адекватности контента». — Прим. ТД) — это, как правильно пишет Анастасия Сечина (журналист в медиапроекте «Четвертый сектор». — Прим. ТД), по сути, отказ от правил.
Tilda, к сожалению, идет по простой дорожке — оставляет это все на усмотрение каких-то анонимных модераторов и какой-то анонимной платформы, вместо того чтобы четче квалифицировать, что такое политический контент. К сожалению, это очень «российский» подход. Он дает большую свободу для маневра платформе, но посылает следующий сигнал: «Удалять или не удалять вас — решение ваше, а не наше. И способов подать апелляцию у вас нет».
Анастасия Сечина
координатор, журналист в медиапроекте «Четвертый сектор»
Я расстроена, дезориентирована и обескуражена. Еще мне сложно оценивать действия сервиса с правовых позиций. Чисто по-человечески могу дать эмоциональную оценку: «Фу, позорно-то как».
Вообще, история делится как минимум на две части. Есть часть про использование функции «Потоки», предназначенной для публикации новостей. Якобы там более жесткие условия по контенту, и якобы «Ростовское дело» их нарушило. Судя по тому, что сайт разблокировали, так и не нарушило.
Вторая часть — про пользовательское соглашение. В своей позиции Tilda заявила, что общественно-политический контент с ее помощью публиковать нельзя от слова «совсем» и это якобы прописано в пользовательском соглашении. При этом в соглашении есть только пункт 7.8, где говорится, что нельзя использовать платформу и сайт для публикации, распространения, хранения, передачи в любой форме контента, который «может быть воспринят как пропаганда определенных политических и религиозных взглядов, нетрадиционной сексуальной ориентации». Я считаю, что это не является запретом на публикацию любого общественно-политического контента.
Получается, платформа установила правила, но решать, когда их применить, она будет в зависимости от ситуации и опираясь на собственное чувство прекрасного?
После этой ситуации моя лояльность к платформе упала до нуля. От греха подальше я выкачала с Tilda сайты «Обвинительные клоны» и We Accept. Они вполне попадают под определение «иной подобный характер». Даже если Tilda не будет трогать наши проекты, сделанные на их движке, ситуация показала создателей платформы с очень неприятной стороны. Я не хочу пользоваться их услугами не только и не столько из-за рисков, сколько из принципа.
Ксения Бабич
пресс-секретарь «Правовой инициативы»
Несколько партнерских проектов «Правовой инициативы» разместили на платформе Tilda свои сайты о правах женщин и отдельные тематические лендинги. В их числе лендинги о деле Валерии Володиной в ЕСПЧ и о правах женщин в Чечне. Для нас стало неожиданным то, что Tilda на основании одного из пунктов своего пользовательского соглашения приняла решение о блокировке сайта «Ростовского дела». Конечно, наш контент на этой платформе тоже под угрозой. Особенно возмущает, что они сделали блокировку без предупреждения владельцев, и только после разрешили сохранить сайт. Сейчас мы сделали бекап всех лендингов, которые были на Tilda, планируем изучить другие платформы и как можно быстрее туда переехать.
Из заявления платформы нам неясны правила, по которым принимается решение о блокировках.
Процедура принятия решения абсолютно непрозрачна.
Илья Ершов
со-руководитель проекта «Открытое пространство» (Санкт-Петербург), координатор онлайн-магазина артефактов гражданского общества
У меня ощущение, что пользовательское соглашение Tilda написано сразу на двух стульях: в одном пункте (7.8 а) они запрещают любую дискриминацию, а в соседнем (7.8 б) — аккуратно пишут, что могут воспринять любой контент как пропаганду. Tilda — бизнес проект, для которого вопрос репутации, надежности и количества клиентов очень важен. Отсюда такие нечеткие формулировки в правилах и попытках ответа. В последние годы Tilda стала очень популярной платформой, и если сейчас общественно-политические сайты начнут массово уходить с нее, то она потеряет деньги и репутацию.
В наших силах сделать так, чтобы начавшаяся общественная кампания повлияла на администрацию платформы.
У нас на платформе Tilda находится онлайн-магазин, где, в том числе, можно купить мерч в поддержку преследуемых антифашистов-анархистов и ЛГБТ-фестиваля «Бок о бок». С одной стороны, это бизнес-проект, интересы которого так отстаивает Tilda. С другой стороны, наш контент можно воспринять как пропаганду «определенных взглядов».
Tilda — удобная платформа, но мы думаем переходить на другую или создавать сайт самим. Первое, что мы сейчас делаем — читаем пользовательское соглашение разных платформ, и то, что мы видим в соглашениях у российских платформ, наc совсем не устраивает.
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам