Усыплять, продавать, выбрасывать. Что будут делать с животными, когда закроют контактные зоопарки?

С 1 января 2020 года вступили в силу положения закона «Об ответственном обращении с животными», которые запрещают контактные зоопарки. Активисты говорят, что закон в нынешнем виде не помогает животным: многие из них оказываются на улицах, а большинство контактных зоопарков продолжает работать.

«Такие дела» спросили у зоозащитников и юриста, как теперь будут работать контактные зоопарки и что делать, чтобы животные не оказались усыплены после закрытия.

Как работает новый закон?

Закон «Об ответственном обращении с животными» президент РФ подписал в декабре 2018 года. Госдума приняла проект спустя восемь лет после внесения. Законом запрещается устраивать бои между животными, торговать ими в не отведенном для этого месте, распространять материалы, показывающие жестокое и антигуманное обращение с животными. Некоторых диких животных категорически не разрешается содержать в квартирах, частных домах, на садовых участках. 

Читайте также «Не относиться к животным как к бизнесу»: как устроены контактные зоопарки и могут ли они быть полезны?

С 2020 года запрещены контактные зоопарки в торговых центрах. Юридические лица должны либо закрыть учреждения, либо изменить формат — например, организовать зоопарк или океанариум, и получить лицензию до 1 января 2022 года. Однако 69 пункт требований к содержанию животных указывает, что в любом обычном зоопарке или на выставке руководитель или индивидуальный предприниматель может составить график контакта с животным. 

«По сути график никем не ограничен: владелец может установить его с девяти утра до 10 вечера, сколько и работает торговый центр», — объясняет директор фонда защиты городских животных Екатерина Дмитриева. В таком виде зоопарки могут продолжать работать до 2022 года, считают эксперты. «Если пока лицензия не требуется, то как закрыть такой зоопарк? Сейчас они будут убирать слово “контактные”, чтобы лишний раз не мозолить людям глаза. До 2022 года получается правовая пустота», — указывает юрист и зоозащитник Артем Шамардин.

«Как будто экспонаты в музеях»

В начале января компания 2ГИС подсчитала, что в России около 130 контактных зоопарков: в Москве открыты 55, в Екатеринбурге — 16, в Санкт-Петербурге — 13, в Челябинске — 11. Однако Екатерина Дмитриева уверена, что сосчитать такие зоопарки невозможно, поскольку они пока не лицензируются. «Если у человека один ИП, его зоопарки могут быть в десятках торговых центров», — комментирует эксперт. Более того, в перечень зверей, которых запрещено держать в домовладениях, не вошли многие мелкие дикие и домашние животные, поэтому частные контактные зоопарки устраивают в домах и не регистрируют.

Екатерина Дмитриева объясняет, почему животным плохо в контактных зоопарках: в торговом центре стоит бесконечный гул, на них часто направлены софиты, и нет помещений, где животное может укрыться. «Они освещают животных так, как будто это экспонаты в музеях. Там невозможно ходить, слепит глаза», — говорит Дмитриева.  Бывшие сотрудники контактных зоопарков рассказывают, что в помещениях могут не соблюдать элементарные санитарные нормы, например, не убирать отходы. Директор центра реабилитации животных «Феникс» Вероника Матюшина добавляет, что в таких зоопарках плохо следят за здоровьем животных. «Нам приходилось забирать из “контактников” кроликов с поломанными ребрами и оторванными ушами», — вспоминает Матюшина.

Читайте также Как защитники природы спасают тигров на Дальнем Востоке

Диких животных можно купить на онлайн-сервисах «Авито» или «Юла», магазины экзотических животных работают во многих российских городах. От нелегальной торговли животными только на Дальнем Востоке пострадали более 160 видов дикой фауны и флоры. «Мы пытались блокировать такие сайты, но прокуратура недостаточно контролирует такую деятельность», — рассказывает директор фонда защиты городских животных. Она говорит, что очень просто купить ежей, енотов, рептилий и других некраснокнижных животных. «Никакой ответственности у собственника за их судьбу нет», — добавляет Екатерина Дмитриева. По таким каналам животные могут попадать в контактные зоопарки.

Руководитель зоопарка (ранее — контактного зоопарка) «Страна ЕНОТиЯ» Руслан Мыльцев заявил ТД, что они не содержат ни одного дикого животного. «Все животные рождены в неволе, они адаптированные и одомашненные, — утверждает Мыльцев. — Мы держим не лису обыкновенную, а выведенный вид лисы домашней. Многие наши животные рождены в зоопарках, привезены из питомников, института генетики и цитологии». Он добавил, что на каждого животного у них имеется ветеринарный документ, предоставить который они могут только проверяющим органам.

Сейчас такие зоопарки, как «Страна ЕНОТиЯ» и «Белый кенгуру», ограничивают контакт с лисами, эму и несколькими другими животными, но остальных трогать не запрещают. «Перечень животных (приложение №13 к требованиям к содержанию, — прим. ТД), которые допускаются законом до физического контакта, обширный: мулы, зебу, олени, альпаки, лошади, даже моллюски — каждого из них можно потрогать при желании», — говорит Дмитриева.

30 декабря были опубликованы требования к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях: размер вольеров, температура, условия при перевозке животных и другое. «Меня возмутило, что для кошек допустимый размер клетки установлен в 0,6 квадратных метров — чуть больше переноски. Ужасный уровень проработки документа», — считает Дмитриева.

Закрытие контактных зоопарков

В России, по оценке комитета Госдумы по экологии, уже закрыто около 6% контактных зоопарков, хотя точное количество таких учреждений неизвестно. Председатель комитета Владимир Бурматов говорит, что животных из этих закрытых зоопарков удалось пристроить, но не уточнил, в какие реабилитационные центры или учреждения. «Я настаиваю на том, чтобы контактные зоопарки закрывались не день в день. Реабилитационным центрам нужно успевать оказывать ветеринарную помощь животным, реабилитировать их, возвращать в естественную среду обитания», — считает Бурматов. 

Читайте также Откуда на улицах берутся бездомные животные и что с ними делать?

Сейчас хозяин животного, чей зоопарк был закрыт, может оставить и содержать животных до их естественной смерти либо отдать в приют или другим лицам. «Большинство владельцев таких зоопарков это делать не будут, — считает директор “Феникса” Вероника Матюшина. — Они начнут животных либо усыплять, либо предлагать купить, либо выбрасывать. Если повезет, кто-нибудь заберет животных, еще и без документов, в частные зоопарки. Куда животных — никто не продумал. А некуда их».

По словам депутата Бурматова, в России работают 18 приютов, пригодных для содержания диких животных. «Это не приюты — приютов для диких и экзотических животных нет, — комментирует Матюшина слова депутата. — Есть пункты временного содержания, центры реабилитации, которые частично выполняют роль приютов, частные дома и квартиры».

Зоозащитница Екатерина Дмитриева считает, что в приюты повезут только  краснокнижных животных, «а не морских свинок и ежиков». «Сейчас объемы бизнеса контактных зоопарков и торговли животными никто даже примерно не знает, поэтому не ясно, сколько и каких животных смогут принять приюты. Нужна обязательная идентификация животных», — говорит она. 

Куда попадают животные?

Центры передержки диких животных есть не во всех регионах, а большинство владельцев приютов выступают против объединения кошек и собак с дикими животными. «Мы настаиваем, что никаких приютов домашних животных рядом быть не должно. С кошками и собаками могут работать непрофессионалы, а с дикими особями — нет», — замечает Вероника Матюшина. Президент благотворительного фонда защиты животных «Бим» с этим не согласна и говорит, что для них все животные одинаковы. «Я не собираюсь никого отделять, ни кошек, ни собак, ни старых лошадей, ни медведей. У меня около трех тысяч животных. Это не пункт временного содержания, а приют, где дают кров», — подчеркивает Дарья Тараскина.

Закон вступил в силу с начала года, но в методических указаниях об организации приютов не прописаны необходимые нормы, говорит юрист Шамардин. «Возникает вопрос, зачем этот федеральный закон принимали, если субъекты федерации совсем не готовы обеспечить животных приютами», — недоумевает эксперт.

Читайте также «Ласковый, несмотря на габариты» — как пензенская семья приютила котенка пумы из контактного зоопарка

Закон позволяет передавать животных не только в приюты и зоопарки, но и в цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы и питомники. Это возмутило сообщество защитников животных, ветеринарных врачей, биологов — по мнению активистов, цирки получают бесплатных питомцев для использования в коммерческих целях, а любой предприниматель сможет организовать питомники и торговать дикими животными. Этот проект требований к содержанию животных разрабатывало Министерство культуры совместно с Минприроды.

Некоторые контактные зоопарки перестали так себя называть — и планируют оставить животных и продолжать работать в торговых точках. «В торговом центре нельзя находиться контактным зоопаркам. А мы не контактный зоопарк и никуда уходить не собираемся, — говорят в зоопарке “Зверюшки” (ранее — контактный зоопарк “Зверюшки как игрушки”). — Знаете, как животные содержатся в приютах? В их крошечных клетках размером 50 на 50 сантиметров животные просто умрут. А мы любим своих животных и не собираемся их никуда сдавать». Зоопарк «Зверюшки» до сих пор предлагает услуги выездного зоопарка, где можно заказать фото- и видеоуслуги, потрогать и покормить животных, также возможен индивидуальный заказ животных, не присутствующих в списке на сайте.

«Мы находимся на специально предназначенной территории. Торговый центр имеет право на своей площади размещать зоопарки, — говорит директор “Страны ЕНОТиЯ” Руслан Мыльцев. — У нас мини-зоопарк, есть контактная зона, что полностью соответствует закону. Вопрос, куда деть животных, у нас не стоит». Сейчас в законе не уточняется, что зоопарки больше не имеют права находиться в торговых центрах. «Совершенно не ясен термин “место содержания животного” из текста ФЗ — “здание, строение, сооружение, помещение или территория, где животное содержится большую часть времени в течение суток”. Этим местом может быть и торговый центр», — считает юрист Артем Шамардин.

Как отслеживать судьбу животных?

Следить за тем, куда пристроены животные, должны прокуратура и местные региональные органы власти, которые заключают контракты с приютами. За надзор над дикими животными должны отвечать региональные подразделения Росприроднадзора. Депутат Бурматов говорит, что в действительности такая работа ляжет на общественных инспекторов, то есть волонтеров. «Мы специально создали такой институт, потому что никаких полицейских и прокурорских сил на это не хватит, они не смогут уследить за таким большим количеством животных», — комментирует Бурматов. По закону инспекторам полагается специальное удостоверение, они могут вести фото- и видеосъемку, запрашивать документы. 

Читайте также Состава нет

Ответственность самого хозяина животного по-прежнему четко не определена. «Почему эти нормы принимались без отдельного внесения поправок в Административный и Уголовный кодексы, мне абсолютно непонятно. Такие вещи всегда принимаются “пакетно”, — отмечает юрист Шамардин. — Должно быть прописано, что подразумевается под жестоким обращением с животным и влечет уголовную ответственность. Отказ в пище, побои — все должно быть указано». Только осенью, по словам депутата Бурматова, в Госдуму внесли проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях в связи с законом «Об ответственном обращении с животными». Изменения в документах еще не приняты. 

По мнению юриста Шамардина, сейчас статья 245 УК в 99% случаев не позволяет возбудить дело против хозяина животного, потому что нужно доказать факт жестокого издевательства. «Сама конструкция состава преступления, предусмотренного статьей 245 УК РФ, не соответствует понятию жестокого обращения, данного в федеральном законе. Пока это так, ни суд, ни прокуратура ничего не изменят», — считает юрист.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: