В середине января Госдума приняла в первом чтении законопроект о раскрытии врачебной тайны осужденных, которые лечатся от наркотической зависимости. Врачи смогут предоставлять медицинские сведения органу уголовно-исполнительной системы (УИС), несмотря на закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», запрещающий это делать без согласия пациента.
Правозащитники указывают, что система помощи наркозависимым заключенным «глубоко негуманна», а некоторые осужденные не могут пройти принудительное лечение из-за отсутствия мест в медицинских организациях. Юрист Арсений Левинсон рассказал «Таким делам», в каких случаях сейчас разрешено раскрывать врачебную тайну и почему принятие поправок ухудшит ситуацию с государственной наркологической помощью.
Арсений Левинсон
юрист программы «Новая наркополитика» Института прав человека
«С одной стороны, это технические поправки, но с другой — их обсуждение важно, потому что позволяет вернуться к вопросу стигматизации и дискриминации людей с наркоманией и алкоголизмом в системе государственной наркологической помощи.
Закон уже допускает раскрытие врачебной тайны без согласия гражданина или его законного представителя — в частности, по запросу органов следствия, прокуратуры, суда, “по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно”. То есть сейчас закон позволяет ФСИН запрашивать у наркологических диспансеров информацию о тех, кто осужден условно, или кому отбывание наказания отсрочено, или об освободившихся по УДО. Но не допускает раскрытия врачебной тайны при контроле за теми, кому назначен штраф, исправительные, обязательные или принудительные работы.
Правительству важно, чтобы никто не остался без контроля со стороны людей в погонах за прохождением лечения. Поэтому законопроектом предлагается разрешить разглашение врачебной тайны по запросу органов УИС при осуществлении ими контроля “за исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию”.
Это предложение вписывается в ту систему, которую строят последние 10 лет, где государственная наркология полностью подотчетна силовикам. Уже сейчас полиция и инспекторы УИИ имеют право запросить информацию о назначенном судом лечении, и если из документов будет видно, что человек два раза не явился, или у него произошел рецидив заболевания,“срыв”, то его привлекают к административной ответственности по статье 6.9.1 КоАП РФ. А если врач-нарколог не сообщил об этом в полицию, ему еще и представление влепят и привлекут к дисциплинарной ответственности. То есть врачи должны “стучать” на своих пациентов в полицию, если те не выполняют их предписания. При этом врач может быть убежден, что это негативно повлияет на его пациента.
Врач и наркологический диспансер лишены какой бы то ни было самостоятельности и фактически выполняют полицейские функции контроля. Это полностью разлагает систему оказания наркологической помощи, у граждан теряется доверие к врачам. При этом отсутствуют возможности для анонимного лечения — фактически граждане лишаются помощи, потому что не могут обратиться туда, где о них сразу сообщат в полицию и прокуратуру.
Прокуратура имеет право запрашивать информацию о пациентах при осуществлении “прокурорского надзора”, то есть в отношении не конкретного гражданина по запросу, а прямо списком всех пациентов. Потом этих пациентов лишают водительских прав, разрешения на оружие, допуска к определенным работам, может встать вопрос о лишении родительских прав. Решение об ограничении определенных прав принимают сегодня не врач, не комиссия врачей, исходя из состояния здоровья пациента, а прокуроры в синих мундирах. Поэтому неважно, что у человека, например, два года стабильная ремиссия — водить машину ему нельзя, родительские права восстановить и забрать детей из детдома — ну, тут как прокурор решит.
Действующие сейчас положения закона о том, что “допускается разглашение” врачебной тайны, должны были бы означать, что любые сведения разглашаются с разрешения врача, мнение которого важнее, чем запрос прокурора. Сейчас же слова “допускается разглашение” истолковываются как “должны разглашаться”.
Уже давно полиция и другие правоохранительные органы пытаются взять под полный контроль пациентов наркологических диспансеров и больниц. В апреле 2019 года в очередной раз обсуждалось предложение МВД к Минздраву предусмотреть возможность полиции пользоваться без ограничений базой лиц, страдающих психическими расстройствами и зависимостями от психоактивных веществ. Тогда Российское общество психиатров выступило категорически против “интеграции информационных баз” и “облегчения доступа” указав, в частности, что “передача информации в органы внутренних дел о всех гражданах, имеющих психиатрическую или наркологическую патологию, будет способствовать усилению стигматизации профильной службы, что скажется на снижении обращаемости граждан за специализированной помощью на ранних стадиях заболевания и невозможности проведения с ними профилактической и лечебной работы”».