«В глазах россиян мы равны коронавирусу». Как изменилось отношение к китайцам после обнаружения вируса?
31 января коронавирус 2019-nCoV пришел в Россию: он был обнаружен у двоих китайцев, в Тюменской области и в Забайкалье. С тех пор российское правительство приостановило выдачу трудовых виз гражданам Китая и временно запретило жителям КНР въезжать в Россию без туристических виз.
Граждане Китая, живущие в России, говорят, что после этого стали сталкиваться с нарушениями прав и предубеждением. «Такие дела» пообщались с китайцами, которые уже несколько лет работают или учатся в России, и спросили у психолога, почему тревога вызывает ксенофобные настроения.
Запрещают заселяться в хостелы и посещать рестораны
После появления коронавируса в России СМИ стали рассказывать о том, что права граждан Китая в России нарушаются. В Казани китайцам запретили селиться в хостел, в Мурманске их не пустили в рестораны. Основатель платформы для носителей китайского языка «Серый Мокко» Фан Фей рассказал, что московские таксисты отказываются забирать китайских туристов. «Мы относимся с пониманием, но для тех китайцев, которые не из Хубэя вернулись в Москву, это тоже не очень приятно. Для России мы одни китайцы, что нам делать? Одно дело вам страшно, а другое дело — нам тоже страшно стало после этого», — сказал Фей.
7 февраля в Екатеринбурге в санатории «Бодрость» создали карантинную зону для двухнедельного наблюдения за прибывшими гражданами Китая. Местные жительницы стали жаловаться журналистам на то, что их никто не предупредил о карантине, и попытались не пустить автобус в санаторий, выкрикивая, что не допустят «китайскую заразу». Когда автобусу удалось проехать, одна из пенсионерок крикнула: «Чтоб вы заболели вирусом, проклятие вам!»
Студенты НИУ ВШЭ и МГУ из Китая рассказали «Таким делам», что их заставляют каждый день измерять температуру — часто одним и тем же градусником, в одном помещении, без каких-либо защитных мер для медицинского обследования. «Я понимаю осторожный подход к коронавирусу. Но ведь если у кого-то из студентов и есть коронавирус, то, собрав их всех вместе без защиты, они только увеличат риск передачи заболевания. И также встает вопрос, разве во время замера температуры можно обнаружить коронавирус?» — говорит студентка НИУ ВШЭ Юйцзе Чи.
Студентка Селина Ванг из РУДН рассказала, что в ее вузе всех китайцев, которые живут в общежитии и приехали в начале февраля, поселили изолированно от других — в новом общежитии. «Их кормят три раза в день, и единственный недостаток — они не могут выйти из комнаты», — отмечает Ванг. Выпускник из китайского землячества РУДН рассказал, что от студентов требуют справку о состоянии здоровья, чтобы зайти в общежитие. «Без нее студент не может зайти. Показывают паспорт, что не выезжал, но все равно», — отмечает выпускник.
Гражданин КНР, работающий в России редактором, рассказал, что сотрудников его издания попросили докладывать, если их родственники или друзья приезжают в Москву из Китая. В таких случаях им придется дистанционно работать 14 дней. «У одного коллеги жена прилетела из Пекина в Москву, и он дистанционно уже работает. Есть коллеги, которые решили не приходить в офис. Не могу сказать точно, что это связано с коронавирусом, у коллег могут быть свои причины. Мы не надеваем в офисе маски, и в принципе нас не заставляют их надевать», — отметил редактор.
Психотерапевтка Ольга Размахова отметила в разговоре с ТД, что в последнее время у россиян повысился уровень тревоги из-за коронавируса, с этой проблемой только за сутки к ней обратилось несколько человек. По ее мнению, причина этому — недостаток информации.
«Уровень напряжения явно повышается, есть таблички: “Осторожно, коронавирус!”, это очень акцентирует внимание. Вместо этого не дается конкретная информация о том, как именно локализуется и прогрессирует инфекция, например, по территориальным признакам. Мы видим только растущие цифры и не очень понимаем, как это сравнивать, скажем, с гриппом», — отмечает Размахова.
Шарахаются в лифте, косо смотрят
Живущие в России китайцы говорят, что, помимо конкретных нарушений прав, замечают и негативное отношение со стороны окружающих. Петербургские гиды рассказали «Бумаге», что особенно это заметно с группами туристов из Китая. «В Эрмитаже все шарахались от моей группы. Так реагировали обычные люди, посетители. Когда мы заходили в зал, они начинали перемещаться по углам или вовсе уходили от картины. Было явное нежелание находиться рядом», — рассказала гид-переводчик.
Юйцзе Чи отметила в разговоре с ТД, что каждый день сталкивается как с хорошим отношением к себе со стороны россиян, так и с дискриминацией. «В их глазах китайцы равны коронавирусу.
Это заставляет меня грустить и еще больше дорожить людьми вокруг меня, которые могут относиться ко мне справедливо», — говорит Чи.
Студентка и преподаватель ВШЭ Жоци Цао заметила, что люди обращают особое внимание на китайцев в медицинских масках. «Многие россияне боятся китайцев, которые надевают на лицо маску. Для них это равно болезни. При этом для нас маска — это попытка защитить себя от вируса», — говорит она.
С изменившимся отношением сталкиваются не только китайцы: студентка из Киргизии рассказала, что замечала смех за спиной и пристальные взгляды. «Перед лифтом студенты начали странно переглядываться. Одна девушка сказала “коронавирус” и стала смеяться, это подхватили остальные. В лифте они молчали, но продолжали переглядываться, кто-то просто пялился на меня», — отмечает девушка.
Размахова считает, что предубеждение к гражданам Китая объясняется двумя причинами: страхом перед тем, что коронавирус может коснуться каждого, и неприязнью к чему-то неизвестному. «С одной стороны, страна далеко, мы не очень понимаем культуру этих людей. Но поскольку они часто приезжают в Россию путешествовать, у нас могли быть уже какие-то предрассудки или раздражение из-за столкновения с их традициями», — говорит Размахова. К уже существующему негативному отношению добавляется страх болезни. Таким образом, считает психотерапевтка, людям легче начать винить китайцев в коронавирусе, чем разбираться в проблеме.
«Это намного проще, чем пытаться разобраться, каким образом себя защитить. Это намного проще, чем разбираться с тем, что на самом деле опасно в России.
Значительно меньше ресурсов мы тратим на то, чтобы решить, что проблема — это приезжающие китайцы, которые переносят вирус», — говорит Размахова.
«Я не вирус»
В ответ на нарастающую в разных странах ксенофобию во Франции запустили флешмоб «Я не вирус» (#jenesuispasunvirus), цель которого — показать, что азиатская внешность сама по себе не несет угрозы. Во Флоренции молодой человек в медицинской маске вышел на улицу с плакатом: «Я не вирус, я человек!»
Размахова считает, что бороться с ксенофобией и тревогой нужно в первую очередь путем повышения осведомленности о коронавирусе — информированность снижает уровень тревоги и повышает контроль над ситуацией. «Нужна попытка мыслить не иррационально, а рационально. Смотреть на конкретные факты и понимать, что люди не виноваты в том, что произошло, а проживающие в Китае тоже сражаются с вирусом», — утверждает специалистка.
Размахова советует взволнованным людям разобраться, как коронавирус перемещается, сравнить его заразность с другими инфекциями, вспомнить о том, как быстро прекратилось распространение свиного и птичьего гриппа. «Мы живем в некотором мифотворчестве — с одной стороны, сделанном СМИ, а с другой — сконструированном нами самими. Хорошо бы эти мифы переложить на реальность, посмотреть, что на самом деле происходит сейчас. Лично мне кажется, что опасно — это реклама “Арбидола” по Первому каналу, где говорят, что он лечит от коронавируса (эффективность этого лекарственного препарата не доказана. — Прим. ТД)», — комментирует Размахова.
В конце 2019 года в самом густонаселенном городе Центрального Китая — Ухане — зафиксировали вспышку пневмонии, вызванную ранее неизвестным типом коронавируса 2019-nCoV. По последним данным, от коронавируса погибли 639 человек, излечились — более 1,3 тысячи. Общее количество заболевших превысило 30 тысяч.
Роспотребнадзор рекомендует россиянам носить маску, пить только бутилированную воду, мыть руки, избегать поцелуев в щеку и приветственных рукопожатий. В ведомстве говорят, что самостоятельно диагностировать коронавирус не получится: его симптомы очень схожи с симптомами простуды или гриппа. Специального лечения коронавируса не существует: ожидается, что вакцина будет готова только через год. Опрошенные ТД врачи рекомендуют россиянам не заниматься самолечением, а обращаться к врачу.
Авторы: Анастасия Жвик, Екатерина Булгакова
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам