1 марта вступил в силу новый порядок ввоза в Россию незарегистрированных наркотических и психотропных препаратов, в список которых включили «Диазепам», «Мидазолам», «Клобазам», «Лоразепам» и «Фенобарбитал». Соответствующее постановление Минздрава было опубликовано в начале февраля.
«Такие дела» обратились в Детский хоспис «Дом с маяком», пациенты которого регулярно нуждаются в незарегистрированных препаратах, с просьбой разъяснить, как родители и благотворительные организации смогут получать лекарства для тяжелобольных детей.
Наталья Савва
директор по методической работе Детского хосписа «Дом с маяком»
Механизм, предусматривающий сложный процесс от назначения препарата врачом до одобрения заявок пациентов на федеральном уровне, остался. По почте заказать эти препараты нельзя, родители не смогут это сделать, как и, например, люди с депрессией. Важное изменение в том, что наркотические обезболивающие теперь смогут завозить уполномоченные организации — скажем, благотворительные фонды и хосписы.
Для пациентов ничего не изменилось в глобальном плане. Им, как и раньше, после назначения препарата врачом нужно будет обратиться в поликлинику, чтобы получить направление на региональный врачебный консилиум. После одобрения в местном органе здравоохранения заявки из регионов должны быть одобрены в Минздраве и сформирована общая закупка. Разница в том, что пациентам не нужно будет лично обращаться к федеральному врачебному консилиуму. Но препараты все равно появятся в стране под потребности каждого конкретного ребенка.
Также остается правило, которое уже действовало: если у родителей имеется на руках заключение федерального консилиума, они смогут сами провозить необходимый препарат через таможню.
Плюсы нового порядка для нас как для хосписа в том, что Минздравом расширен перечень не зарегистрированных в РФ, но разрешенных для ввоза сильнодействующих препаратов. Пять препаратов отнесли к группе противоэпилептических, и те же препараты могут быть ввезены для пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи. Соответственно, люди, у которых нет заключения, что они паллиативные пациенты, могут тоже обращаться в паллиативные службы, чтобы они уже направили запрос на препарат в Минздрав.
Эта разовая мера — она хороша, большое спасибо за нее. Но препараты надо в стране регистрировать, чтобы родители тяжелобольных детей не бегали по инстанциям, а потом еще полгода не ждали, пока лекарства ввезут. Либо вези сам — но это большие финансы, не наездишься.
Препараты должны присутствовать на территории Российской Федерации и назначаться всем пациентам обычными врачами. Сейчас же любой незарегистрированный препарат, который не включен в российские клинические протоколы, врачи назначать не хотят, они боятся.
В январе Дмитрий Медведев подписал поручение о выделении до 22 миллионов рублей на закупку незарегистрированных зарубежных препаратов для тяжелобольных детей, в том числе «Фризиума». В 2018 и 2019 годах задерживали женщин, которые заказывали этот препарат для своих тяжелобольных сыновей. Уголовные дела были прекращены благодаря вниманию общества.