Такие дела

Знак сестринства. Как феминистские татуировки помогают фондам, поддерживающим женщин

Московская тату-студия Faux Pas запустила акцию в честь 8 марта, для которой фем-активистки нарисовали эскизы татуировок с социально значимым подтекстом. Акция продлится до конца месяца, половину выручки с нее отправляют в благотворительные организации, которые помогают женщинам. «Такие дела» рассказывают, как татуировки могут быть актом солидарности.

Фото: Алиша Года

Вместо тюльпанов

Тату-студия Faux Pas в честь 8 марта призвала вспомнить об изначальном значении праздника как дня солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. «Идея проекта заключается в историческом определении этого дня, ключевым словом которого является “солидарность”. Мы решили немного заглянуть в суть праздника, без тюльпанов. Их, конечно, никто не отменял, но многие за ними забывают о том, что это день — про равенство, про манифест, про борьбу за право быть услышанными», — поясняет PR-директор тату-студии Faux Pas Алина Филиппова.

К акции присоединились художницы и активистки Ника Водвуд, Леля Нордик и Катя Молчанова, нарисовавшие эскизы. Среди изображений — ветви деревьев, газовый баллончик как символ борьбы за сексуальную неприкосновенность женщин, надписи «Солидарность», «Фемка», «Сила киски», GAL PALS («Подружки»). 

Акция в Faux Pas продлится до конца марта (из-за пандемии коронавируса график работы студии меняется, но все записавшиеся в этом месяце смогут сделать татуировку по этим эскизам — даже позже). Половина прибыли отправится в некоммерческие организации, помогающие женщинам: ассоциацию «Е.В.А.», центры «Сестры» и «Насилию.нет». Помимо этого участникам акции предлагают оставить дополнительное пожертвование для благотворительных фондов.

Читайте также Тело как табу: почему активистке Юлии Цветковой грозит тюрьма за бодипозитивные рисунки

«Я выбрала фонд “Е.В.А.” — во-первых, я давно знаю о работе фонда и поддерживаю его информационно в своем блоге, — объясняет Леля Нордик. — Во-вторых, я решила посвятить сет секс-позитиву, потому что это часть женской эмансипации и важная тема в феминистском движении. Мне хотелось, чтобы это было связано. А фонд “Е.В.А.” занимается помощью женщинам с ВИЧ и другими социально значимыми заболеваниями».

Татуировки будут делать мастера-девушки из студии — при желании любой эскиз может быть видоизменен или трансформирован. Как сообщила Алина Филиппова, акцию планируется сделать регулярной, но через год выберут уже другие фонды. «Сложно сделать какой-то аргументированный выбор, помощь нужна многим», — заключает она.

Борьба через искусство

По мнению Лели Нордик, татуировка, как и другие формы искусства, способна рассказывать о социальных проблемах и способствовать их решению. «Есть разные стратегии, как бороться со стигмой и разрушать табу. Можно менять законы или устраивать митинги, а можно воздействовать на общество через искусство», — говорит она. 

Татуировщица студии Faux Pas Алена Липатова замечает, что и новостная повестка оказывает прямое влияние на сюжеты в творчестве. «Если на неделе проходит какой-то митинг, все могут делать что-то про свободу, революцию. Недавно умер известный баскетболист [Коби Брайант], и спортсмены стали набивать его лицо, потому что он был очень важной фигурой. Когда вышел новый сезон “Твин Пикс”, все пришли за татуировками по Дэвиду Линчу. Сейчас коронавирус — я думаю, это тоже отразится», — комментирует она.

Леля Нордик добавляет, что на разные части общества нужно воздействовать по-разному, учитывая особенности восприятия: кого-то убедит секс-позитивный рисунок, а кого-то — статьи в СМИ. Вместе эти стратегии способствуют решению социальных проблем и снижению стигматизации, считает активистка. 

«Чем больше мы говорим о сексе, чем больше мы делаем каких-то творческих проектов на эту тему, чем больше мы выносим ее на поверхность, тем меньше становится стигма. Она появляется от замалчивания, от отсутствия информации и репрезентации. В том числе это касается изображения женского тела, текстов и обсуждений на эту тему», — комментирует свои секс-позитивные эскизы Нордик.

В студии Faux Pas считают, что их акция поможет участницам и участникам солидаризоваться с феминистским движением и напомнить обществу о правах женщин. Такая татуировка имеет еще и коммуникативную функцию — увидев рисунок на теле, человек может спросить о его значении и начать разговор о социально значимой проблеме. 

Социальная татуировка

Алена Липатова говорит, что сейчас люди часто выбирают эскиз для татуировки по сиюминутному порыву, не вкладывая сакральный смысл. В то же время появляются проекты, которые позволяют сделать татуировку высказыванием о социальных проблемах. «Ты почувствовал, что тебе надо высказаться, ты это говоришь, — комментирует татуировщица. — Татуировка — это навсегда, но из-за легкого отношения об этом особо не задумываются».

Организация The Semicolon Tattoo Project выступает против стигматизации ментальных заболеваний и стремится менять отношение к ним. Участники проекта делают татуировку в виде точки с запятой — это означает, что человек имеет опыт депрессии, пытался покончить с собой или занимался самоповреждением. «Чем больше мы говорим об этом, тем больше людей получают помощь, в которой они нуждаются», — пишут организаторы. 

Читайте также Human Rights Tattoo: как татуировки помогают бороться за права человека

Международный проект Human Rights Tattoo ставит своей целью вытатуировать полный текст Всеобщей декларации прав человека: по одной букве на каждого участника. Осенью прошлого года одна из сессий проходила в Санкт-Петербурге. Организаторы проекта стремятся обратить внимание на нарушение прав человека в разных странах и дискриминацию различных уязвимых групп. 

Процесс создания татуировки может стать перформансом — во время образовательной выставки «Во что ты была одета» девушке, столкнувшейся с домашним насилием, перекрывали оставшийся после этого насилия шрам. По мнению Алины Филипповой, с каждым годом тату перестает быть чем-то табуированным, а тело становится пространством для манифеста. 

«Я прослеживаю тут связь с перформансом, где ключевым является идентификация себя в пространстве и социуме, во взаимодействии с ним и в поиске новых форм взаимодействия. Так и наше тело может быть объектом высказывания и влияния, как слово или касание», — говорит она. 

Exit mobile version