Подопечные оказались в изоляции и утрачивают навыки. Руководитель Центра проблем аутизма — о том, как пандемия повлияла на работу
Главная проблема, с которой столкнулись дети и подростки с расстройствами аутистического спектра (РАС) во время пандемии коронавируса, — это вынужденная самоизоляция. Чем дольше длится карантин, тем выше риск, что навыки социализации могут утратиться. Как справляется с трудностями Центр проблем аутизма во время пандемии, рассказала руководитель организации Екатерина Мень.
Подопечные могут утратить навыки
Мень объяснила, что из-за карантина под ударом оказалась вся миссия центра — вывод детей с аутизмом и их семей из изоляции.
«Наша помощь направлена на включение детей в социальную среду и на изменение и подготовку самой среды. Теперь делать это просто невозможно, потому что у нас отняли среду. Основное наше направление — помощь в инклюзивном образовании. Мы за ручку заводим детей в систему образования, которая их не принимает. Все сопровождение должно быть очным, поэтому, когда школы закрылись, блок этой работы оказался практически забанен», — говорит Мень.
По ее словам, дети с РАС, которые и до карантина были во многом изолированы от общества и социальной среды, теперь оказались в полной изоляции. Есть подопечные, которые могут заниматься по скайпу, — тьюторы центра общаются с ними онлайн.
«Но социальным навыкам вне среды ребенка с аутизмом научить невозможно. Нельзя дома научить его, как сидеть за партой, как обратиться к учителю, как реагировать на звонок. Ужас в том, что то, чему уже научили и среду, и детей, за эти месяцы может утратиться. Мы пока только прогнозируем [утрату навыков], потому что весь масштаб мы сможем оценить в среде. Дети, которых мы уже встроили в социум, сейчас опять из него исключаются. Для них социальная жизнь очень ценна, им нужны живые люди», — добавила Екатерина.
Специалисты остались без работы
Еще один удар из-за пандемии пришелся на сотрудников центра. По словам Екатерины, большой институт тьюторства, который готовился много лет для реализации инклюзивных практик, может разрушиться. Люди по-прежнему остаются на балансе организации, но теперь для них практически нет работы.
«Это самая дорогостоящая часть нашей благотворительной помощи. Мы не можем уволить сотрудников и по этическим соображениям, и потому, что такие кадры — редкость в стране, в них очень много вложено. Мы продолжаем их держать на балансе и будем сохранять как можно дольше», — заверила Мень.
Все, что было возможно, центр перевел на удаленную работу и в онлайн, в том числе крупную ежегодную конференцию «Аутизм. Вызовы и решения». Но если меры ужесточат, говорит Екатерина, то даже в таком формате мероприятие может оказаться под угрозой.
Финансы
Центр не сильно зависит от частных пожертвований и имеет финансовые подушки в виде грантов. «Не знаю, какие дифирамбы пропеть Фонду президентских грантов, они очень гибко повели себя. Часть мероприятий мы успеем провести, по некоторым договариваемся о переносе, а что-то нам разрешили провести онлайн», — рассказала руководитель центра.
Организация потеряла некоторых партнеров среди бизнеса, которые помогали со стендами, дегустациями, демонстрациями, но основных партнеров удалось сохранить.
Кризис ударил по многим некоммерческим организациям. Как выживают фонды в эпоху пандемии — читайте в сюжете «Таких дел». Поддержите НКО небольшим, но регулярным пожертвованием на странице акции «Спасаем тех, кто спасает нас».