«Запасов хватит максимум на месяц». Из-за коронавируса в больницах заканчивается донорская кровь
Медицинские учреждения и благотворительные фонды Москвы и Санкт-Петербурга заявили, что из-за пандемии коронавируса добровольцев, готовых сдать кровь, становится все меньше. По мнению специалистов, запасов хватит максимум на месяц. Если ситуация с коронавирусом и самоизоляцией продлится дольше, многие пациенты останутся без лечения.
На сколько сократилось количество доноров? Почему можно и нужно продолжать сдавать кровь даже во время пандемии? Как сделать это безопасно? ТД рассказали врачи и представители профильных фондов.
Многие пациенты останутся без лечения
Директор благотворительного фонда помощи детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями «Подари жизнь» Екатерина Шергова отмечает: одним из самых ощутимых последствий пандемии для организации стала нехватка донорской крови. Подопечные не могут лечиться без переливаний, а доноров на станциях и в отделениях становится все меньше. «Люди переходят на удаленную работу, стараются меньше выходить из дома. И врачи уже это почувствовали», — говорит она.
Ее слова подтверждает врач-трансфузиолог Павел Трахтман, заведующий отделением трансфузиологии, заготовки и процессинга гемопоэтических стволовых клеток НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева. По его словам, за последнюю неделю ситуация несколько стабилизировалась, но доноров по-прежнему приходит на 25—30% меньше, чем в «докоронавирусный период».
В НМИЦ гематологии количество доноров сократилось ровно вдвое: если до пандемии в центр приходили 90 человек в день, то теперь не больше 40, сказал ТД заведующий отделением переливания крови Артур Булгаков.
«Пока все не так критично, потому что есть запасы крови. Но надо понимать, что переливается крови больше, чем заготавливается [даже при нормальном потоке доноров]. Учитывая, что поток доноров сокращается, дефицит увеличивается. Если все продолжится в том же духе, то запасы начнут заканчиваться через месяц. У всех чувствуется напряжение», — прокомментировал Булгаков.
Трахтман в свою очередь заметил, что в целом в медицинских учреждениях сформированы запасы крови, которые позволят пережить одну-две недели «тотального карантина». Компоненты донорской крови имеют ограниченный срок хранения. Некоторые из них, например замороженную плазму, возможно хранить несколько лет. Для подобных компонентов можно создавать долговременные запасы, и они имеются. Эритроциты хранятся пять недель. Существуют «короткоживущие» компоненты со сроком хранения меньше недели.
«К сожалению, люди продолжают заболевать, поступать в медицинские учреждения. Необходимо проводить экстренные операции, лечить пациентов с онкологическими заболеваниями, а это значит, что запасы крови будут быстро истощаться. Если к нам перестанут ходить доноры, многим пациентам придется отказывать в медицинской помощи», — говорит врач.
Кто пострадает
В переливании крови в НМИЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева ежедневно нуждаются 50—60 человек. В первую очередь это пациенты с онкологическими и гематологическими заболеваниями, а также люди, получившие травмы и нуждающиеся в неотложной хирургической помощи.
Потребность в донорской крови есть практически у всех подопечных фонда «Подари жизнь», рассказывает Шергова. Чаще всего переливание требуется, когда у пациентов падают показатели крови из-за основного заболевания, например острого лейкоза или апластической анемии.
Падение показателей крови также может быть одним из осложнений лечения — и это, по словам Екатерины, происходит буквально повсеместно. «Интенсивная химиотерапия спасает жизни, но одним из ее последствий становится нарушение выработки всех клеток крови. Иногда это состояние проходит быстро, иногда затягивается на многие недели. Серьезные операции могут быть связаны с риском массивной кровопотери. Лучевая терапия также может привести к проблемам с кроветворением», — добавила она.
Особая категория больных — это пациенты, нуждающиеся в трансплантации костного мозга. В период, когда собственный костный мозг уже уничтожен, а донорские клетки еще не прижились, жизнь больного напрямую зависит от регулярных переливаний. По словам Екатерины, лечение подавляющего большинства детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями совершенно невозможно без переливаний тромбоцитов и эритроцитов. Это такая же неотъемлемая часть терапии, как капельницы с лекарствами.
«Не будет доноров — не будет и серьезной химиотерапии. И трансплантации костного мозга, и все достижения последних десятилетий, благодаря которым многие виды детского рака из смертельных стали хорошо излечимыми заболеваниями, сойдут на нет», — предостерегла Шергова.
Как правильно и безопасно сдавать кровь во время пандемии
Договориться заранее
Накануне визита (не позднее 14:00) донору нужно позвонить в отделение переливания крови (ОПК) и записаться на сдачу крови. Адреса и часы работы отделений переливания крови в Москве можно посмотреть на сайте фонда «Подари жизнь», в Петербурге — на сайте городской станции.
Чтобы беспрепятственно попасть в ОПК во время карантина, нужно получить адресное приглашение: эсэмэс с указанием даты и времени, когда планируется донация, либо скан-приглашение на официальном бланке.
Надевать маски, перчатки, обрабатывать руки
PR-директор благотворительного фонда AdVita Юлия Паскевич отмечает, что доноры — очень сознательные люди, которые серьезно относятся к своему здоровью и прислушиваются к рекомендациям врачей. Многие из них ушли в добровольную самоизоляцию.
«С другой стороны, в больницах по-прежнему продолжается лечение и донорская кровь необходима. Отделения переливания крови призывают тех доноров, которые хорошо себя чувствуют, прийти и сдать кровь», — добавила Юлия.
Трахтман также уверен, что сдавать кровь по-прежнему можно и нужно. «Это то, чем сейчас реально можно помочь нашему здравоохранению, которое работает с экстремальной нагрузкой», — отметил он. Во всех пунктах сдачи крови приняты дополнительные меры профилактики возможной передачи инфекции, введена предварительная запись для минимизации времени ожидания.
«Если человек чувствует себя здоровым, не был в контакте с инфицированными и не находится на карантине, риск быть инфицированным во время сдачи крови очень мал. Необходимо предпринимать меры предосторожности: носить маску, обрабатывать руки, стараться избегать поездок в общественном транспорте», — заметил Трахтман.
Пользоваться бесплатным такси
Кроме этого, для дополнительной безопасности доноры могут добираться из дома до станции переливания крови и обратно бесплатно на такси «Ситимобил» и Gett.
«Ситимобил» отвозит доноров в шесть московских клиник: Центр детской гематологии им. Дмитрия Рогачева, Российскую детскую клиническую больницу, ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина», городскую клиническую больницу № 52, ФГБУ «НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева» Минздрава России, ФГБУЗ Центр крови ФМБА России. Gett — в НМИЦ гематологии.
«Мы уже не раз повторяли, что рак не уходит на карантин, и дети по-прежнему ждут помощи. Мы в фонде делаем все возможное для безопасности и комфорта доноров», — заключила Шергова.
Обновлено 13 апреля. «Ситимобил» начал бесплатно возить доноров на сдачу крови еще в пяти регионах России: Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону и Красноярске.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам