Директор фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина на примере Вяземского дома-интерната для престарелых и инвалидов объяснила в фейсбуке, с чем сталкиваются социальные учреждения в период пандемии коронавируса. Она предупредила об угрозе массовых заражений постояльцев и сотрудников домов престарелых по всей стране, если не будут приняты срочные меры.
Как сообщила Олескина, 15 апреля с высокой температурой были госпитализированы еще десять постояльцев дома престарелых, где произошла вспышка COVID-19. Четверых отвезли в местную, Вяземскую ЦРБ, еще шестерых человек, трое из которых маломобильные, — в больницу Смоленска, до которой ехать больше двух с половиной часов, но «там лучше оснащение». В Смоленск с пациентами также отправили сотрудницу интерната.
«Будем пробовать обеспечить хоть какой-то уход и поддержку этим людям, — написала Олескина. — Для нас они родные. Заболевшие, напуганные неразберихой последних дней, тем, что “вирус особенно опасен для стариков”, тем, что в интернате происходит светопреставление, рядом заболевают соседи. И мы слишком хорошо понимаем, что их ждет в больнице. И до вируса в стране не было [специализированного] ухода [за пожилыми и людьми с инвалидностью] в больницах, а сейчас там и подавно неоткуда ему взяться».
Олескина подчеркнула, что организовать противоэпидемические мероприятия в вяземском доме престарелых не получилось сразу же, как был выявлен первый случай заражения — 10 апреля. Только через шесть дней военные поставили палатку под санпропускник, а до этого чистой зоны в интернате не было, рассказала глава фонда. Для того чтобы добиться палатки, по словам Олескиной, пришлось «кричать в телефон несколько суток». При этом за пять дней с момента обнаружения вируса «от штата остались одна медсестра и три санитарки», а средства химзащиты для сотрудников фонд четыре дня «добывал в ручном режиме всем миром» — при помощи региональных и федеральных властей.
Олескина напомнила о нехватке персонала в социальных учреждениях, и что подкрепления неоткуда взять — можно только перевести с надомного обслуживания, где работники уже «разрываются на части, едва справляются»: «Объемы работы увеличились в разы. А персонал соцобслуживания — на треть пожилые люди. Им многим уже пришлось самим изолироваться».
Глава фонда заявила, что всем интернатам страны срочно необходимо набрать дополнительный персонал для превентивной 14-дневной изоляции, гарантировать оплату труда, обеспечить их химзащитой, дезинфицирующими средствами, лекарствами, питанием, водой, связью с внешним миром и доступом к психологической помощи.
«Хочу, чтобы мы перестали стараться замалчивать правду. Чтобы горький опыт беды в Вязьме помог другим с самого начала принимать верные решения. <…> У нас больше полутора тысяч учреждений в стране. Мы погубим слишком много людей, если не начнем действовать прямо сейчас. <…> Я очень надеюсь, что сегодня уже регионы, где есть и уже сделаны тесты на вирус в домах престарелых, ПНИ, начнут говорить сами», — подчеркнула Олескина.
15 апреля умер первый постоялец Вяземского дома-интерната для престарелых и инвалидов, где обнаружили коронавирус. Мужчине было 74 года, предварительно установлено, что он скончался от сердечно-сосудистой недостаточности. Число выявленных случаев заражения коронавирусом в этом доме-интернате достигло 83. В тот же день в Смоленской области ввели карантин.
14 апреля из интерната госпитализировали 21 человека с COVID-19, готовилась госпитализация еще 10 человек. 10 апреля у одного из сотрудников интерната первичный тест на коронавирус показал положительный результат. Его изолировали и поместили под медицинское наблюдение. В интернате жили 250 человек, из них 100 маломобильные.