Разлив дизельного топлива в Норильске назвали крупнейшей аварией за полярным кругом. Из резервуара вылилось около 21 тысячи тонн нефтепродуктов, и сейчас ведутся масштабные работы по очистке территории. Экологи опасаются, что загрязнение может дойти до Карского моря, а устранение последствий займет не менее 10 лет. «Такие дела» вспомнили крупные экологические катастрофы и сравнили, как власти реагировали на произошедшее.
Норильск: об аварии стало известно через два дня
После аварии на ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании в воду и почву попали 15 и 6 тысяч тонн дизельного топлива соответственно. Причиной катастрофы стала разгерметизация резервуара: нефтепродукты попали в реки Амбарная и Далдыкан, а также почти во все их притоки. Федеральные власти узнали о случившемся спустя два дня, а 3 июня в Красноярском крае был введен режим чрезвычайной ситуации. Тогда же президент РФ Владимир Путин раскритиковал губернатора края Александра Усса.
Местные власти узнали о случившемся из социальных сетей — после того как должностным лицам стало поступать все больше вопросов. Представители компании утверждают, что сразу же обратились в МЧС и власти узнали о катастрофе не позднее утра 30 мая. Следственный комитет выясняет, кто виновен в несвоевременном сообщении об аварии, возбуждено несколько уголовных дел. В частности, по статье 293 УК РФ (халатность) обвиняется глава Норильска Ринат Ахметчин.
Сейчас спасатели продолжают очищать загрязненные территории. Росприроднадзор сообщил, что нефтепродукты сжигать не будут, поскольку их слишком много. «Надо постараться максимально извлечь топливо, смешать его с соответствующими химическими реагентами и в случае, когда совсем будет тяжко, что-то жечь. Но такой костер на такой площади — это будет большая проблема, на мой взгляд», — рассказал глава Минприроды РФ Дмитрий Кобылкин.
Причины экологической катастрофы выясняются. В числе версий называют как таяние мерзлого грунта, так и человеческий фактор. Компания «Норильский никель» намерена полностью оплатить работы по устранению последствий аварии, о чем заявил президент и председатель правления предприятия Владимир Потанин. МЧС отказалось от помощи США в ликвидации загрязнений.
Саяно-Шушенская ГЭС: спасательные работы начали сразу же
Одним из самых обсуждаемых событий 2009 года стала авария на Саяно-Шушенской ГЭС — крупнейшей электростанции в России. Во время аварии разрушились крепежные элементы, после чего сорвало крышку одного из гидроагрегаторов. Вода затопила машинный зал и находящиеся под ним внутренние помещения. Также произошло частичное обрушение строительных конструкций. Затопления близлежащих населенных пунктов удалось избежать, однако в Енисей попало масло и образовало пятно протяженностью 130 километров. В результате техногенной катастрофы погибли 75 человек.
Службы спасения прибыли на станцию сразу же, и спасательные работы начались в первые минуты после катастрофы. Несработавшие затворы закрывали вручную, также производился сброс воды с плотины. Тогда же начали доставать тела погибших. Благодаря оперативным действиям спасателей удалось остановить поток воды и предотвратить более серьезные последствия аварии. Полное восстановление станции завершилось только в 2014 году и обошлось в 41 миллиард рублей.
Глава МЧС Сергей Шойгу лично контролировал ликвидацию последствий аварии, также на месте работали специалисты Минэнерго. А к расследованию причин аварии подключилось сразу несколько ведомств: Ростехнадзор, Государственная дума и Следственный комитет. К уголовной ответственности привлекли семь руководителей и работников станции, которых обвинили в нарушении правил безопасности.
Аварию на Саяно-Шушенской ГЭС сравнивали с Чернобыльской трагедией, однако президент РФ Дмитрий Медведев не соглашался с тем, что близится техногенный конец России. «Мы все понимаем, что, несмотря на всю тяжесть произошедшего, несмотря на то, что погибли люди, все это — брехня. Правда здесь только в одном: наша страна очень сильно технологически отстала», – высказывался он.
Менее масштабная катастрофа произошла на Иреляхском месторождения в 2018 году, которое принадлежит алмазодобывающей компании «Алроса». Прорыв дамб привел к загрязнению рек технической водой. По первоначальной версии причиной аварии стало рекордное количество выпавших осадков. Без питьевой воды остались жители ближайших населенных пунктов, и нарушения в экосистемах были зарегистрированы на протяжении почти 500 километров от места прорыва. Ученые прогнозировали, что они восстановятся только к 2020-2021 годам.
Росприроднадзор оценил вред, нанесенный компанией «Алроса», в 27 миллиардов рублей, а министерство экологии Якутии подало на предприятие в суд. Были выявлены нарушения и несоблюдение техники безопасности со стороны компании. В результате Верховный суд Якутии признал «Алросу» виновной и отклонил апелляцию на обжалование решения.
Нефтеюганск и Сахалин: разливы нефти
Крупный разлив нефти произошел под Нефтеюганском летом 2015 года. В результате прорыва в одной из труб образовалась брешь диаметром 40 сантиметров и площадь загрязнения превысила 10 гектаров. Информация о происшествии сразу же поступила в главное отделение МЧС по Ханты-Мансийскому округу, тогда же Росприроднадзор возбудил административное дело против «РН-Юганскнефтегаза» (дочерней компании «Роснефти»).
По сообщению пресс-службы предприятия, аварию удалось локализовать в первый день, а в реке Чеускина и ее притоках были установлены боновые заграждения протяженностью более 4 километров (плавучие заграждения, располагаемые на поверхности воды для предупреждения распространения чего-либо). Нефть распространилась на такую большую площадь из-за паводков.
Вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев объяснял случившееся изношенностью старой инфраструктуры и говорил, что «ничего безумно страшного не произошло». По его мнению, масштаб аварии был преувеличен. В то же время жители окрестностей публиковали фотографии нефтяных следов на поверхности воды, затопленных дач, текущей из крана черной жидкости.
На Сахалине разливы нефти происходят регулярно. В марте 2016 года жители поселка Эхаби увидели клубы дыма в районе промысла «Восточное Эхаби» ООО «РН-Сахалинморнефтегаз». Представители организации «Экологическая вахта Сахалина» сообщали о разливе более 300 тонн нефти и о том, что ее поджигали сами сотрудники компании.
Утечку, произошедшую на севере Сахалина этой зимой, обнаружили не сразу. Нефть скапливалась под снегом и попала в протекающую рядом реку Хугузку. Активисты-экологи сообщали, что загрязнение не было устранено даже к весне, а пресс-служба «РН-Сахалинморнефтегаз» отрицала наличие разлива. Произошедшее обозначили как утечку подтоварной воды. В мае Сахалинская межрайонная природоохранная прокуратура проводила проверку на месте предполагаемого разлива.
Сибай: путевки в Крым вместо режима ЧС
Неподалеку от башкирского города Сибай находится один из крупнейших карьеров в мире. В конце 2018 года там начала тлеть руда — и город накрыл туман с неприятным запахом. Местные жители жаловались на плохое самочувствие и организовали митинг с целью предотвратить последствия катастрофы. Власти пообещали в течение 10 дней устранить выделение вредного газа, однако сделано этого не было. Смог оставался и после заливания карьера.
Представители МЧС Башкирии сообщали, что в эвакуации людей нет необходимости, режим чрезвычайной ситуации также не вводился. В то же время горожанам начали выдавать бесплатные маски, а детям выделили 500 путевок в Крым. Жители продолжали активно писать в соцсетях о сильном задымлении, ухудшении здоровья и бездействии властей. В итоге смог добрался даже до Челябинской области.
На протяжении 2019 года власти несколько раз сообщали о сроках устранения катастрофы, а по статье 251 УК РФ (загрязнение воздуха) было возбуждено дело. Подробности расследования не разглашаются. Во «ВКонтакте» продолжает обновляться группа «Сибай, дыши!», где публикуется информация о концентрации вредных веществ, а жители могут написать о состоянии воздуха в их районе.
Сибирь: леса, которые разорительно тушить
Летом 2019 года в пяти сибирских регионах было объявлено чрезвычайное положение из-за лесных пожаров. Они распространились на территорию около 3 миллионов гектаров, что стало причиной задымления в таких крупных городах, как Иркутск, Омск, Новосибирск, Челябинск. Смог также дошел до Урала и Поволжья, а пепел был обнаружен даже за полярным кругом.
Тогда губернатор Красноярского края Александр Усс назвал лесные пожары «обычным природным явлением, бороться с которым бессмысленно». Работы по тушению велись только на территориях, близких к населенным пунктам (около 80 тысяч гектаров). В операциях участвовали также федеральные власти. В то же время 2,7 миллиона гектаров леса продолжали гореть, поскольку ликвидацию пожаров на такой большой площади признали экономически невыгодной. Советник руководителя Россельхоза Александр Агафонов заявлял, что использование авиации для доставки воды разорительно.
В ответ на бездействие властей стали появляться петиции и обращения от активистов и общественных организаций. Более 400 тысяч человек подписали обращение российского отделения Гринписа к Государственному совету, и Россельхоз сократил зоны контроля (незаселенные территории, где власти могут не тушить пожары, если посчитают это экономически нецелесообразным) почти в два раза. А петиция на Change.org о введении режима ЧС по всей Сибири собрала более 1,2 миллиона подписей.