«Агора»: за время пандемии COVID-19 в России возбудили 33 уголовных дела о фейках
В России за время пандемии коронавируса возбудили 157 административных и 33 уголовных дела за распространение фейков. Резкий рост числа таких дел говорит о политическом характере кампании. Об этом сообщается в докладе международной правозащитной группы «Агора».
Официальная статистика о количестве дел по отдельным частям статьи 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации) не публикуется, однако в мониторинг «Агоры» попали 170 дел из 53 регионов. При этом 157 случаев из них выявили за три «эпидемических» месяца. 46 дел завершились штрафами на общую сумму более миллиона рублей.
Кроме того, по состоянию на 10 июня «Агора» обнаружила 42 случая преследования по статье 207.1 УК РФ (публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан). Было возбуждено 33 уголовных дела, в девяти случаях правоохранительные органы ограничились проверками.
В «Агоре» отмечают, что уголовная статья о фейках стала «удобным инструментом расправы над публичными критиками властей» — 17 случаев из 42 были связаны с заявлениями активистов, журналистов, блогеров и депутатов. Дела по статье 207.1 УК РФ возбуждали за последние два месяца чаще, чем каждые два дня, включая выходные и праздничные дни.
По словам адвоката «Агоры» Станислава Селезнева, с началом пандемии COVID-19 российские власти «открыто провозгласили монополию на правду». Сведения, которые исходят от уполномоченных должностных лиц, по умолчанию считаются достоверными. Любая неофициальная общественно значимая информация признается незаконной, пока ее не подтвердит государство.
Лидеры по количеству административных и уголовных дел о фейках — Москва и Санкт-Петербург. Правозащитники отмечают, что оперативники Центра по противодействию экстремизму ищут фейки не только в пабликах во «ВКонтакте», но и в родительских чатах в WhatsApp.
«Агора» рекомендует властям:
- сформулировать критерии оценки достоверности и общественной значимости информации;
- отказаться от презумпции достоверности исключительно официальной информации и признать возможность совершения ошибок государственными структурами;
- исключить ответственность за неумышленное распространение недостоверной информации;
- смягчить санкции;
- полностью исключить уголовную ответственность за публичное распространение фейков, если не объявлена чрезвычайная ситуация.