«800 добрых дел». Фонд «Нужна помощь» и «Центр 800» организуют системную работу НКО в Нижнем Новгороде

Партнерский материал

В 2021 году Нижнему Новгороду исполняется 800 лет. Два года назад в городе начал работать штаб подготовки к юбилею — АНО «Центр 800».

Фото: Предоставлено "Центром 800"

У «Центра 800» много спецпроектов: программа развития инфраструктуры «Город 800», программа создания онлайн- и офлайн-контента о 800-летии «Мультимедиа 800», добровольческая программа «Волонтеры 800», программа реализации проектов жителей «Команда 800». Горожане предлагают идеи по перезагрузке ключевых локаций исторического центра, разрабатывают интерактивную карту города и области, прокладывают новые прогулочные маршруты, придумывают концепции для фестивалей и медиапроектов. Самые успешные проекты получают грантовую поддержку.

«800 добрых дел» — социальное направление, оно отвечает за благотворительность и добровольчество. Руководитель департамента специальных проектов «Центра 800» Екатерина Чудакова называет благотворительность одним из главных приоритетов организации: «Культура благотворительности в Нижнем Новгороде очень сильна. Нижегородскую ярмарку называли “карманом России” из-за обычая отдавать десятину на благотворительность. Проект “800 добрых дел” объединяет профессиональное сообщество (НКО и фонды) и простых жителей региона, которые могут поучаствовать в деле благотворительности».

Онлайн-школа для НКО

У программы четыре направления:

  • «Онлайн-платформа добрых дел», где можно будет поддержать акции региональных НКО, верифицированных фондом «Нужна помощь»;
  • сообщество «800 добрых дел», куда может вступить любой, кто хочет помочь в решении конкретной социальной проблемы;
  • волонтерский фандрайзинг, в рамках которого горожан научат, как создавать события для сбора пожертвований;
  • онлайн-школа благотворительности, которую будут вести сотрудники фонда «Нужна помощь».
Читайте также Благотворительный забег по квартире и онлайн-курсы по жонглированию. Что придумывают фонды, чтобы пережить кризис?

Программа онлайн-школы рассчитана на четыре месяца и состоит из четырех модулей с видеоуроками: первые два посвящены планированию бюджета и фандрайзингу (сбору частных пожертвований), третий и четвертый — коммуникациям с донорами (спонсорами) и SMM. Вести модули будут эксперты фонда: работать с бюджетом научит экс-руководитель отдела по работе с НКО Полина Афонина, фандрайзинговому планированию — директор по фандрайзингу Софья Жукова, курс по коммуникации разделят бывшая и нынешняя PR-директоры «Нужна помощь» Катерина Абрамова и Надежда Янкелевич, а за курс по SMM отвечает SMM-специалистка Елизавета Тюрина.

«Есть огромное количество современных способов привлечения денег, продвижения фонда в социальных сетях, планирования бюджета, волонтерского фандрайзинга, — говорит Екатерина Чудакова. — Механизмы, которые использует “Нужна помощь” и которым могут научиться наши студенты, не найти на просторах интернета».

Действительно, сотрудникам НКО часто негде получить профильные знания, необходимые для успешной работы.

сотрудникам НКО часто негде получить профильные знания

«Я пришла из волонтеров и проходила много видов обучения, везде “училась понемногу чему-нибудь и как-нибудь”, — рассказывает руководитель нижегородского фонда помощи трудным подросткам “Жизнь без границ” Марина Ефимова. — В нашей стране нет факультета, где ты можешь получить высшее образование на руководителя НКО. Я чувствую, что очень многие вещи делаю на ощупь. Мы ездим учиться в Москву, но возить каждого специалиста очень дорого».

Обучение в онлайн-школе бесплатное. Для участия нужно пройти верификацию в фонде «Нужна помощь» и выиграть конкурс: по его итогам будут выбраны 10 НКО.

«Нет денег на специалистов»: почему так важно научиться фандрайзингу

Программа школы строится по принципу «от общего к частному». Руководитель образовательного направления фонда «Нужна помощь» Ира Евдокимова уверена: для того чтобы выстроить успешную стратегию фандрайзинга, нужно четко осознавать, сколько организация тратит на основные направления своей работы. Настроив внутренние процессы, можно начинать планировать реальные действия. Отсутствие грамотного фандрайзинга ставит благотворительные организации в уязвимое и шаткое положение. «Большая проблема многих НКО в России — отсутствие планирования и большая грантовая зависимость. НКО планируют и осуществляют свою деятельность, исходя из того, получили они грант или нет. Когда у тебя есть какая-то четкая цель и миссия, которую ты можешь объяснить людям, люди могут к этому присоединиться своими донатами и подписаться на регулярные пожертвования», — объясняет Евдокимова.

Читайте также «Мы выйдем из этой передряги с новым мышлением»

Глава фонда помощи пожилым и людям с инвалидностью «Территория добра» Ольга Смирнова, например, уже восемь лет работает бесплатно. Кроме нее, в организации нет сотрудников, только волонтеры. Она считает, что все развитие НКО «держится на фандрайзинге», а пока ее фонд, который опекает 24 дома престарелых в Нижегородской области, функционирует по принципу «есть грант — будет новая программа».

Ефимова объясняет, как проблемы с привлечением частных пожертвований тормозят развитие ее организации: «У благотворительного фонда должен быть отдельный фандрайзер, эсэмэмщик, человек, который занимается пиаром. Мы не можем себе позволить по деньгам этих позиций. У нас замкнутый круг — из-за того, что мы плохо фандрайзим, у нас нет денег, чтобы нанимать этих специалистов».

«Читать невозможно»: как пост в соцсети может навредить НКО

SMM и другие виды взаимодействия с донорами, по словам Евдокимовой, для НКО тоже «большая боль». Благотворители, как правило, очень хорошо разбираются в социальной проблеме, с которой работают, отлично понимают потребности своих подопечных. На сторонников, потенциальных доноров этой чуткости уже не хватает — их не воспринимают как важную целевую группу, не рассказывают им о своей деятельности. Часто сотрудникам НКО не хватает времени на взаимодействие с аудиторией, еще чаще — знаний о том, как выстроить это взаимодействие.

Текст был пугающе отталкивающий

Ольга Смирнова, например, уже несколько лет не может сделать сайт для своего НКО: «У меня все есть — хостинг, логин. Но я не могу написать материал, у меня не хватает знаний. Я пыталась взять человека, который будет за меня вести страницу в соцсетях, но из этого ничего не получилось. Текст был написан так, что читать его было невозможно. Он был пугающе отталкивающим. Мы работаем с министерством соцполитики. Если мы напишем, как ужасно, как все плохо в домах престарелых, министерство нас закроет, дома накажут и нас никуда больше не пустят».

Практика и командная работа

Знания по SMM и коммуникации с аудиторией студенты будут отрабатывать прямо на курсе: собирать базу журналистов, описывать свою социальную проблему, приводить в порядок свои соцсети, писать фандрайзинговые посты. Все модули ориентированы на реализацию и апгрейд существующих проектов НКО — так строятся все образовательные программы фонда «Нужна помощь».

«Мы стали заниматься онлайн-образованием с 2018 года, тогда запустили курс по email-рассылкам и сразу сделали его суперпрактическим, к концу курса фонды делали свои рассылки. В прошлом году был очень успешный курс по волонтерскому фандрайзингу — организации запускали свои события», — рассказывает Евдокимова.

Коммуникацию важно наладить не только с потенциальными спонсорами, но и со своими сотрудниками. В школе могут учиться до трех человек от одного НКО — организаторы просят участников каждую неделю собираться «со своими» и обсуждать, как внедрить новые знания в родной организации.

«У меня обновился состав работников, и мне хочется, чтобы специалисты были в курсе новых веяний и возможностей, — говорит Ефимова. — Нам хочется стать такой организацией, которая может менять законодательство, менять какие-то системные вещи. Мы сможем после этого курса сесть с нашими специалистами и продумать стратегию: что делать, чтобы у нас все было здорово и круто».


Обучение в онлайн-школе начинается 17 июля. Организаторы начали принимать заявки со 2 июля — для участия в конкурсе нужно заполнить анкету на сайте «Нижний 800». Сбор заявок продлится до 15 июля. Отбирать участников будет «Нужна помощь». Важно, чтобы у фонда-заявителя были ресурсы для обучения: время на уроки и домашние задания, возможность делегировать важные дела, мотивация и цели, которые соответствуют учебной программе.

«Мне нужно все, — говорит Ольга Смирнова, услышав название модулей онлайн-школы. — Очень хочется не застаиваться и развиваться в своей организации, чтобы были новые проекты, больше волонтеров, какие-то новые направления. Учиться интересно всегда».

Подготовлено к 800-летию Нижнего Новгорода.

Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: