«Агора»: ограничения из-за коронавируса привели к масштабной слежке за россиянами
В России введение ограничительных мер из-за коронавируса спровоцировало развитие всех видов слежки властей за гражданами. Об этом сообщается в докладе правового аналитика международной правозащитной группы «Агора» Дамира Гайнутдинова.
Эксперт насчитал шесть отдельных технологий сбора и проверки сведений о частной жизни россиян:
- централизованный сбор информации о тех, кто прибывает в Россию, регион или населенный пункт;
- система цифровых или аналоговых пропусков, позволяющих ограничивать виды транспорта и цели передвижения, а также дифференцировать жителей по объему прав;
- видеонаблюдение, в том числе с функцией распознавания лиц;
- отслеживание местонахождения людей по геолокации, которые передают мобильные телефоны и следящие приложения;
- расширение возможностей слежки, когда функции полиции получают представители разных ведомств.
Технологии слежки в связи с коронавирусом использовали в 61 регионе. «В четверку лидеров среди регионов, власти которых использовали практически все возможные способы слежки и контроля граждан, вошли Москва и Московская область, Башкортостан и Приморский край. В 15 регионах власти внедрили пять способов ограничения прав граждан на свободу перемещений и тайну частной жизни», — говорится в докладе.
Власти 23 российских регионов ввели цифровые пропуска для выхода из дома или поездок. Правозащитники отмечают, что системы для оформления пропусков создавались в экстренном порядке без независимого аудита, что не могло не сказаться на качестве и безопасности.
В 13 регионах ввели «аналоговые» пропуска, которые, как правило, оформляли работодатели для сотрудников в качестве самостоятельной или дополнительной меры. В 12 субъектах использовали систему распознавания лиц для выявления нарушителей карантина.
Власти почти половины регионов предоставили чрезвычайные полномочия, включающие возможность вмешиваться в частную жизнь граждан, крайне широкому кругу — от медработников и спасателей до таксистов, народных дружинников и членов казачьих обществ. Дамир Гайнутдинов считает, что это привело в том числе к дискриминации в отношении мигрантов.
«В будущем, при возникновении “чрезвычайных” обстоятельств, которыми отныне может быть объявлено все что угодно — от новой эпидемии или техногенной катастрофы до массовых акций протеста, — накопленный во время карантина опыт и ресурсы позволят быстро развернуть плотное наблюдение и дифференцировать граждан по объему прав и свобод. Более того, оказалось, для этого властям даже не требуется объявлять чрезвычайную ситуацию или чрезвычайное положение», — заключил Гайнутдинов.