Что такое экологичная мода и что мешает ей развиваться в России? Инструкция по выбору одежды
Индустрия моды находится в числе производств, которые больше всего загрязняют окружающую среду. Все чаще люди, осознавая это, стараются выбирать одежду, которая наносит меньший вред природе.
Что можно назвать экобрендом? Стоит ли покупать одежду из переработанного пластика у гигантов моды? И на что вообще можно ориентироваться во время покупок?
На эти и другие неоднозначные вопросы «Такие дела» искали ответы вместе с экспертами в моде и экологии.
Что плохого в одежде?
Неправительственная организация «Всемирный экономический форум», на площадке которой обсуждают мировые проблемы, приводит несколько фактов о том, как производство одежды вредит окружающей среде.
- Индустрия моды находится на втором месте по потреблению воды в мире. В целом на нее приходится до 20% всех мировых промышленных загрязнений воды.
- Ежегодно при стирке одежды в океан попадает 500 тысяч тонн микроволокон, что эквивалентно 50 миллиардам пластиковых бутылок.
- 85% текстильных изделий ежегодно отправляется на свалку. В 2014 году люди купили на 60% больше одежды, чем в 2000-м, но хранили ее в два раза меньше.
Ситуация с экологической обстановкой в мире сейчас настолько критичная, что лучшим решением для индустрии моды было бы прекратить любое производство, говорит журналист Ольга Джонстон-Антонова, консультант-преподаватель экоустойчивой и циклической моды и стиля. Потребителю пора осознать «насущную угрозу» индустрии моды, считает она.
«Я не хочу радикализировать, и мы не можем сказать: “Давайте все закрывайтесь, уходите”, но по идее все это [воздействие индустрии на природу] настолько критично, — говорит Ольга. — Даже если бы об этом никто не говорил и тогда это не было бы трендом, то это все равно было бы необходимостью и единственным способом существования моды будущего, нашей одежды и текстиля».
Какую одежду выбрать?
Некоторые бренды позиционируют себя или свои линейки как экологичные, но это не всегда значит, что они действительно не вредят природе. Журналистка, экоблогер и автор книги «Гардероб наизнанку» Анастасия Приказчикова перечислила «Таким делам» критерии, по которым можно назвать компании экологичными, этичными и устойчивыми.
Экологичная мода
Окрашивание тканей и их отделка занимают второе место в мире по загрязнению пресной воды после сельского хозяйства.
Экологичная мода предполагает, что компания использует для пошива материалы, производство которых наносит меньший ущерб окружающей среде, чем обычные ткани. Например, органический хлопок, переработанный полиэстер или переработанный хлопок. Помимо этого, производитель старается уменьшить экослед самого производства и, естественно, заботится о благополучии своих работников.
Экологичные ткани можно разделить на три условные группы:
— органические ткани, сделанные из натурального сырья, выращенного методами органического земледелия: хлопок, лен, шерсть, кашемир, шелк;
— ткани из легко возобновляемых культур: конопли, бамбука, крапивы, кукурузы, банана, джута, сои, водорослей;
— ткани из переработанного сырья: полиэстер из переработанных пластиковых бутылок.
Экоткани внедряют в свое производство все больше корпораций-гигантов. Например, H&M выпустил коллекцию из линейки под названием Conscious («сознательный»), в которой собрана одежда, созданная как минимум на 50% из экологичных материалов. Zara производит экологичную одежду, которая отмечена этикеткой Join Life: она сделана из органического хлопка и переработанного полиэстера. Часть коллекции джинсов у компании Levi’s выполнена с помощью технологии waterless — то есть на производство было затрачено меньше воды, чем обычно. Коллекция Nike Grind сделана из переработанной спортивной обуви и производственных отходов.
Приказчикова в целом одобряет экологические инициативы корпораций: «Плюс одна органическая футболка — это минус одна футболка из обычного хлопка». Однако она призывает наблюдать за брендами и требовать, чтобы они изменили все бизнес-процессы. «Если у корпораций 1% одежды из экоткани, а остальные 99% — обычный ширпотреб непонятного качества, то ничего в этом хорошего нет, — уверена она. — Бренды должны постепенно отказываться от массового производства одноразовых некачественных вещей и двигаться в сторону устойчивого развития».
В России есть проблемы с доступностью экологичных материалов, отмечает Анастасия. Во-первых, в стране не производят текстиль из вторсырья. Некоторые дизайнеры пытаются использовать регенерированное волокно для создания одежды и аксессуаров, но пока, как отмечает журналистка, рано говорить о массовом производстве.
Во-вторых, в России нет своей сертификации органических тканей. Брендам, которые хотят отшивать вещи из переработанного или органического текстиля, приходится закупать материалы за границей, из-за чего углеродный след вещей увеличивается — а это тоже идет во вред окружающей среде.
Этичная мода
«Этичная мода предполагает отказ от эксплуатации и убийства животных, а значит, натуральная кожа и натуральный мех под запретом», — объясняет Приказчикова.
Под этичной модой понимают полный отказ от материалов животного происхождения. В то же время, по мнению Анастасии, есть бренды, которые используют натуральное сырье и при этом могут считаться этичными. Например, если они используют «шерсть с сертифицированных этичных ферм, где за животными ухаживают определенным образом, где их не мучают в процессе снятия шерсти».
Организация PETA, которая борется за права животных, отмечала, что производство шерсти, меха и кожи влияет на изменение климата, опустынивание земель и загрязнение вод. Помимо этого, производство такой одежды — причина страданий и гибели миллионов животных. PETA приводит в пример компании и бренды, которые отказались от использования меха, кожи или шерсти: Gucci, Michael Kors, Versace, Ralph Lauren, Calvin Klein, Tommy Hilfiger, Stella McCartney, Gap Inc. и Ann Taylor.
Анастасия считает, что этичная мода касается и людей, которые участвуют в ее производстве. Нередко, чтобы получить дешевую одежду, компании-гиганты пользуются услугами местных фабрик в развивающихся странах: Китае, Вьетнаме, Мьянме и Бангладеш, которые построены по принципу потогонного производства. Людям платят маленькую зарплату, они целыми днями работают в плохих условиях, а владельцы практически не следят за состоянием фабрик.
В 2013 году в Бангладеш обрушилось здание «Рана Плаза» с швейными фабриками, погибло более тысячи человек, а ранены около 2,5 тысячи. В один день в 2012 году на двух швейных фабриках в разных концах Пакистана произошли пожары. Погибли 289 человек, было серьезно ранено более 600. В 2012 году на одной из швейных фабрик в Бангладеш случился пожар, погибли 117 человек, пострадало более 200.
Подробному описанию тяжелых условий труда посвящены документальные фильмы «Реальная цена моды» Эндрю Моргана и «Голубой Китай» Миши И. Пелед.
Устойчивая мода
Устойчивая мода меняет принципы потребления: фокусируется на продлении жизненного цикла вещей, а также оказывает наименьшее влияние на окружающую среду.
Приказчикова считает, что бренд можно назвать устойчивым, если он следует нескольким принципам:
- чистая окружающая среда: бренд использует такие практики, такие материалы, при которых ущерб окружающей среде минимизируется;
- здоровая экономика: бренд платит налоги, поддерживает местную экономику;
- благополучие людей: достойные условия и оплата труда, гендерное равенство, полная прозрачность. «Это то, чего не хватает большинству брендов», — добавляет Анастасия.
Эксперт уверена, что к устойчивости стоит стремиться всем компаниям, хоть «этого можно достичь не сразу». «В России можно встретить бренды, которые, например, начали шить футболки из органического хлопка, — говорит Анастасия. — Они, в принципе, могут называться экобрендом. Но если этот бренд захочет называться устойчивым, но потребители не будут знать, где находится производство и в каких условиях работают люди, то он не будет иметь на это права. Бренд должен быть максимально прозрачным, если хочет быть устойчивым».
Бренд может считаться устойчивым, даже если он производит одежду не из этичных материалов, уверена автор книги. Анастасия привела в пример бренд Lovia, который шьет сумки из обрезков кожи с финских мебельных фабрик, лосиных шкур и кожи лосося. «Они специализируются на уменьшении количества мусора за счет того, что забирают остатки у других производителей», — поясняет она.
Насколько готовы меняться люди и бренды?
Исследований по потребительским настроениям россиян относительно экологичной моды не так много. В 2019 году практически треть российских потребителей заявила, что покупает одежду, обувь и аксессуары от экологичных брендов. В 2018 году компания Nielsen провела исследование, которое показало, что 62% россиян готовы менять свое отношение к покупкам, если это уменьшит вред, который наносится окружающей среде. При этом лишь 12% опрошенных отметили, что они уже покупают экопродукты. Исследователи подчеркнули, что это один из самых низких показателей в мире.
Мировые опросы по потребительским настроениям проводят регулярно. Например, в июле компания McKinsey & Company представила результаты исследования потребителей после коронавирусного кризиса. Две трети опрошенных отметили, что им стало еще важнее, чтобы компании-гиганты ограничили свое воздействие на изменение климата. Для 67% опрошенных имеет значение, сделана ли одежда из экологически чистых материалов, а для 63% — как бренд продвигает концепцию устойчивого развития.
Сами бренды также пытаются удовлетворить возрастающий спрос со стороны покупателей. Например, к 2018 году практически треть брендов запустила хоть какие-то инициативы, направленные на устойчивое развитие. При этом, согласно исследованию 2019 года Global Fashion Agenda, Boston Consulting Group и Sustainable Apparel Coalition, 40% компаний до сих пор не сделали ничего, чтобы внедрить у себя принципы заботы о ресурсах планеты.
В 2017 году 90 фирм (представляют примерно 12,5% мирового рынка моды) подписали соглашение Global Fashion Agenda 2020. В нем они прописали, что нужно перерабатывать больше подержанной одежды и обуви, обеспечивать цикличность производства и разрабатывать экологичные волокна. По состоянию на 2019 год подписавшие соглашение стороны достигли 45 из 213 целей.
Что мы можем сделать, когда покупаем одежду?
Приказчикова и Джонстон-Антонова дали читателям ТД несколько советов, как выбирать вещи и не навредить природе.
Самую главную роль играет использование вещей. Не стоит покупать вещь только потому, что она «эко». «Люди начинают сходить с ума по экомоде, экобрендам и забивать шкаф органическими футболками, рубашками из переработанного материала», — приводит примеры Анастасия. Такое поведение не имеет ничего общего с ответственным потреблением.
Она уверена, что при выборе между вещами, одна из которых очень нравится, но сделана не из экоматериалов, а вторая произведена этично, но не до конца нравится, следует выбрать первое. «На мой взгляд, нужно выбирать вещь, которая тебе действительно зайдет, от которой ты будешь получать удовольствие, с которой ты не захочешь расстаться, неважно, сделана она из обычного хлопка или органического», — рассказывает Анастасия.
Ольга уверена, что у среднестатистического человека уже всего достаточно в его гардеробе: «Из вещей в вашем шкафу можно составить столько новых комбинаций, что хватит на всю жизнь. Поэтому самая лучшая вещь — это та, которая уже есть», — считает стилист. Когда человек использует свой гардероб по максимуму, то можно и докупить что-то в секонд-хенде или у локальных магазинов.
Только благодаря выработке собственного стиля можно уйти от массового потребления одежды, уверена Ольга: «Если ты имеешь стиль, то ты не гоняешься за ширпотребными вещами как у всех. Это результат: тогда нам не нужен будет масс-маркет».
Анастасия верит, что осознанное потребление воспитывают локальные бренды. «Есть такое понятие, как ценность вещи. Мы с ними легко расстаемся: если на футболке есть маленькая дырочка, то мы ее сразу выбрасываем. А небольшие локальные бренды делают качественные вещи, сшитые по индивидуальным лекалам. Поэтому они стоят дороже и их не так легко выбросить». Это касается, может, и не всех локальных брендов, но многих, отмечает журналистка.
Если вы все же решили приобрести новую вещь, обратите внимание на ее состав. Илья Гусейнов, технолог фонда «Второе дыхание», советует не покупать одежду, в состав которой входит три-четыре типа волокна. Легче всего поддается переработке одежда, сделанная из волокна одного типа.
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам