Сопротивление и недоверие. Почему нормально не найти психолога с первого или пятого раза?
В России около 8 миллионов человек находятся в депрессии — болезнь диагностируют у 5,5% населения. Антон борется с клинической депрессией около пяти лет — он пробовал разные схемы лечения и ходил к 12 психологам. Почему не все люди находят «своего» специалиста с первого раза, рассуждают Антон и клинический психолог Алла Образцова.
Вовремя отследить признаки болезни
Антон рассказывает: раньше его жизнь нельзя было назвать необычной. В школе он был старательным и ответственным учеником, поступил в университет на химика, занимался социальной и общественной деятельностью. В какой-то момент молодой человек понял, что его эмоциональные и физические ресурсы истощаются из-за постоянной активности, возник систематический недосып. В то же время он потерял интерес к учебе.
«К концу обучения в вузе я понял, что наука — не мое, но как по инерции пошел в аспирантуру. И естественно, быстро разочаровался в этом, — говорит Антон. — Появилось противоречие: я же старательный, я должен все это сделать, и сделать хорошо. Но мне это не нравится».
Антон сменил обстановку — поехал на стажировку в Индию, но она измотала его еще больше. По его словам, напряжение росло из-за одиночества и большого количества работы, недосып превратился в бессонницу, а с научным руководителем произошли конфликты. Это повлекло за собой нервный срыв. «Я помню тот день — не мог себя контролировать. Единственным желанием было, чтобы от меня отстали все. Родные не понимали, что со мной творится. А мне настолько плохо, что я буквально говорить не способен, не говоря уже про объяснения», — вспоминает он.
Психолог Алла Образцова говорит, что к депрессии обычно приводит совокупность причин: генетика, биохимия, внешние факторы и личностные особенности человека. При этом расстройстве сниженный фон настроения и бессилие не проходят, а присутствуют в жизни длительное время. Алла подчеркивает: очень важно вовремя отследить у себя признаки депрессии и обратиться к врачу, который может поставить диагноз.
«У нас у всех бывают разные ситуации: мы можем быть расстроены, рады. Но если человек постоянно подавлен, у него пониженное настроение — это сигнал», — соглашается с экспертом Антон.
Преодоление сопротивления
После череды нервных срывов в течение полугода Антон пришел к первому психологу. К этому моменту у него появились постоянные суицидальные мысли, апатия и нарушенный сон. Близкие поняли, что с ним что-то не так, и убедили его сходить к психотерапевту.
«Мне было все равно: скажете к психотерапевту — к психотерапевту, скажете под машину — под машину. Окей, что скажете», — вспоминает он. Врач провел диагностику и пришел к выводу, что молодой человек находится в тяжелом состоянии. «Условно был тест из 10 баллов: 10 — труп, такого не бывает, 3-4 — норма. У меня было 8 — в окно пока еще не вышел, но очень может», — говорит Антон.
Работа с психологами была для него трудной — в течение нескольких лет он сменил 12 специалистов. По его мнению, очень важно, чтобы пациент преодолел внутреннее сопротивление, и помочь в этом могут близкие человека с депрессией. «Правильнее всего сказать: “Если ты решишь пойти к психологу, я тебя поддержу, помогу. Если нужно, схожу с тобой”», — считает он.
Клинический психолог придерживается той же позиции. «Если пациент сопротивляется, его близким стоит рассказать ему, что такое депрессия и что есть специальное лечение, которое может ему помочь. Нужно понимать, что депрессия — это болезнь, а болезни лечат врачи. И никак иначе», — подчеркивает Алла Образцова.
Увидеть эффект от терапии
Антон по разным причинам отказывался от услуг психотерапевтов. В некоторых случаях изначально не складывалась коммуникация со специалистом. «В процессе знакомства понимаю, что это не мой человек, я не могу ему открыться. Иногда излишне давят, что после сеанса выходишь с ощущением — вот бы сдохнуть поскорее. А это нехорошо», — говорит он.
Еще одной причиной стало то, что он не видел эффекта от терапии на протяжении долгого времени. Антон пришел к выводу, что для него подходят не все методы психотерапии. «Я пришел к психотерапевту в критическом состоянии, он его выявил и предложил работать с ним как с психологом. Я согласился: зачем далеко ходить, он ведь уже помог, поможет и теперь. И вот год я хожу на сеансы психоанализа — и не происходит ничего. Как оказалось позже, это не мой тип терапии», — предполагает он.
Образцова в свою очередь отмечает, что диагностики для определения подходящего направления психотерапии не существует, но психолог может использовать методы разных направлений, исходя из особенностей клиента. «Люди очень разные, и кому-то действительно будет легче в том или другом направлении. Но это не значит, что есть какое-то строгое разделение, это сугубо индивидуальный процесс. В немалой степени результат будет зависеть не от подхода, а от личности психолога и вашего с ним контакта», — комментирует эксперт.
Она советует обсуждать со своим психологом все, что вызывает вопросы и сомнения в процессе.
Терапевтический альянс
После нескольких случаев, когда психотерапия не приводила к улучшению состояния, Антон стал критичнее относиться к выбору специалиста. Он советует тем, кто столкнулся с ментальными расстройствами, сравнивать методы терапии и не бояться сказать нет психологу, если на сеансах дискомфортно.
Сейчас ему 30 лет, и он продолжает лечение от депрессии, но с психологом не работает. «В данный момент, к сожалению, я могу себе позволить только лекарственную терапию. Денег на психолога у меня нет. Но когда была возможность, я его регулярно посещал. Это значительно помогало, хоть и медленно», — комментирует он.
Клинический психолог подчеркивает, что не найти подходящего специалиста с первого или пятого раза — нормально и многое зависит от индивидуальных качеств. «Мы очень разные, и отсутствие сложившегося альянса может быть напрямую с этим связано. Например, нет осознания, что это тот самый человек, с которым я могу быть в этом процессе, нет ощущения принятия, понимания, безопасности. Если с первой встречи становится ясно, что специалист не подходит, то нормально поискать другого», — объясняет она.
Образцова рекомендует: если клиент из раза в раз на протяжении долгого времени продолжает разочаровываться в психотерапевтах, можно начать работу с наиболее подходящим психологом из неподходящих и обсудить с ним в том числе эту проблему.
«Если вы не чувствуете эффекта после ряда сеансов, нужно обязательно это обсудить. Это может быть очень важной точкой вашей совместной работы, которая продвинет терапию», — считает психолог.
«Такие дела» составляли инструкцию «Хочу пойти к психотерапевту. С чего начать?» Искать специалиста можно на тематических форумах, например на форуме сайта b17.ru или на сайте Дискуссионного клуба русского медицинского сервера, а также на интернет-сервисах по подбору терапевта, например, Alter, «Мета» или «Ясно».
По мнению опрошенных ТД экспертов, поиски «своего» психолога не должны превращаться в попытку встретить идеального специалиста. «Терапия — это контакт, который складывается между двумя людьми. Специалист должен быть не “тем самым”, а “достаточно хорошим”», — комментировала психолог, автор телеграм-канала «Записки злого терапевта» Елизавета Мусатова.
Эксперты указывают: самое важное — чтобы клиент доверял психологу, а специалист не выходил за рамки этики. Профессиональный терапевт не скрывает свое образование и специализацию, готов ответить на вопросы пациента и перенаправить клиента к другому специалисту, если проблема лежит вне его компетенции.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь нам