Расстройства личности: почему возникают и когда пора просить о помощи?
По статистике Всемирной организации здравоохранения, более 27% людей хотя бы раз в жизни имели психические заболевания. По данным Минздрава России, в 2019 году диагнозы были поставлены 5,8 миллиона россиян. Но среди психопатологий выделяется отдельная группа — расстройства личности. «Такие дела» расскажут, чем они отличаются от других психиатрических диагнозов и как жить полноценной жизнью, если одно из них обнаружили у вас или вашего близкого.
Депрессия, посттравматическое, биполярное, тревожное и другие расстройства — эти термины мелькают в новостных лентах, в сети множатся посвященные им блоги, издаются книги, записываются подкасты.
Международная классификация болезней в актуальной редакции (МКБ-10) определяет расстройства личности как ряд устойчивых состояний психики и типов поведения человека, отражающих его отношение к себе и другим людям, сам стиль его жизни. Некоторые из них проявляются относительно рано, другие могут дать о себе знать в зрелом возрасте.
Но прежде чем подробно говорить о расстройствах личности, нужно понять, что такое личность человека и что может вывести ее из строя.
Что такое личность?
Образ жизни, стиль поведения, отношение к себе и другим — все это характерные черты нашей личности. Она формируется в течение всей жизни, начиная с рождения, под влиянием множества факторов. И семья — главный из них.
В Толковом словаре под редакцией доктора филологических наук профессора С. А. Кузнецова личность — «это совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность».
«Мы, психологи, рассматриваем ее как набор внутренних механизмов обработки информации и реагирования на нее, стиль поведения, восприятия, мышления, способности испытывать и проявлять свои чувства, — поясняет психотерапевт Владимир Снигур. — Это алгоритмы, содержащие наш личный опыт, идентичность, систему ценностей и многое другое».
Личность — наш метод взаимодействия с окружающей реальностью. Ее характеристики показывают, как мы функционируем в условиях нашей культуры и общества, насколько интегрированы в него.
«Личность начинает формироваться в момент рождения, и этот процесс продолжается всю жизнь, — рассказывает Снигур. — На него оказывает влияние множество факторов: генетика, воспитание, среда, в которой проходит наше детство. Но главное — отношения со значимыми людьми в первые годы жизни. Как правило, речь идет о родителях».
Если относительно генетического влияния на некоторые расстройства у специалистов нет четкого понимания, то с семейными отношениями ситуация яснее.
«Представьте, что все позитивные впечатления и ожидания накапливаются в одной части нашего сознания, формируя положительные образы, а негативные, болезненные переживания — в другой, — говорит Снигур. — Это моменты, когда наши потребности не удовлетворены, важные для нас этапы развития проходят не должным образом, а мы ощущаем тревогу, чувствуем себя покинутыми, отверженными. В период взросления мы постепенно увязываем эти противоречия внутри себя. Если ребенок развивается в спокойной и гармоничной среде, этот процесс идет плавно. Полярные впечатления сближаются и трансформируются в единую картину — формируется здоровая личность, воспринимающая мир сложно и многогранно, умеющая управлять своими эмоциями, осознавать свои состояния и говорить о них».
Как возникают расстройства личности?
Сильные переживания в раннем возрасте могут привести к расщеплению личности, лишить ее возможности связать воедино все впечатления первых лет жизни. В дальнейшем внутренние противоречия могут усилиться и в итоге привести к формированию того или иного расстройства.
В процессе нашего развития возникает множество сложностей, которые могут быть связаны как с отсутствием контакта или эмоциональной близости с матерью, так и с отношением родителей друг к другу и к своему ребенку. «Они могут быть невнимательными, нарушать детские границы, не чувствовать и не понимать, что происходит с их детьми, стать пугающими и агрессивными фигурами», — поясняет психотерапевт.
Переживая сильный эмоциональный накал, ребенок формирует в своем сознании наиболее полярные «картинки» и чувства. Они могут породить устойчивые шаблоны поведения в ситуациях, подобных той, где проявились впервые. В итоге уже к старшему подростковому возрасту психика становится лоскутным одеялом: есть цельная, здоровая часть, а есть расщепленная, где на максимальном расстоянии друг от друга содержатся яркие, идеализированные и мрачные, негативные представления о жизни, формирующие такие же противоречивые реакции. «Впоследствии даже может случиться так, что человек, испытывая позитивные эмоции, забывает, что когда-то ему было плохо, и наоборот: переживая что-то плохое, не помнит, что бывает по-другому», — описывает Снигур.
«В зависимости от того, насколько сильно это расщепление, насколько оно мешает человеку полноценно жить и взаимодействовать с другими людьми, можно говорить о степени тяжести расстройства личности», — объясняет эксперт.
Кроме того, «передозировка» негативного опыта влияет на биологические процессы — на формирование мозга, запоминание, скорость реакции. Это может привести к проблемам с памятью и усвоением информации.
Как решение проблемы становится самой проблемой
Человек с расстройством личности из года в год пытается справиться с одними и теми же ситуациями одними и теми же способами, заученными еще в детстве. И хотя они уже давно не работают, он никак не может выйти из замкнутого круга.
Расстройство личности, можно сказать, становится «универсальным» методом решения проблем, подобных той, с которой человек столкнулся еще в начале своего пути. Как правило, такие методы довольно грубые и не учитывают тонкостей происходящего. Но они отлично запоминаются, становясь частью нашей внутренней «прошивки».
«Эти механизмы продолжают действовать во взрослом возрасте, когда в них уже нет никакой необходимости. Человек начинает ходить по кругу. Например, в детстве он усвоил, что быть отличником — гарантия уважения и признания. Так можно прийти к перфекционизму. Но в 40 лет он скорее станет проблемой, чем подспорьем в решении жизненных задач, — предупреждает психотерапевт. — Перфекционист может испытывать сложности не только в отношениях с людьми, которым сложно выдержать уровень его запросов, но и с физическим здоровьем».
В чем разница между расстройствами личности, неврозами и психозами?
В отличие от других психиатрических диагнозов, расстройства личности отличаются постоянством, и все чаще психологи говорят о них как об особенностях психики, требующих не лечения, но корректировки в рамках терапии.
А расстройство личности — это особенности психики, которые, во-первых, проявляются постоянно, а во-вторых, мешают человеку жить в социуме. Если какая-то черта похожа на расстройство, но не мешает человеку жить — это не расстройство.
Все «поломки» психики специалисты условно делят на три категории: неврозы, пограничные состояния и психотические состояния или психозы. Главное отличие первых в том, что неврозы — проблема здоровых людей. «На этом уровне сбалансированная личность сталкивается с отдельными болезненными переживаниями. Но они не угрожают ее целостности», — подчеркивает Снигур.
Психоз — острое состояние, часто приводящее к госпитализации. На этом уровне находятся психические заболевания — к примеру, тяжелые формы шизофрении, осложненные бредом и галлюцинациями.
Расстройства личности разместились между неврозами и психозами. Гранича с первыми и иногда опасно приближаясь ко вторым, они все же рассматриваются отдельно.
«При расстройствах личности сильнее, чем при неврозах, выражены полярные установки человека и его импульсивные реакции. В отличие от невротика, носителю расстройства сложно регулировать свои эмоции, отслеживать и менять свое поведение. Когда оно больше напоминает невроз и не наносит сильного вреда человеку и его жизни, мы называем его высокофункциональным. Если же мы сталкиваемся с тяжелыми состояниями пациентов, больше напоминающими проявления психозов, то говорим о низкофункциональном расстройстве».
Ни одно из них нельзя назвать болезнью. Главное отличие расстройств личности от психических заболеваний — динамика. История любой болезни имеет свое начало, развитие, пик и завершение. К тому же у заболеваний, как правило, есть биологическая причина. В противоположность им расстройства личности — скорее особенности психики, присутствующие в жизни носителей постоянно и проявляющиеся как нарушения социальной адаптации.
Также так называемые акцентуации могут напоминать то или иное расстройство, но не иметь к нему никакого отношения.
«Это особенности характера, его основные черты, формирующиеся в раннем детстве, — говорит клинический психолог Елена Белецкая. — Это нормально. Они не мешают человеку жить в социуме, интегрироваться в его культурную среду и функционировать в широком смысле слова. Расстройства — это состояния, выходящие за рамки нормы, приводящие к дезинтеграции. Чтобы быть уверенным в диагнозе, специалист наблюдает человека около полугода».
С расстройством личности часто путают и реакцию на травматический опыт: «Можно назвать травматичной довольно большую часть наших переживаний. У нас умирают родственники, люди живут с серьезными детскими травмами, последствиями насилия, войн или терактов. При профессиональной поддержке эти последствия могут пройти по окончании периода горевания. В общем случае он длится около года».
Почему с расстройствами личности начали считаться?
Если коротко, то потому, что они сильно влияют на качество жизни.
Расстройства личности стали рассматриваться как отдельная категория клинических состояний относительно недавно — МКБ-10 была принята в 1997 году.
«Это отражает современный этап развития человечества, где качество жизни становится принципиально важным, — говорит Снигур. — Чем оно выше, тем больше внимания мы уделяем вопросам самореализации, коммуникации, социальной адаптации. Все это делает разговор о расстройствах личности и их механизмах очень актуальным».
Но важно помнить, что заниматься самодиагностикой — модное поветрие и гиблое дело. С уверенностью поставить диагноз может только врач-психиатр или психотерапевт.
Как понять, что что-то идет не так?
Задать себе вопрос: что каждый раз мешает нам сделать то, чего мы хотим больше всего?
«Специалисты предпочитают проводить диагностику, когда пациенту уже около 25 лет, — говорит психотерапевт. — В этом возрасте мозг человека полностью сформирован, как и его поведение. Но существуют и исследования поведения подростков, выявляющие особенности, которые могут перерасти в расстройство личности».
Если речь идет о подростке, задача распознать проблему и принять меры ложится на плечи родителей и учителей. Взрослый может обнаружить «поломку» самостоятельно.
«Это нечто, что мешает человеку заниматься тем, чем он хочет. Например, он хочет устроиться на работу, но не может, хочет проводить время с друзьями, но у него их нет и не было, хочет создать отношения, но раз за разом они рушатся, — приводит пример Снигур. — Человек может задать себе вопрос: что не так? Возможно, он на автомате сам создает себе препятствия».
Куда обращаться за помощью?
Если вы обнаружили у себя признаки расстройства личности, попробуйте обратиться в один из сервисов психологической помощи и прийти на терапию.
Иногда психиатры мрачно шутят: «В нашей стране психопомощь существует для двух категорий людей: для тех, кого привозит неотложка, и для тех, кому хватило ума прийти самостоятельно».
«К нам действительно чаще всего обращаются люди, сами заметившие проблему, — продолжает Белецкая. — Но есть “средняя прослойка”. Эти люди идут к своим близким, порождая отдельную категорию пациентов — друзей и родственников носителей расстройств, отказывающихся обращаться за помощью».
Если вы заметили проявления того или иного расстройства у кого-то из ваших близких, профилактические беседы и просьбы обратиться к специалисту вряд ли помогут. Осознать эту необходимость человек должен самостоятельно. Лучшее, что можно сделать, — попробовать ненавязчиво предложить ему прочесть пару книг о предполагаемом диагнозе. Возможно, это поможет ему принять решение.
Расстройство личности — особенность психики, а не приговор. С помощью квалифицированного психолога можно разобрать его механизм на составляющие, изучить во всех деталях и понять, как с ним жить, а в ряде случаев перенастроить его так, чтобы оно работало на вас.
- Всероссийская кризисная линия доверия:
- Круглосуточная экстренная телефонная служба МЧС:
- Многопрофильная психологическая помощь всем взрослым:
- Московская служба психологической помощи:
8 (800) 333-4434 (бесплатный звонок по всей России),
8 (495) 988-4434 (бесплатный звонок для жителей Москвы)
+7 (499) 216-5050; +7 (495) 989-5050
8 800 200-4703 (круглосуточно)
короткий номер — 051 (бесплатно с московского городского номера); (499) 173-0909 (возможна очная бесплатная консультация)
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам