Совет по правам человека (СПЧ) создаст рабочую группу «по защите прав граждан в цифровой среде», которая к декабрю должна будет подготовить президенту России Владимиру Путину доклад о том, с какими проблемами сталкиваются россияне в интернете. К работе над документом привлекут российских хакеров, рассказал «Коммерсанту» глава СПЧ Валерий Фадеев.
По мнению Фадеева, российское законодательство не справляется с защитой граждан в цифровой среде. Он отметил, что россияне сталкиваются с травлей в социальных сетях, подвергаются тотальной слежке через уличную систему распознавания лиц, а также становятся жертвами мошенников.
Поэтому СПЧ создаст рабочую группу, в которую войдут как члены совета, так и хакеры, которые, по словам Фадеева, «прекрасно разбираются во взломах и манипуляциях в сети». Группа детально опишет каждую из проблем и доложит о них Путину.
После этого совет приступит к созданию цифрового кодекса и инициирует законопроект, который будет защищать тех, кто пострадал в интернете. Фадеев подчеркнул, что СПЧ хочет «оградить людей от травли», но при создании кодекса важно будет «избежать защиты прав за счет подрыва свобод».
«Огромная проблема сегодня — это утечка данных, которую иллюстрирует, например, заметка об Анне Кузнецовой, заказавшей за 16 тысяч рублей слежку за собой с помощью камер видеонаблюдения, установленных в городе. Или травля в соцсетях, которой недавно подвергся доктор Рошаль. Вы помните наверняка провал приложения “Социальный мониторинг” или прошлогоднее дело журналиста Ивана Голунова, когда в сеть слили ложную информацию и никто за это не ответил. Эти примеры описывают ряд серьезных проблем нашего общества в сфере цифровизации, распространения информации», — отметил Фадеев.
Адвокат международной группы «Агора» Андрей Сабинин считает, что инициатива СПЧ будет «противоречить духу права», если ее основой станут статьи, «выдернутые» из УК и КоАП. Он напомнил о том, как приговорили к пяти годам колонии блогера Владислава Синицу за твит о детях силовиков. Его судили по экстремистской статье за публичные призывы. По мнению Сабинина, никто не стал разбираться, были ли призывы на самом деле.