В Костроме детское отделение областной больницы перепрофилируют для пациентов с пневмониями. Почему врачи против и чего боятся родители?

Сюжет: Медицинские работники в условиях пандемии

В Костроме закрывают детское отделение областной клинической больницы имени Е. И. Королева — теперь там будут оказывать помощь пациентам с пневмониями. Власти обещают полностью перевести врачей и оборудование в другую больницу, но родители и врачи считают, что качество помощи снизится. 

«Такие дела» поговорили с медиками и родителями пациентов, чтобы понять, почему они категорически против переноса детского отделения. 

Обследование пациента с пневмонией
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

«Не знаю, сможем ли лечиться»

О том, что детское отделение клинической больницы хотят перенести в Костромскую областную детскую больницу за Волгой, стало известно в начале ноября. В группе во «ВКонтакте» родители писали, что закрывать отделение нельзя: в нем собралась команда медиков узкого профиля, которая помогала в том числе детям с редкими диагнозами. Однако уже 7 ноября всех пациентов выписали или перевели в областную детскую больницу. 

Сотрудница отделения Елизавета (имя изменено по просьбе героини) рассказала «Таким делам», что в больнице имени Королева лечили детей с лейкозом и другими заболеваниями крови, а в детской областной больнице штатного гематолога нет. «Всего на Костромскую область два детских гематолога, но второй работает в департаменте и уже не оказывает медицинскую помощь», — говорит Елизавета. 

По ее словам, в ноябре несколько детей должны были выписаться из федеральных клиник в Кирове и Москве, где они получали дорогостоящее лечение по квотам. Вернуться в Кострому они могли только под присмотр местного гематолога — нужна поддерживающая терапия и постоянный контроль. Как будут оказывать помощь в городе теперь, семьи не знают.

«Сейчас мы ездим на поддерживающую терапию и хотели вообще остаться в Костроме лечиться, потому что ребенок очень плохо переносит переезды, — рассказывает Анастасия, мама пятилетней Даши с острым лимфобластным лейкозом. — Нам долечиться осталось год, а из-за того что в Костроме отделение закрывается, я не знаю, сможем мы там лечиться или нет. Придется опять ездить в Киров». 

По словам Анастасии, ездить приходится часто, два раза в неделю — на анализы и химиотерапию. Если врачей переведут в поликлинику при Костромской областной детской больнице, проводить такие процедуры будет нельзя. «Нас выписывают из кировской федеральной клиники. Я пока даже не знаю, куда обращаться», — комментирует Анастасия.

Читайте также «Почти не осталось ресурсов для оказания другой помощи». Как российские больницы перепрофилируют для пациентов с COVID-19

Ксения воспитывает полуторагодовалую дочь Лею с онкогематологическим заболеванием. Они живут в небольшом городе Волгореченске, и единственное место, где они могли получить необходимую терапию, — клиническая больница имени Королева, где им и поставили диагноз. «Дети с нашим заболеванием должны находиться в отдельном боксе, где никаких детей с вирусными и другими заболеваниями нет, потому что для нас это очень опасно, — объясняет Ксения. — Если понадобится переливание крови или переливание тромбоцитарной массы, за Волгой этого просто нет. То есть это опять расстояние, опять время, а время для моего ребенка очень дорого».

У семилетней Веры — астма с преобладанием аллергического компонента. Ее мама Наталья тоже не знает, что они будут делать, если детское отделение в больнице имени Королева закроют. Именно там проводили уникальную для Костромской области терапию аллергенами — два раза в год, весной и осенью, дети со всего региона приезжали в отделение на две недели, чтобы пройти курс иммунотерапии. Если процедуры пропустить, когда все зацветет, у детей могут начаться обострения. 

«Каждый день ездить не вариант: кто меня с работы отпустит, кто больничный выпишет, на каком основании? А если какие-то осложнения, куда мне ребенка потом повезут? Если мы пришли, сделали укол, педиатрического отделения нет, а случилось что-то непредвиденное? Такое лечение проводится строго под присмотром врача», — отмечает Наталья. 

«Почему детей должны переводить из лучших условий?»

В больнице имени Королева врачи работали с лейкозами, иммунодефицитами, тяжелыми аллергиями, болезнями сердца и другими детскими болезнями. Специалистов такого уровня в городе и в области больше нет, говорят сотрудники отделения. Власти заявляли, что вместе с пациентами в областную детскую больницу будут переведены и врачи из клинической больницы. По словам сотрудницы отделения Марины (имя изменено по просьбе героини), ни один из медиков предложение пока не принял. 

«Мы все сейчас будем оказывать помощь в нашей поликлинике. Если доктора перейдут в детскую областную больницу, то у нас область вообще останется без специалистов даже на амбулаторном этапе», — комментирует Марина. Она поясняет: поликлиника при областной детской больнице обслуживает только саму Кострому. 

Читайте также «Врач уже давно не столп общества, и неуважение к нему демонстрирует в первую очередь государство»

По словам специалиста, в областной детской больнице нет соответствующей инфраструктуры. Власти обещали перевезти туда оборудование из больницы имени Королева, но это оказалось невозможно: основная часть техники, за счет которой и можно было работать эффективно, принадлежит взрослому отделению, которое специализируется на тех же патологиях. 

«В нашем детском отделении из оборудования — электрокардиограф и инфузоматы. Аппарат для КТ в областную детскую больницу закупили, а МРТ там нет, — рассказывает Марина. — Для сохранения тромбоцитов, тромбоконцентрата нужен тромбомиксер, мы пользуемся аппаратом, который находится на территории взрослого гематологического отделения. Это все шаговая доступность. Почему детей должны из лучших условий переводить? Качество будет другое». 

В клинической больнице имени Королева врачи, оборудование и лаборатории работали круглосуточно. «То есть в любое время дня и ночи мы можем произвести необходимые нам анализы, — объясняет Марина. — К нам поступает ребенок, и уже в течение нескольких часов мы можем оказать ему помощь, на территории нашей больницы организован пункт крови». Оперативная и качественная помощь была возможна благодаря тому, что все сотрудники больницы в любой момент готовы подключиться, а все необходимое оборудование было рядом. 

«Наше лечение, наши диагнозы зависят от всех служб в больнице. У нас круглосуточно работают и неврологи, и нейрохирурги, и если нам нужна какая-то помощь узкого специалиста, она рядом в любое время дня и ночи. У нас это все делается быстро, а задержка чревата тем, что ухудшается прогноз по заболеванию», — говорит Марина. 

«Мера будет действовать до особого распоряжения»

На месте детского отделения Костромской клинической больницы имени Королева собираются открыть отделение для больных с пневмониями — взрослых. Временно исполняющий обязанности директора костромского депздрава Дмитрий Новиков 5 ноября заявлял, что вопрос переноса конкретного отделения все еще обсуждается, рассматриваются и другие варианты. Однако уже 6 ноября замначальника отдела развития медицинской помощи детям Ирина Гузанова сказала, что детское отделение перенесут, но «родителям не стоит беспокоиться, так как мера — временная и будет действовать до особого распоряжения».

Читайте также «Этот вирус уже никуда не исчезнет». Врачи отвечают на главные вопросы о второй волне пандемии

Сотрудница отделения Марина опасается, что профессиональная команда врачей распадется за то время, пока детское отделение не работает. «Говорят, что это все временно, что это на два месяца. Но по прогнозам ситуации с коронавирусной инфекцией я не думаю, что все ограничится этими двумя месяцами, — считает Марина. — А потом врачей будет не собрать, потому что они все будут трудоустроены в других местах, будет новый ритм жизни».

В клинической больнице имени Королева уже идет подготовка к переформатированию детского отделения. «Говорят, что там будут пациенты на реабилитации, но точно это неизвестно. Последняя информация была, что там собираются делать красную зону [для людей с COVID-19]. Нам сказали, что рассматривали несколько вариантов, но поскольку наше отделение — это отдельно стоящее здание с отдельным входом, оно подошло лучше всего», — рассказывает Елизавета.

Родители пациентов детского отделения писали письма и губернатору области, и в департамент здравоохранения. Также они составили петицию — подписи под ней оставили уже более 2 тысяч человек. На запрос «Таких дел» с просьбой разъяснить ситуацию в департаменте здравоохранения Костромской области не ответили. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: