Благотворительная организация «Ночлежка» и юристы Института права и публичной политики пытаются добиться, чтобы в Петербурге бездомные люди без регистрации могли получать социальную поддержку от города: лекарства, пособия, льготные проездные. По действующему постановлению правительства города помощь положена только людям с регистрацией.
По инициативе «Ночлежки» группа депутатов с юристами подготовила запрос в Уставный суд Петербурга, чтобы тот рассмотрел положения городского законодательства.
«Такие дела» поговорили о необходимости усовершенствования законодательства с юристами, а также с петербуржцами, которые не смогли получить необходимую помощь из-за проблем с регистрацией.
Вячеслав Самонов
юрист «Ночлежки»
Меры социальной поддержки — это все, что указано в Социальном кодексе Санкт-Петербурга. Там есть три категории получателей: граждане с постоянной регистрацией; граждане, у которых есть регистрация по месту пребывания, и лица без определенного места жительства. Последние получают меры социальной поддержки, которые им положены, только в том случае, если они зарегистрированы в Центре учета граждан без определенного места жительства.
Для людей, подходящих под категорию бездомных, предусмотрено не так много мер социальной поддержки, буквально пять-семь. Самые востребованные среди наших клиентов: месячный льготный проездной, который положен пенсионерам и людям с инвалидностью; доплаты к пенсии по инвалидности — довольно неплохие суммы, сравнимые с самой пенсией; помощь в лекарственном обеспечении при амбулаторном лечении граждан с туберкулезом; ежемесячные пособия на детей для малообеспеченных семей. Очень часто люди обращаются за постановкой на жилищный учет, для которого также необходим официальный статус «без определенного места жительства».
Проблема в том, что людей ставят на учет в центре, только если у них была последняя постоянная регистрация по месту жительства в Санкт-Петербурге. В противном случае их отказываются ставить на учет и не предоставляют им мер социальной поддержки. И это очень частая проблема. Мы считаем, что это формальное условие — постановка на учет бездомного человека только при наличии последней регистрации в Санкт-Петербурге — противоречит Конституции и Уставу города.
Постановление правительства Санкт-Петербурга создает проблемы для бездомных людей, которые проживают в нежилых помещениях, на чердаках, в подвалах, на вокзалах, в подъездах жилых домов — там, где невозможно зарегистрироваться. И для тех, у кого нет последней постоянной регистрации в городе.
Мы как раз и хотим, чтобы ситуация фактической бездомности была основанием постановки на такой учет. Тогда будет реализовываться принцип равенства и запрета дискриминации.
Для людей с домом есть контраргумент: идите делайте регистрацию. Хотя и механизм регистрации очень усложнен, неудобен. Владельцы жилья боятся делать даже временную регистрацию. Вопреки давно установленным требованиям закона регистрация так и не приобрела уведомительный характер. У нас сейчас рассматривается в Верховном суде дело клиента, которому отказали во временной регистрации в комнате его подруги, потому что нет согласия всех остальных сособственников комнат в коммуналке. То есть регистрация даже для людей с домом остается на практике недоступной.
Виталий Исаков
юрист Института права и публичной политики
Правительство Санкт-Петербурга уже 13 лет предоставляет меры социальной поддержки только тем гражданам без регистрации, которые смогли доказать, что лишились ее именно в этом городе. Власть не волнует уважительность причин, по которым гражданин, фактически постоянно проживающий в Петербурге, не может получить регистрацию или предоставить сведения о регистрации в городе в прошлом.
Такое правило, скорее всего, включено в текст постановления по причине нежелания тратить бюджетные средства на людей из других регионов. Однако такой подход не соответствует практике социальной действительности.
Вместе с тем из-за применения такой нормы граждане России лишены возможности эффективно и на регулярной основе реализовывать свое право на государственную социальную помощь, закрепленную в Социальном кодексе города и других законах. Это может коснуться, например, человека, который живет в съемной квартире, и арендодатель отказывается сделать регистрацию по месту жительства. Или же если в девяностые из архивов пропали сведения о том, что человек был зарегистрирован в Петербурге.
Мы хотим показать, что в правовой системе Петербурга есть явно дискриминационная норма, которая может коснуться каждого. Регистрация может быть утрачена вследствие мошеннических действий, бракоразводных процессов, халатного отношения должностных лиц к хранению сведений в базах данных.
Юридическая дефектность и неконституционность нормы проявляется следующим образом. Во-первых, она возлагает на гражданина все негативные последствия, связанные с тем, что ему не удалось доказать государству свой статус жителя Петербурга, хотя частью 2 статьи 7 Конституции и частью 1 статьи 39 Конституции возложена на государство обязанность обеспечить и гарантировать социальную поддержку. Во-вторых, согласно статье 19 Конституции, граждане России должны быть равны по своему правовому статусу независимо от места жительства.
Конституционный суд неоднократно говорил, что регистрация по месту жительства ни в коем случае не может быть условием предоставления или лишения каких-либо прав, а в правовом государстве недопустимо, чтобы факт регистрации влиял на то, получите ли вы меры социальной поддержки или нет. Поэтому сам по себе такой подход не имеет под собой объективного и разумного оправдания и является тем, что юристы называют дискриминацией.
Однако вопреки сказанному выше в Санкт-Петербурге сохраняет действие дискриминационное юридическое условие. Граждане без документа об утрате постоянной регистрации в городе не могут попасть в реестр получателей мер социальной поддержки и, следовательно, не могут получать льготы после подачи заявления. Для получения льгот петербуржцу без регистрации требуется обращаться в суд и доказывать, что он живет в этом городе. А также устанавливать факт того, что он имеет право на льготу. Если суд удовлетворит требование человека без регистрации, то сможет обязать правительство предоставить человеку конкретную льготу только один раз. Для повторного получения льготы или получения другой льготы человеку без регистрации придется снова обращаться в суд. Такая процедура дорогостоящая и требует много времени.
Не будь дискриминационного правила, человек без регистрации мог бы просто подать заявление в центр оказания социальных услуг, и льготы бы предоставлялись своевременно. Тогда бы не тратились ресурсы НКО, которые помогают бездомным людям, ведь юристы коммерческих организаций редко берутся за такие дела.
Чтобы защитить жителей Санкт-Петербурга, мы обратились в Уставный суд города и попросили проверить нормы на соответствие Уставу города. На наш взгляд, постановление правительства Петербурга не обеспечивает закрепленный в Уставе города принцип равенства всех перед законом. Также оно допускает формальный и дискриминационный подход к предоставлению жителям города возможности реализовать социальные права.
Александр Шершов
не может получить лекарства
Сейчас я живу у родственников в Выборгском районе.
Когда я заболел, сначала записался к онкологу в местной поликлинике. Он направил меня в исследовательский диагностический центр. Затем меня направили в Песочный онкоцентр, чтобы дальше проходить обследование. Когда дело дошло до лечения, мне выписали препарат, но выдавать его отказались [из-за отсутствия постоянной регистрации в Санкт-Петербурге]. Хорошо, что хотя бы через «Ночлежку» мне удалось получить его в фонде AdVita.
Так вышло, что некоторое время назад мне пришлось прописываться в области. И поскольку у меня последняя регистрация была областная, то в Петербурге я не могу ни встать на учет на лекарства, ни встать в очередь на жилье. Сейчас мне оформили временную регистрацию.
Я был в «Ночлежке» недавно, и юрист предложил мне обратиться в суд. Он должен сам подать заявление.
Андрей Царев
не может оформить льготный проездной
Я почетный донор РФ и Санкт-Петербурга. Судья не признает, что я проживаю здесь с детства. Мы [с юристами «Ночлежки»] предоставили все документы о моем длительном проживании здесь, но льготу на проезд забрали. Судья, когда выносила вердикт, говорила так, словно я сюда приехал. У меня же не было регистрации в другом регионе. Будем обжаловать, но толку? Нужно дождаться решения, но я боюсь, что шансов очень мало.
У меня практически с детства не было постоянной регистрации. Меня мама не прописала, там свои нюансы были. В девяностых годах у мамы были махинации с жильем. Я пытался спасти жилье через прокуратуру, но не удалось.
У меня высшее экономическое образование, но я не смог попасть на работу из-за отсутствия прописки. Меня были готовы взять на работу в банковскую систему, но из-за штампа в паспорте завернули».
Авторы Светлана Буракова и Мария Волобуева