«Никакой угрозы государству их деятельность нести не может». Правозащитницы — о признании центра «Насилию.нет» инагентом
29 декабря Министерство юстиции России внесло центр «Насилию.нет» в реестр НКО-инагентов. Российские правозащитницы прокомментировали решение ведомства.
С чего все началось
В 2020 году центр «Насилию.нет» не получил президентский грант. Поэтому с начала года организация работает исключительно на пожертвования частных лиц.
В середине декабря директор центра «Насилию.нет» Анна Ривина рассказала, что Минюст начал внеплановую проверку работы центра по анонимному заявлению и запросил документы о финансовой работе центра, мероприятиях, упоминаниях в СМИ, договорах с партнерами за последние два с половиной года. Решение должно было быть вынесено 25 декабря. Но о внесении «Насилию.нет» в реестр НКО-инагентов стало известно лишь 29 декабря.
За декабрь Минюст включил в реестр НКО-инагентов еще четыре организации. Три из них помогают людям с ВИЧ — «Гуманитарное действие», «Феникс ПЛЮС» и «Акцент». В список также попала организация «Открытый Петербург».
Другие НКО, в разное время попавшие в реестр:
- центр «Анна» (помощь женщинам и детям, оказавшимся в критической ситуации);
- организация помощи беженцам и мигрантам «Гражданское содействие»;
- Фонд им. Андрея Рылькова (помощь наркозависимым и их семьям);
- Фонд Тимура Исламова (помощь людям с ВИЧ);
- региональные отделения общества «Мемориал»;
- ингушское отделение «Красного креста»;
- челябинское региональное диабетическое общественное движение «Вместе».
По закону об иностранных агентах НКО попадает под контроль Министерства юстиции, если:
- получает деньги из иностранных источников, включая частные пожертвования, и от российских юридических лиц, получающих иностранное финансирование;
- ведет «политическую деятельность»: организует акции и выступает в СМИ, чтобы влиять на общественное мнение и государственные органы.
НКО-инагенты обязаны ежеквартально информировать Минюст о величине и целях иностранного финансирования, а также подробно отчитываться о фактическом расходовании средств. В любой публикации в СМИ о таком НКО необходимо указывать, что информация получена от «иностранного агента».
Что думают правозащитницы
По мнению Анны Ривиной, организация попала в реестр НКО-инагентов «на 95%» за работу над законом о профилактике семейно-бытового насилия и «на 5%» за пропаганду ЛГБТ.
Правозащитница, соавтор законопроекта о домашнем насилии Алена Попова считает, что государство «показывает, что в нашей стране запрещено бороться с насилием» и пытается «помешать работе организаций, помогающих жертвам домашнего насилия». Она отметила, что закон о домашнем насилии есть в 156 странах мира, но не в России.
«Наш текущий режим всеми силами старается сохранить “традиционные семейные ценности”. <…> В результате такой политики миллионы жертв домашнего насилия в России остаются без какой-либо защиты и поддержки. А если организация начинает помогать жертвам домашнего насилия в обход государства, как это делает центр “Насилию.нет”, то ей не дают работать и признают иностранным агентом», — прокомментировала она.
Депутат Государственной думы, соавтор законопроекта о домашнем насилии Оксана Пушкина также подчеркнула, что общественные организации, работающие со стигматизированными группами, оказываются в ловушке. На государственные гранты рассчитывать не приходится, а получение международных грантов гарантирует им получение статуса инагента. Это приводит к «штрафам, непосильным расходам на бюрократию, публичному ярлыку, который бесповоротно закрывает возможности работы с местными властями».
«“Насилию.нет” не занимается политикой, он существует только потому, что государство не ведет системной борьбы с домашним насилием. <…> Я глубоко убеждена, что эта организация приносит большую пользу обществу, во всеуслышание говоря о проблеме домашнего насилия. Никакой угрозы государству их деятельность не несет и нести не может», — добавила Пушкина.
Политолог Екатерина Шульман, напротив, не связывает включение центра «Насилию.нет» в реестр НКО-инагентов с законопроектом о профилактике семейно-бытового насилия. По ее мнению, это связано с тем, что «организации, борющиеся с домашним насилием и с ВИЧ, были по какой-то причине сочтены наиболее тесно работающими с зарубежными партнерами или спонсорами».
Чем занимается центр «Насилию.нет»
Центр «Насилию.нет» с 2015 года помогает пострадавшим от домашнего насилия, информирует о проблеме, а также работает с авторами насилия.
Для того чтобы сделать проблему домашнего насилия видимой, проекты «Насилию.нет» поддерживают российские артисты, например музыкант Найк Борзов, телеведущие Юлия Меньшова и Регина Тодоренко, актриса Ксения Раппопорт, журналы «Домашний очаг», Vogue.
С 2019 года в Москве работает приемная центра «Насилию.нет», где пострадавшие от домашнего насилия получают поддержку и юридические консультации.
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь нам