«Такие дела» поговорили с директором социальных проектов Mail.ru Group и руководителем сервиса «Добро Mail.ru» Александрой Бабкиной о том, какую роль в благотворительности играет бизнес.
— Что изменилось в отношениях бизнеса и благотворительности за последние пару лет?
— Раньше бизнес в основном хотел сотрудничать с крупными и известными фондами.
Для этого нужно вовлекать еще и профессиональные благотворительные организации из регионов.
Подход к реализации социальных проектов стал гораздо более осознанным: компании хотят не просто заниматься какой-то благотворительной деятельностью, но и понимать, насколько эффективно проект поможет решить проблему.
Бизнес все больше интересуется проектами социального маркетинга, которые выгодны для всех сторон: они позволяют и вовлечь людей в решение проблемы, и повысить лояльность бренду, и добиться четких маркетинговых показателей. Мы уже семь лет развиваем социальные проекты, которые тесно связаны с технологической сферой, и уверены, что это очень важно. Фондам нужно расти, запускать масштабные акции, привлекать внимание к проблеме, находить волонтеров и новых благотворителей.
— А кто жертвует больше — люди или бизнес?
— У разных фондов и платформ статистика разнится. На «Добро Mail.ru» больше пожертвований от обычных людей, которые часто делают первые шаги в благотворительности. Поэтому наша задача — объяснить, насколько важны регулярные пожертвования, как важно помогать тем, кто редко получает поддержку, — тяжелобольным взрослым, бездомным, людям с ментальными особенностями.
Важно, чтобы у некоммерческой организации были разные источники пожертвований, — это позволяет ей быть устойчивее. К сожалению, многие компании в кризис были вынуждены сокращать благотворительные бюджеты и фонды теряли ключевых доноров. Мы постарались сделать все, чтобы компенсировать падение пожертвований для наших фондов-партнеров.
— Я хочу убедить свою компанию устроить благотворительную акцию. Как это сделать?
— Например, можно предложить компании увеличить пожертвования, сделанные ее сотрудниками. У «Добро Mail.ru» для этого есть готовые бесплатные инструменты, которые помогают сделать для компании индивидуальный спецпроект, объединяющий людей ради доброго дела (обратиться по поводу спецпроекта можно по адресу dobro@corp.mail.ru).
Важно не поддаваться на предложения собрать подарки для детей в детских домах. Это одна из самых неэффективных практик, которая, к сожалению, не меняет будущее детей и не помогает их развитию. Лучше следовать примеру компаний, которые вместе с экспертами в сфере благотворительности призывают «дарить навыки вместо игрушек» (так называется акция фонда «Дети наши»).
— А если у меня на работе не доверяют фондам? Как мне объяснить, что все деньги на дорогую операцию правда пойдут на лечение ребенка?
— На «Добро Mail.ru» могут разместить проекты только проверенные благотворительные фонды. Каждый год в октябре мы принимаем заявки от фондов, при этом делаем акцент на региональных организациях. Все претенденты проходят строгий отбор, проверку документов и репутации, экспертное интервью. Важно, чтобы фонд занимался не только адресной, но и системной помощью, стремился оценивать эффективность своей работы, взаимодействовал с другими профильными организациями, вел этичный сбор пожертвований, публиковал прозрачную отчетность.
Экспертные советы благотворительных фондов принимают решение о поддержке человека, а менеджмент фонда — о сборе средств для подопечного на «Добро Mail.ru». Если человек обращается за помощью напрямую к нам, мы помогаем найти фонд, который может помочь в его ситуации, или предлагаем воспользоваться нашим сервисом «Маяк».
— Какие сборы запомнились вам в 2020 году?
— 2020 год запомнится сборами на средства индивидуальной защиты для врачей: у нас был проект cо Streamfest и DonationAlerts, а также наши пользователи помогли нам собрать около 4 миллионов рублей. Благодаря этому фонды «Правмир», «Живой», «Подсолнух» и «Созидание» купили 3250 респираторов, 2780 пар бахил, 1000 пар перчаток и другие средства индивидуальной защиты, которые получили врачи по всей стране.
Но в эпоху ковида страшнее всего болеть не коронавирусом, потому что все усилия брошены именно на борьбу с этой болезнью. Поэтому нам было важно продолжать помогать и всем остальным.
Это невероятно трудная тема, поэтому так важно, что мы помогли фонду «Безопасный дом» оплатить работу психологов, а центру «Насилию.нет» — работу юристов.
Кроме того, я горжусь первыми успешными сборами средств в новом для нас направлении «Помощь природе». Мы запустили его как ответ на экологический кризис, к которому в том числе приводит пандемия. В рамках этого направления вместе с фондом «Красивые дети в красивом мире» мы помогли закупить оборудование для борьбы с пожарами в Даурском заповеднике, где живут манулы, а также поддержали Второй всероссийский слет активистов и координаторов по теме раздельного сбора отходов вместе с организацией «РазДельный сбор».
Повышать уровень знания о сложных социальных проблемах и вовлекать людей в их решение — одна из наших важнейших задач.