ЕСПЧ коммуницировал жалобу Юлии Савиновских, у которой забрали приемных детей после удаления груди
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобу Юлии Савиновских. В 2017 году органы опеки Екатеринбурга забрали у нее двух приемных детей из опасения, что Юлия хочет совершить трансгендерный переход, сообщил глава «Агоры» Павел Чиков. В 2018 году Савиновских с семьей покинула Россию, в Испании ее признали мужчиной и она стала называть себя Френсис.
В жалобе Савиновских говорится, что действия российских властей нарушили две статьи Европейской конвенции о защите прав человека — о праве на уважение частной и семейной жизни (ст. 8) и о запрете на дискриминацию (ст. 14).
Суд на этапе коммуникации задал российским властям несколько вопросов.
- Было ли нарушение прав заявителей, гарантированных статьей 8 Конвенции?
- Было ли прекращение патроната и опеки необходимым в демократическом обществе и соразмерным преследуемой цели?
- Отвечали ли решения судов о прекращении опеки наилучшим интересам детей?
- Была ли дискриминация Савиновских на основании гендерной идентичности?
- Подвергалась ли Савиновских разному обращению в связи с гендерной идентичностью и переходным периодом? Если да, то преследовало ли это различие в обращении законную цель?
Органы опеки отобрали у Савиновских двух приемных сыновей с инвалидностью осенью 2017 года, после того как женщина удалила грудь из-за физического дискомфорта. Готовясь к операции, она вела блог от лица трансгендерного человека. В итоге суд пришел к выводу, что Савиновских хочет сменить пол и стремится принять социальную роль, «свойственную мужскому полу». На основании того, что однополые браки в РФ запрещены, опека забрала приемных мальчиков. У Юлии остались трое ее родных детей.
Савиновских при этом успешно прошла экспертизу в Свердловской областной психиатрической больнице, по результатам которой медики заявили, что проведенная операция по удалению груди никак не помешает ей воспитывать детей.