Конституционный суд во второй раз вынес решение в пользу коренных народов. Он постановил выдавать им разрешения на охоту вне зависимости от места жительства
Конституционный суд (КС) постановил, что место жительства коренных народов не должно влиять на выдачу им разрешения на охоту на особых условиях. Решение суда опубликовано на сайте.
Жалобу в КС подавал директор Фонда саамского наследия и развития Андрей Данилов. ФЗ «Об охоте» гарантирует, что представители коренных малочисленных народов (КМН) могут без каких-либо разрешений вести охоту для личного потребления. Чтобы воспользоваться этим правом, необходимо проставить в охотничьем билете отметку о принадлежности к КМН. Данилов рассказывал «Таким делам», что ни одному саами в Мурманской области не удалось это сделать.
Суды четырежды отказывали ему в преференции, поскольку он жил не в местах компактного проживания саами, которые определены законом региона, а в Оленегорске, куда был вынужден переехать в поисках работы. Также причиной отказа служило то, что Данилов получал доход. Мужчина просил КС проверить на конституционность часть 1 статьи 3 Федерального закона № 82 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и часть 1 статьи 19 Федерального закона № 209 «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов». Он обратился в суд в ноябре 2020 года. КС признал важность дела и в марте 2021 года принял его на рассмотрение.
Данилов говорил «Таким делам», что охота играет важную роль в сохранении традиций его народа. «Охота для меня — это сохранение того, что нам дали предки. Главное — процесс, а не сколько ты добыл туш и как много времени это заняло. В процессе охоты или собирательства мы сохраняем те традиции, которые передали нам предки. Саами знали правила охоты еще до того, как их официально закрепили: они слагались в народе веками. Саами всегда знали, сколько можно на той или иной территории заготовить туш, они никогда не брали больше, чем могли съесть», — сказал Данилов.
Конституционный суд постановил, что справедливо требовать соблюдения мест традиционного проживания и ведения традиционной деятельности для гарантий прав КМН, поскольку это необходимо для сбережения их образа жизни. При этом эти требования не могут препятствовать получению преференций тем представителям коренных народов, «кто не живет постоянно на прежних местах, переехал в город, в том числе вынужденно, не может вести исторически сложившийся образ жизни, но при этом сохраняет связь с землей предков, следует их обычаям и передает их будущим поколениям». Суд поручил пересмотреть дело Данилова, а также уточнить законодателю основы реализации права на охоту представителями КМН.
КС уже во второй раз рассматривает дело в отношении КМН и принимает положительное решение. В 2019 году в суд обращался Геннадий Щукин — этнический долган, президент местной Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края. В суде он хотел защитить право КМН на свободную охоту для ведения традиционного образа жизни. Конституционный суд решил, что члены общины имеют право перепоручить охотникам отстрел диких животных для личных нужд.
Мужчина рассказал «Таким делам», что спустя два года после решения суда силовики продолжают ставить препоны во время охоты. «Охотинспекторы из центральной структуры пока не привыкли к исполнению решения Конституционного суда, — жалуется Щукин. — Они все время задерживают нас во время охоты, вызывают полицию, те запрашивают у нас гору документов. Я говорю им, что у них нет юридических полномочий на эти проверки, но мы все равно предоставляем все документы. На это уходит каждый раз до трех дней. Подавать иски и снова судиться с ними — это время. Но может быть, когда-нибудь терпение лопнет».