Заметка

«Возвращался с синяками». Почему родители выбирают не отдавать ребенка в детский сад

Плачет, кричит, вырывается и придумывает причины остаться дома — так начинается утро мам, ребенок которых отказывается ходить в детский сад. Причины могут быть разными: грубость воспитателей, некомфортная атмосфера или конфликты с детьми. Узнать правду получается не всегда. Остается только один вариант — забрать ребенка из сада. «Такие дела» поговорили с мамами, которые решили не водить своих детей в сад, и узнали у психолога, что делать, если ребенок отказывается туда ходить.

Фото: Isaac Quesada / Unsplash.com

Детский сад строгого режима

«Раньше были единичные случаи, что кто-то из ребят возвращался из садика с синяками, мы установили камеру, — поделилась мать одного из воспитанников челябинского детского сада. — Весной дети стали отказываться от посещения садика, утром начались массовые истерики. Мы с другими родителями решили посмотреть записи, и оказалось, что наших малышей бьют, таскают за руки, закрывают в спальне и всячески запугивают воспитатель с няней». 

После жалоб родителей в апреле 2025 года следствие начало проверку. И установило, что воспитательница систематически применяла насилие к двухлетним детям.

В мае 2025-го к пяти годам колонии приговорили уже воспитательницу из Улан-Удэ. Расследование показало, что женщина «била и кричала на малышей из группы раннего возраста, причиняя им физическое и психические страдания». 

Такое случается не только в государственных детских садах. Полуторагодовалая Василиса начала ходить в частный детский сад в Бузулуке Оренбургской области и быстро к нему адаптировалась. Но вскоре девочка стала тревожной. По утрам она отказывалась расставаться с близкими. Родители не могли понять, почему поведение дочери изменилось. Пока не увидели ролик — его сняла и отправила другая воспитательница.

На видео Василису пытается накормить кашей заведующая учреждением. И при этом бьет девочку по губам. «Радио 1» цитирует воспитательницу:

«Я тебе плюну сейчас! Не ори! Я тебе сказала, не ори!»

Когда мама пришла к заведующей, чтобы прояснить ситуацию, та не извинилась и не признала, что делала что-то неправильно. «Ну я же только по губам била!» — объяснила сотрудница детского сада. После обращения родителей в Следственный комитет против заведующей возбудили уголовное дело по статье о жестоком обращении с детьми (156 УК РФ).

В детском саду над ребенком могут издеваться не только воспитатели, но и другие дети. У сына Натальи диагностировано расстройство аутистического спектра (РАС), он ходит в группу вместе с нейротипичными детьми. Однажды женщина привела ребенка в сад, а тот сел в углу и стал плакать.

Фото: Yukon Haughton / Unsplash.com

«[Накануне] пришла в сад, не видела всей картины, но человек пять мальчиков что-то вытворяли над моим ребенком. А один из них вообще предложил убить его. Даже предположить не могла, что такое может быть. У него теперь страха не знаю сколько, стал бояться любого шороха», — пишет Наталья.

Оставлять в детском саду сына женщина больше не хочет. Однако многие родители забирают детей из сада или не отдают их туда вообще не только из-за страха за их безопасность.

Кому и зачем нужен детский сад 

В России по закону в детский сад можно отдать ребенка начиная с двухмесячного возраста. Так, в 2019 году в тюменский детский сад многодетная мать Елена Гунда привела свою восьмимесячную дочь. Ясельки для женщины стали спасением: мать пятерых детей по утрам развозит всех по школам, и маленькой дочери некомфортно полдня проводить в машине.

«Ясельные или группы неполного дня — это скорее для родителя. Ребенку в полтора года и раньше нужна только мама, которая выдержит нестабильный режим, его капризы и смены настроения», — объясняет детский психолог и автор телеграм-канала «Мамы без драмы» Елена Харитонцева.

Фото: Martin Platonov / Unsplash.com

В том, что маме необходимо время без ребенка, ничего плохого нет. Восстанавливать силы очень важно. Это помогает избежать эмоционального выгорания и снижает стресс. Психолог добавляет, что восстановленную энергию родитель сможет вложить в ребенка. Например, погулять с ним на площадке или не сорваться на малыша во время его истерики. 

«Иногда мама чувствует, что ее силы на пределе, и просыпается с мыслями о том, как пережить этот день. Так быть не должно. Если ребенок проявляет интерес к окружающим, может оставить маму во время прогулки и общаться с другими детьми, стоит попробовать отдать его в садик», — объясняет Харитонцева.

Читайте также «Моя жизнь перестала мне принадлежать». Что такое родительское выгорание

Начать можно с группы кратковременного пребывания — обычно дети остаются там до полудня. Такие группы помогают ребенку адаптироваться к новым условиям, в основном бытовым. Начать говорить о своих потребностях и желаниях: например, проситься в туалет.

«Садик позволяет ребенку научиться соблюдать определенные правила, — добавляет Харитонцева. — К примеру, не бить других, есть с помощью столовых приборов, а перед сном аккуратно вешать вещи на стул. Это довольно простые привычки, но дома привить их сложнее».

После трех лет садик расширяет диапазон социальных ролей ребенка. Там это не только сын или дочь своих родителей, но и друг, воспитанник, участник музыкальных или театральных постановок. Все это важно для социализации. Детский сад позволяет ребенку стать более самостоятельным и дает возможность постепенно сепарироваться от родителей. Хотя, как отмечает психолог, далеко не все мамы и папы готовы это принять.

Почему детей не отдают в детский сад

Страхи родителей

Конечно, истории с насилием — важная причина, по которой родители боятся детских садов. Однако, как отмечает Елена Харитонцева, иногда беспокойство взрослых чрезмерно. Они переживают, что в детском саду травмируют их ребенка, и даже адекватные ситуации воспринимают как чрезмерные ограничения.

«Скорее всего, у таких родителей был личный негативный опыт, и они не хотят, чтобы их дети пережили то же самое», — предполагает психолог.

Другая причина — нежелание расставаться с ребенком. По словам Харитонцевой, важная задача родителей — «потихонечку отпускать», делать так, чтобы ребенок мог проявить себя, заявить о себе и отстоять себя.

Читайте также «Сыночка-корзиночка»

Расставаться с ребенком может быть тревожно, когда присутствует недоверие к воспитателю. Психолог объясняет, что личность педагога очень важна. 

«Он должен быть эмпатичным и эмоционально теплым, чтоб пожалеть и взять на ручки, если это необходимо. Здесь родителю важно обратить внимание на реакции ребенка: как он ведет себя при виде воспитателя, не сжимается ли, не избегает ли разговора и зрительного контакта», — объясняет эксперт.

Родители могут послушать, как педагог разговаривает с детьми, например присмотреться к их прогулкам на улице. Обратить внимание на то, как дети играют и как воспитатель корректирует поведение. По словам Харитонцевой, лучше сделать это до зачисления в сад. Если заранее не получилось, можно прийти за ребенком пораньше и понаблюдать за атмосферой в группе. 

«Желание контролировать человека, с которым родитель оставляет своего ребенка, абсолютно нормально. Доверие не формируется за один день. При этом важно понимать, что открытость и доверие помогают легче переносить тревогу и страх за ребенка», — добавляет психолог.

Фото: Ana Curcan / Unsplash.com

Протест детей

Но бывает, что причина не в родителях, а в поведении детей: они категорически отказываются ходить в детский сад. Каждое утро устраивают истерики. Или постоянно болеют — так детский организм реагирует на стресс и отражает желание остаться дома.

Когда Лилия отдала дочь в детский сад, девочка начала постоянно болеть. «Два дня ходит, а потом полтора месяца на больничном, — вспоминает мама. — К четырем годам уже знали все аптечные лекарства и антибиотики». Врачи лечили симптомы, отправляли девочку на операцию по удалению аденоидов, но женщина смогла вылечить их самостоятельно. Лилия даже перевела дочку в другой сад, но болезни продолжились.

«Тут и родилось решение вовсе забрать ее из сада. Мне очень хотелось, чтобы дочь туда ходила, но, увы, легче так и не стало. Когда я забрала ее, она стала намного меньше болеть», — рассказывает Лилия. Девочка обрадовалась. Однако мама понимала, что бросить работу у нее не получится. На помощь пришла бабушка. 

Читайте также «Водили к знахарям и гомеопатам»

«Она стала моим спасением. Пока я работала, бабушка водила ее на “развивашки”, разные мероприятия, мастер-классы, я ей за это безумно благодарна», — делится Лилия.

С четырех лет девочка училась писать и читать, поэтому с нетерпением ждала, когда пойдет в первый класс. Сложностей с адаптацией в школе не было. Сейчас девочка перешла во второй класс, занимается танцами и выигрывает конкурсы. 

По словам детского психолога и автора телеграм-канала «Мама Дзен» Марины Шакировой, некоторым детям нужно больше времени и поддержки для адаптации к детскому саду. Но это не значит, что у них никогда не получится. Чтобы адаптация прошла мягче, стоит отложить садик до четырехлетнего возраста и выбрать небольшую группу. Еще один вариант — оставлять ребенка на неполный день.

Особенности здоровья

Ребенку, у которого есть особые потребности, может быть некомфортно в обычном детском саду. Например, дети с аутизмом чувствительны к громким звукам, а другие воспитанники постоянно шумят. 

Марина с сыном
Фото: личный архив

«Важная причина отказа от детского сада — высокочувствительность моего сына. Ему необходимо больше помощи для адаптации к новому месту, он тяжелее переносит разлуку, а скопления людей могут вызывать у него дискомфорт, — объясняет Марина Шакирова. — Без дополнительного внимания у сына возникают проблемы со сном и туалетом, аппетитом, поведением. Он становится тревожным и начинает часто болеть», — объясняет Марина Шакирова.

Как отмечают в организации помощи детям с РАС «Контакт», исследования показывают, что инклюзивные школы и детские сады положительно влияет на всех детей: с особенностями здоровья (ОВЗ) и без них. Такая среда создает возможность принятия разнообразия. Дети понимают, что каждый может учиться в своем темпе и нуждаться в разных видах поддержки.

Однако воспитанники с ОВЗ часто сталкиваются с неприятием со стороны других детей и их родителей. А в июле 2025 года стало известно, что Институт коррекционной педагогики при Минпросвещения РФ предлагает отменить существующую инклюзивную модель образования. Это значит, что в Россию может вернуться система советских коррекционных школ. Дети с инвалидностью окажутся отрезанными от сверстников и не получат возможности интегрироваться в общество.

Осознанный выбор родителей

Марина Шакирова не стала отдавать сына в детский сад не из-за проблем с инклюзией. Она объясняет: «Мы с мужем ходили в сад недолго, поэтому не считаем его обязательным условием для развития и социализации. Нам всем комфортнее без него. У нас есть возможность совмещать родительство, работу, быт и отдых. Оба работаем из дома. Помогает бабушка».

Женщина работает детским психологом и логопедом. Этот опыт помог ей выстроить индивидуальную систему подготовки сына к начальной школе. У него разнообразное расписание: помимо изучения алфавита и письма, в нем много развивающих игр.

Читайте также «Мам, нужно помочь». Как грамотно вовлекать детей в благотворительность

«Каждый день сын лепит, рисует, снимает видео в свой блог и для родных, создает целые миры из игрушек, изучает окружающий мир во время прогулок. Планируем вводить спортивные секции: бассейн, футбол, единоборства», — делится Марина. 

По ее словам, сыну нравится отсутствие садика.  У него нет проблем с дисциплиной, ему интересно изучать новое. Мальчик общается с другими детьми, не сидит в телефоне целыми днями. Когда чувствует, что устал от гаджета, может попросить, например, заняться чтением. «Я лишь создаю для него условия, поддерживаю и направляю», — говорит мама.

По словам Марины, главный плюс отсутствия детсада — совместно проведенное время: «Видеть, как растет ребенок, не только по вечерам и выходным для нас с мужем бесценно». Женщина считает, что с детским садом у них не осталось бы времени на разнообразный досуг и увлечения сына. 

«Не отдавать малыша в сад — это просто выбор, который делают родители, исходя из своих возможностей. Решение как водить, так и не водить туда ребенка требует от семьи организованности и ответственности», — говорит Марина.

Марина с сыном
Фото: личный архив

Что делать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок ходил в детский сад

Существует три вида адаптации к детсаду: легкая, средняя и сложная. По словам Харитонцевой, это разделение условно и необходимо родителям для понимания ситуаций, когда ребенку требуется помощь.

  • Легкая адаптация к саду длится от трех до четырех недель. В этом случае ребенок самостоятельно справляется с фрустрацией от нахождения в новом месте.
  • Средняя адаптация занимает от полутора до двух месяцев. Этот процесс сопровождается выраженным протестом со стороны ребенка.
  • Сложная адаптация растягивается более чем на два месяца. Ребенок тяжело реагирует на расставание с мамой, много плачет, не ест, не спит, не контактирует с воспитателем и другими детьми. В этом случае самым верным решением будет не настаивать на посещении сада. Часто детям со сложной адаптацией необходима помощь психолога: посещение сада могло их травмировать.

«Оптимальный вариант при сложной адаптации — забрать ребенка и проанализировать триггеры. Причины его острой реакции могут быть как внешними, так и внутренними. Например, ребенок изначально плохо переносил расставание с мамой», — добавляет Харитонцева.

Фото: Max Leveridge / Unsplash.com

Важно постепенно адаптировать ребенка к детскому саду и поддерживать его на этом пути. Так, не стоит сразу оставлять его на весь день. Особенно внимательными нужно быть родителям, дети которых чувствительны к малознакомым взрослым или очень застенчивы. 

«Бывает, что ребенку сразу нравится в саду. Воспитатели отмечают это и предлагают остаться на целый день. Важно так не делать: реакция на стресс может быть отсроченной. Дети не всегда сразу показывают, что их что-то не устраивает», — отмечает эксперт.

Читайте также Под колпаком. Как гиперопека родителей мешает детям жить

Как отмечает Харитонцева, причиной трудностей с детским садом может быть неготовность мамы к расставанию с малышом. Если она много тревожится, переживает, что его обидят или ударят, эта тревога передается и ребенку. 

«Если мама не воспринимает сад как место, где ребенку хорошо, он чувствует то же самое. Безусловно, проверять важно. Главное — не перенасытить своими страхами ребенка», — добавляет психолог.

Но иногда тревога не беспочвенна. По словам Елены Харитонцевой, родителя должно насторожить, если ребенок:

  • в присутствии воспитателя замолкает и прячется;
  • дома ведет себя агрессивно или отстраненно;
  • часто плачет, плохо спит, вскрикивает по ночам;
  • испытывает сильные эмоции во время игры, ломает игрушки.

«Эмоциональное благополучие детей напрямую зависит от обстановки в семье и отношений с родителями. Садик может лишь подчеркнуть сложности, которые уже есть. Важно быть внимательным к ребенку и себе. Если возникает сильная тревога, стоит обратиться к детскому психологу», — говорит эксперт.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам

Публикации по теме

Загрузить ещё

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: