«Ребенок не понимает, почему у него это отняли». За что Роскомнадзор заблокировал игру Roblox
Роскомнадзор заблокировал в России одну из самых популярных игровых платформ среди детей и подростков — Roblox, сославшись на пропаганду экстремистской деятельности, а также на риски общения с преступниками в чатах. Российские школьники же использовали платформу для общения с одноклассниками и создания творческих проектов. Блокировка вряд ли оградит детей от вредного контента, но лишит их возможности создавать свои игры, заниматься программированием и общаться с одноклассниками в чатах, рассказали «Таким делам» родители и эксперты.
3 декабря Роскомнадзор (РКН) объявил о блокировке популярной у детей игровой платформы Roblox за распространение экстремистских материалов и пропаганды ЛГБТ. Регулятор подтвердил, что ограничил доступ к сервису. Ранее российские пользователи сообщали о сбоях в работе сервиса.
«Мониторинг Roblox неоднократно подтверждал неспособность внутренней системы модерации обеспечить стопроцентную безопасность появляющихся на платформе материалов», — заявили в пресс-службе РКН.
В ведомстве подчеркнули, что на платформе «в большом количестве» присутствует контент, который «может негативно повлиять на духовно-нравственное развитие детей». Например, в локациях пользователи могут стать «исполнителями террористических акций, напасть на школу, а также участвовать в азартных играх».
«Дети в игре подвергаются сексуальным домогательствам, у них выманивают интимные фото, склоняют к развратным действиям и насилию», — отметили в ведомстве и добавили:
Разработчик Roblox зарегистрирован в США, но компания выполняла требования российских властей. В июле 2025 года Роскомнадзор сообщал, что платформа удалила по требованию ведомства три признанных запрещенными в России материала, «в которых присутствуют ЛГБТ-персонажи и атрибутика ЛГБТ-сообщества».
В Roblox Corporation в ответ на запрос «Таких дел» заявили, что в компании уважают местные законы и правила стран, где работают. «Мы твердо привержены безопасности и применяем надежный набор превентивных и профилактических мер, призванных выявлять и предотвращать появление вредоносного контента на нашей платформе», — заявил представитель Roblox.
В компании не пояснили, будут ли предпринимать какие-то усилия по разблокировке платформы или восстановлению доступа для россиян. Пользователи платформы уже запустили несколько петиций с призывом разблокировать Roblox.
Что такое Roblox
Roblox — это не игра с заранее определенным сюжетом, а многопользовательская платформа с разными мирами и форматами. Там участники сами создают свои сценарии и приглашают в них других. В Roblox можно встретить клоны популярных игр — Minecraft, Grand Theft Auto, Final Fantasy. Программные возможности и инструменты платформы достаточно гибкие, чтобы позволить игрокам воспроизводить почти любой формат. Для создания продуктов на Roblox дети используют язык программирования Lua.
Компания Roblox Corporation была основана в 2004 году. Ее создали Дэвид Базуки и Эрик Кассель. С тех пор популярность платформы росла и сейчас достигает 151 миллиона активных пользователей в день.
«Запустили эту историю еще в 2006 году, а по-настоящему о ней все услышали уже после того, как Roblox, во-первых, достаточно удачно портировали на новые платформы, во-вторых, проект смог завируситься на ютьюбе и похожих платформах. А в-третьих, ударил ковид, из-за которого миллионы детей вынуждены были сидеть дома и искать чем заняться», — рассказал исследователь видеоигр и аспирант Карлова Университета в Праге Леонид Мойжес.
Главная особенность Roblox, по мнению разработчиков, — свобода. Пользователи могут сами создавать игры и миры, а также заходить в пространства, сделанные другими. Это могут быть простые мини-игры, гонки, ролевые сценарии, симуляторы, шутеры, приключения — любой жанр, который способен придумать пользователь.
Игровой опыт в Roblox часто зависит от сообщества: в некоторых мирах пользователи объединяются, взаимодействуют, общаются с помощью чата, создают группы, роли, совместные истории.
Roblox часто используется в образовании, в том числе и в России. Кроме того, крупнейшие EdTech-компании предлагали специальные курсы для детей по обучению программированию в Roblox Studio.
«Он прямо очень сильно плакал»
Когда 3 декабря девятилетняя Аня, дочь Марины из Самары, вернулась из школы и, как обычно, села играть в Roblox вместе с одноклассницей, она неожиданно обнаружила, что войти на платформу больше не может. Девочки узнали из новостей, что Roblox больше недоступен в России. Дети попытались обойти блокировку: у подруги сначала получилось, у Ани — нет. Затем доступ пропал у обеих. Мама девочки рассказала:
По словам Марины, для Ани нет занятия, которое могло бы заменить Roblox. «В одной игре можно было летать, в другой — человечек проходил паркур, были игры на логику и выявления уровня IQ. И параллельно со всем этим дочь общалась с подружкой — они обсуждали, что можно сделать в игре. Для ребенка было важно одновременно играть и общаться», — объяснила Марина.
Иногда Аня с подружками собирались после дополнительных занятий в театральной студии: девочки приносили планшеты и телефоны и, сидя в одной комнате, играли. После блокировки Roblox они пытаются найти аналоги, но, по словам Марины, ничего подходящего не находят.
«Дети привыкли созваниваться в телеграме по видео, общаться, играть. Сейчас почти ни через одно приложение у них не получается созвониться. Зима, холодно, обычно все сидели дома, играли, рисовали в Roblox. К сожалению, этот способ общения у них просто отрезали», — поделилась мама Ани.
Савелию, сыну москвички Елены, 10 лет. Уже два года он участвует в платформе Roblox: создает свои игры, заходит в миры, которые придумали его друзья, а потом обсуждает с ними, что получилось. «Дети играют в командах, очень часто объединяются с одноклассниками. Сын ставит в Roblox какие-то цели и достигает их. Он этим гордится. Мне кажется, это какая-то часть его внутренней вселенной», — поделилась мама мальчика.
На платформе есть Roblox Studio, где Савелий занимался программированием. Там можно увидеть, какие игры создают другие дети. «Он сначала просто смотрел, как это делается, а потом у него появился интерес и понимание, что он тоже может сам что-то такое создать», — сказала Елена и добавила, что все друзья мальчика — в Roblox. При этом это реальные, а не виртуальные друзья. Для Савелия игры в Roblox были чем-то вроде паузы между школой и кружками — временем «просто потупить». «Для него это была психологическая разгрузка», — добавила Елена.
Она не любит видеоигры, но принимает увлечения сына, потому что видит, сколько радости они ему доставляют и как они объединяют его с друзьями. По словам Елены, она решила, что в разумных пределах будет позволять ребенку это хобби: «Когда изымают что-то искусственно — это ужасно для ребенка. Особенно если он не понимает, почему это отняли».
Когда на этой неделе Савелий не смог зайти на платформу, он сильно расстроился.
«Это абсолютно безобидная площадка, с точки зрения идеологии. Забрать ее так бескомпромиссно, безапелляционно — это безумие. Мы дома очень сердимся», — поделилась Елена.
В Roblox очень сильная социальная составляющая, согласился с родительницей научный сотрудник философского факультета МГУ, руководитель профиля «Гейм-дизайн» в Институте бизнеса и дизайна Александр Ветушинский.
«Roblox можно использовать для общения с другими пользователями: оказываясь в одном мире, вы тут же можете начать общаться», — пояснил он.
Но, по словам эксперта, главными проблемами платформы и стали легкий вход (игра бесплатна, нет фильтра на входе), социальная система (множество инструментов для общения и совместного времяпрепровождения) и свобода в создании игр по своему собственному сценарию.
«Естественно, сама по себе платформа — это просто набор инструментов, и создатели стараются применять меры безопасности, выпускают рекомендации для родителей, но, как мы понимаем, они довольно редко вникают в то, что и как делают их дети, особенно если речь идет об играх» — заявил Ветушинский.
Почти сразу после блокировки Roblox в России в соцсетях школ начали распространять советы для родителей о том, как объяснить детям блокировку и что делать.
«Педофильский ад»
В октябре 2024 года американская инвестиционно-исследовательская компания Hindenburg Research назвала Roblox «педофильским адом» и обвинила руководство платформы в том, что оно делает недостаточно для защиты детей. По словам исследователей, им удалось получить доступ к большому количеству взрослого и нелегального контента. Они также обнаружили на платформе 38 групп, которые открыто предлагали сексуальные услуги и распространяли детскую порнографию.
В Roblox отвергли все обвинения, заявив о возможной финансовой заинтересованности авторов исследования. В игре также предусмотрены инструменты родительского контроля, которые позволяют ограничивать или полностью отключать отдельные функции платформы по желанию родителей.
Случаи, когда взрослые знакомились с детьми с целью совершения сексуализированного насилия, действительно были, уверена психолог, автор телеграм-канала «Посторонним В» Анна Межова.
Но, по ее словам, блокировка платформы даст лишь краткосрочный эффект —многие преступники уже общаются с детьми вне игровой платформы. «Часто переписки продолжаются во “ВКонтакте” — а это белый список Минцифры — или в телеграме. Тут ничего не изменится. А еще у злоумышленников, к сожалению, очень сильная мотивация», — говорит она и продолжает:
Самое главное, считает Межова, — это рассказывать детям о правилах пользования интернетом, развивать у них критическое мышление, чтобы ребенок не попадался на уловки.
Она считает, что задача взрослых — не изолировать ребенка, а учить и одновременно контролировать: обеспечивать максимальную безопасность, но при этом оставлять пространство для обучения, общения и отдыха.
«Например, можно выбирать игры, где нет чатов, или где общение доступно только узкой компанией друзей, без возможности подключения посторонних взрослых. А для программирования выбирать онлайн-школы и специализированные платформы», — говорит она.
Межова подчеркивает, что постоянно мотивирует родителей говорить с детьми о недоверии к незнакомцам и правилах безопасности. Она — автор детских комиксов, и один из них, вышедший в прошлом году, «История Милы», помогает родителям начать разговор о безопасности в интернете.
«А мне в комментариях часто пишут: “Мой ребенок играет в Roblox, нет там никаких педофилов, не нагнетайте”. Или под постами про безопасность в интернете пишут, что до них никто не домогается. Видимо, такая ошибка выжившего», — считает она.
Северокорейский интранет
По словам исследователя видеоигр Мойжеса, об опасности Roblox для детей из-за плохой модерации говорили во многих странах. «Но важно отделять реальные риски от политических целей преимущественно авторитарных правительств, которые опасаются, что Roblox может использоваться как форма пропаганды», — уточняет ученый и добавляет:
Блокировка любого ресурса — ограничение свободы доступа к информации. Когда Роскомнадзор заявляет, что в игровом пространстве «присутствует неподобающий контент», это дает карт-бланш цензору, уверен эксперт по цифровой и комплексной безопасности Сергей Смирнов. «Любую информацию чиновник по своему усмотрению может объявить “неподобающим контентом”», — отметил он.
Это затрагивает права детей на доступ к образованию, общению и творчеству, а под угрозой могут оказаться и другие игровые образовательные платформы или книги.
По словам Смирнова, даже если предположить, что угрозы реальны — например, на платформе действительно появляется человек, выискивающий жертву, — блокировка не приведет ни к чему конструктивному: «К поимке и осуждению нарушителя? Очевидно, нет. К обнаружению его прошлых жертв, чтобы оказать им необходимую помощь? Тоже нет».
Часть детей и подростков будет вынуждена переходить на другие ресурсы, но, руководствуясь той же логикой, чиновники могут приняться блокировать и эти площадки — как это уже было с Discord. «В конце пути борьбы с “нескрепным контентом” сияет северокорейский интранет с тщательно отфильтрованными, процеженными через цензурное сито материалами, надежно изолированный от “большого интернета”», — считает эксперт.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам