Дима любит играть в машинки, кататься на велосипеде, смотреть музыкальные концерты. Ему почти 30 лет, и у него ментальные нарушения
— Дима, сегодня у нас не будет работы в столярной мастерской, мы пойдем в свечную. Понимаю, что ты расстроен, но тут уж ничего не поделаешь.
— Нет, должна быть столярная, — в третий раз повторяет Дима. Он весь в слезах, расстроен, и уговорить его оказывается непросто.
Диме 29 лет, хотя из-за его высокого роста и крепкого телосложения он кажется старше своих лет. Он носит очки, всегда серьезно смотрит собеседнику в глаза, никогда не перебивает. У него ментальные нарушения, по уровню развития и интересам он похож на пятилетнего ребенка. Сам Дима знает, что он взрослый человек и должен соблюдать правила, помогать родным по дому, каждый день ходить на занятия в реабилитационный центр «Турмалин», как ходят на работу его мама и папа. Изменения в расписании или другие непредвиденные обстоятельства он принимает с трудом и не очень умеет с ними справляться.
Когда Дима родился, врачи сразу сказали семье, что у мальчика несколько диагнозов и он будет сильно отставать в развитии. Эта новость застала родителей врасплох. Татьяне и Сергею было по 23 года, они только окончили университеты, но мыслей об отказе у них не было, они были уверены, что справятся. «Конечно, сначала переживали, поплакали, и родители наши, но потом собрались, ведь надо было думать о ребенке в первую очередь», — рассказывает Татьяна.
Тогда в их родном Омске не было ни специализированных детских садов, ни врачей, которые могли прооперировать деформированные ноги мальчика. Поэтому семья решила переехать в Санкт-Петербург. Пока Сергей заканчивал работу в Омске, Татьяна поехала с маленьким Димой на руках в незнакомый большой город. «Я сама себе удивляюсь иногда. Полгода я тогда одна с коляской по всем врачам, за продуктами. И никого рядом не было: ни друзей, ни родственников. Сейчас бы я не решилась», — вспоминает Татьяна.
В Санкт-Петербурге Диме сделали четыре операции на ноги, после них он начал ходить. Через несколько лет появилась возможность уехать в Москву и устроить Диму в детский сад, и семья снова сменила город. В семь лет он пошел в школу, научился писать и читать, начал заниматься с логопедом. Диме нелегко давалась учеба, особенно математика, но он каждый день старательно выполнял домашние задания. Пока Дима учился в школе, Татьяна успела получить второе высшее юридическое образование. Во время сессий с Димой оставался Сергей. «Нам очень повезло с папой. Недавно мы ездили в специализированный санаторий, и большинство мам с особенными детьми были одинокими. Наш папа всегда помогал и никогда нас не бросал, несмотря на то что мы развелись. Он всегда берет Диму с собой на все праздники, зовет в поездки».
Дольше чем на час Диму не оставляют одного. За это время он может послушать музыку на компьютере или поиграть в игры, а потом ему становится скучно, он начинает нервничать и звонить родителям. Несколько раз он случайно разбивал посуду, когда пытался поесть самостоятельно. После того как Дима окончил школу, Татьяна решила выйти на работу. Нужно было решать, как и с кем оставаться сыну. И тогда она узнала о центре «Турмалин», где занимаются взрослые люди с ментальными нарушениями. Педагоги подбирают для каждого подходящие занятия, ведь не всем будет комфортно, к примеру, в шумной столярной мастерской, в которой спокойно себя чувствует Дима.
В «Турмалин» Дмитрий ходит как на работу — пять дней в неделю. Дима очень обязательный и ответственный, любит порядок, у него отличная память. Он аккуратно работает в мастерских, по инструкции. В музыкальном классе он поправляет тех, кто что-то делает не так. Правда, если меняется расписание центра, то ему становится тяжело, он расстраивается и может даже заплакать. Когда Дима возвращается из «Турмалина» домой, он всегда уходит в свою комнату отдыхать. Общение, бытовые задачи, работа в мастерских для людей с особенностями — тяжелый труд.
Татьяна, рассказывая о центре, то и дело говорит «наши детки» и поправляет себя: «Они у нас взрослые люди и знают это. Но все же они наши дети, которым нужно особенное внимание. Я вижу, что они стараются быть самостоятельными. Дима стал намного лучше разговаривать, потому что здесь нужно все-таки говорить хорошо, чтобы другие поняли».
«Турмалин» похож скорее на семейный творческий центр, чем на реабилитационный. Кроме работы, подопечные вместе ездят на экскурсии, празднуют дни рождения, ставят спектакли. Сотрудники с уважением относятся к их желаниям и настроениям. В центре существуют свои ритуалы, песни и танцы. Такая атмосфера — результат сложнейшей ежедневной работы опытных дефектологов и психологов. Эти люди 15 лет помогают взрослым людям с особенностями и их семьям. Именно на оплату их работы фонду так нужны средства. Если вы сегодня подпишетесь на небольшое пожертвование, 50 или 100 рублей в месяц, люди с ментальными нарушениями не будут чувствовать себя ненужными и забытыми.
Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!
Оформить пожертвование без комиссии в пользу центра «Турмалин»
Вы поможете нашему фонду, если добавите процент от пожертвования на развитие «Нужна помощь». Мы не берем комиссий с платежей, существуя только на ваши пожертвования.
Общая сумма пожертвования: 1 250 ₽
Скачайте и распечатайте квитанцию, заполните необходимые поля и оплатите ее в любом банке.
Пожертвование осуществляется на условиях публичной оферты
Распечатать квитанциюПожертвования на сумму менее 50 ₽ вы можете оформить с помощью смс или банковского перевода, тогда фонд меньше потратит на комиссию платежной системы.
Вы указали новые персональные данные. Хотите чтобы мы сохранили их в личном кабинете?
На вашем счете недостаточно средств для полной оплаты пожертвования. Выберите другой способ оплаты.
Произошла техническая ошибка на нашей стороне, мы уже работаем над ее устранением, попробуйте еще раз позже.