Пандемия коронавируса осложнила работу журналистов по всему миру — личные встречи стали почти невозможны. Фотограф Мария Гельман одна из первых в России стала проводить съемки героев на расстоянии, через онлайн-приложения. Как провести фотосессию «на удаленке» так, чтобы ничего не упустить, передать характер героя и рассказать полноценную историю?
Все мы адаптируемся и ищем подходящие решения. Разные ситуациии и разные условия требуют от фотографов новых стратегий создания истории. Самоизоляция привела нас к онлайн-галереям, онлайн-фестивалям, театрам и к дистанционным съемкам. Мне не хотелось снимать просто визуальный дневник или красивые картинки, как это делают многие.
Мне хотелось делать то, что и раньше, — снимать социальные истории.
Многие обесценивают онлайн-съемку и скептично смотрят на тех, кто так снимает. Они не понимают, зачем это нужно делать, еще и с таким низким качеством изображения. Но фотограф нужен не для того, чтобы просто быть физически рядом. В любой съемке в первую очередь важно видение, подход и навыки. В онлайне фотограф прикладывает не меньше усилий, чем в офлайн-съемке. А иногда и больше.
Я никогда не снимала дистанционно и не думала, что меня это коснется. Когда ввели ограничения, первое время я снимала дома, для визуального дневника. Но это быстро надоело — оказалось, себя снимать мне не особо интересно. И как-то незаметно я перешла на удаленные съемки.
Только после того, как первая съемка завершилась, я поняла, что все сделала через телефон. Это было как открытие новой Земли. Я быстро адаптировалась и уже не думала, удобно мне или нет. Меня волновали другие вопросы: как в этих условиях создать интимные истории, раскрыть героя и самой получить удовольствие от съемки. И это стало новой интересной задачей.
Сколько раз я ни снимала, расстояние я особо не чувствовала. Я сажусь на удобное для меня место в квартире и полностью погружаюсь в разговор, в экран. Мир становится плоским, но это не недостаток, а, скорее, что-то вроде другого измерения, к которому мы просто не привыкли.
В основном я довольна фотографиями и сотрудничеством. Качество снимков меня устраивает, оно просто другое. Его не нужно сравнивать с обычным цифровым изображением. Для меня не поменялись задачи, которые я ставлю перед съемкой, поменялся лишь инструмент. В основном я снимаю через FaceTime c помощью функции Live Photo. Она помогает записывать полторы секунды до и после момента съемки.
В интернете можно найти брошюры с подробными инструкциями, как снимать онлайн. Но самая сложная задача, как и раньше, — это наладить коммуникацию с героем.
В процессе онлайн-съемки между героем и фотографом выстраиваются иные отношения. Фотографирование становится задачей не только одного фотографа, другой человек играет не менее важную роль. Значимую часть процесса занимает объяснение: иногда приходится говорить, куда именно поставить камеру и под каким наклоном, на что обратить внимание, как выстроить свет в комнате и т.п. Не все понимают сразу, поэтому требуется много терпения и понимания. И не только фотографу.
Съемка по FaceTime предполагает, что фотограф снимает на камеру героя с помощью подключенной у обоих функции Live Photo. Снимки должны моментально передаваться на телефон фотографа, но иногда скорость соединения слабая, и многие кадры могут не отправиться. Приходится переснимать или думать о том, как улучшить связь. От этого быстро все устают, поэтому героям тоже нужно иметь терпение и понимание. В этих условиях нужно подстраиваться друг под друга и искать компромисс. Все заинтересованы в хороших снимках, поэтому это настоящее сотрудничество.
Для героя истории удаленная съемка часто предполагает бóльшую вовлеченность в процесс. Достоинство таких съемок — это мобильность. Герой может в любой момент позвонить, и фотограф быстро включается в работу. Не нужно тратить время на дорогу, в любой момент ты можешь «быть рядом». Это помогает поймать «живые эмоции» и заснять уникальные ситуации.
Еще это похоже на короткий курс по фотографированию. Своим объяснением фотограф помогает героям учиться. Например, одна из героинь мне сказала, что уже стала понимать, какой взять ракурс и план. Cпустя время мы понимали друг друга с полуслова. Герои осознают свою причастность к истории, не чувствуют себя использованными и перестают быть просто наблюдателями. Это важно.
Обычно в начале съемки мне важно увидеть пространство. Если это квартира, я прошу героя пройтись по всем комнатам или по местам, где возможна съемка. В это время я думаю о том, как и где возможно снимать. Затем я рассказываю, как будет проходит съемка, про важность вовлеченности и мобильности. Затем я узнаю, как проходит день человека, и мы делаем тестовые кадры. Иногда я сначала созваниваюсь с героем, чтобы познакомиться, и только со второй встречи начинаю снимать. Многое зависит от контекста и истории человека.
Сложность онлайн-съемки, как мне кажется, в том, что приходится сильнее фокусироваться на окружающей обстановке и моментально искать, за что зацепиться для хорошего кадра. Здесь, как никогда, важна насмотренность автора, умение быстро реагировать и обрабатывать информацию.
Доверительные отношения выстраиваются быстрее, если фотографу помогает близкий человек из окружения героя. В таких съемках близкий человек выступает в роли ассистента. По сути, фотографу не нужно плотно выстраивать доверие с третьими лицами, ведь с камерой ходит «свой» человек. Фотограф через экран воспринимается безопаснее, и людям легче раскрываться.
Cамое сложное для меня — это статичные портретные съемки, потому что иногда трудно понять, как лучше раскрыть героя. Особенно если человек ограничен в передвижении, не слышит или не видит. Экран не всегда дает четкую детализацию, и ты не видишь, как падает свет на героя, какое у человека состояние. Приходится додумывать и догадываться, как это может выглядеть. Еще периодически экран на телефоне у героя переворачивается, и нужно регулярно проверять фотогалерею.
Технически способов онлайн-съемки много: можно снимать по Skype, FaceTime, WhatsApp, Zoom, просто снимать на веб-камеру. Недавно в России разработали приложение для iPhone — СLOS, оно дает качество снимков лучше, чем на FaceTime. Некоторые фотографы снимают на цифровую камеру экран компьютера, кто-то делает скрин изображения. Качество снимков у всех программ отличается.
Онлайн-съемки дают четкое ощущение отсутствия границ. Сегодня ты снимаешь в Екатеринбурге в кризисном центре для женщин, а завтра — семью из Барнаула. Не нужно думать про то, как попасть в дальние места, или про бюджет. Главное — это наличие связи и интернета. Это в какой-то степени освобождает. Больше настраиваешься на креативность, погружаешься в опыт человека и думаешь, как раскрыть его историю.
Мне кажется, онлайн-съемки превратились в новый значимый способ фотографирования, не менее интересный. Когда самоизоляция закончится, онлайн, возможно, в какой-то степени потеряет свою актуальность. Но он уже стал альтернативным вариантом съемки для самых разных направлений, не только для социальных историй.
Мария Гельман собрала пожелания для всех, кто хочет попробовать снимать удаленно:
— Выберите удобную вам программу для съемки, можете протестировать на друзьях;
— Попросите героя протереть камеру на телефоне и проверьте связь;
— Не спешите снимать, исследуйте пространство другого человека и делайте тестовые снимки;
— Иногда нужно сначала познакомиться с героем, только потом снимать;
— Не так важно качество изображения, как важна идея;
— Экспериментируйте, пробуйте разные ракурсы и планы;
— Снимайте много, это поможет при отборе;
— Проверяйте фотогалерею, смотрите на то, как передаются снимки;
— Наберитесь терпения и настройтесь на сотрудничество;
— Находите ассистентов среди близких вашего героя;
— Делитесь результатами с героем, пусть другой человек активно участвует в процессе.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»