История Николая — это «сериал», где сюжет развивается по самому драматичному, а может быть, типичному российскому канону. Большая семья, уход отца, мать надрывно и тяжело болеет, денег нет, главный герой тянет на себе совсем не детскую ношу, потом детский дом, разлука с родными. «Шанс» дает таким детям надежду не потеряться в огромном мире, заново найти себя
До пятого класса Коля о своей жизни особо не задумывался. Нормальная семья: мама-папа, братья-сестры, родители иногда шумно ругаются — обычные дела, с кем не бывает. Отец любит выпить, а в каких российских семьях это редкость? Зато он работал — регулярно ездил из Искитима в Новосибирск на вахту. Мама сначала в магазине торговала, потом пошла пол мыть в школу № 3 — Коля с ней вместе ходил, воду носил в ведрах. Учился не ахти как, да и не следил за ним никто особо: у мамы, кроме него, Коли, еще шестеро детей — замуж в первый раз вышла в 16 лет, все женского счастья искала. Со счастьем вышло не очень, зато Коля на свете не один — есть Настя, Вова, Женя, Жанна, Надежда и Мишка.
«Я тогда раздолбаем был, — простодушно признается Николай. — Дисциплина у меня не очень. Никаких авторитетов. Делал что хотел».
А хотел Коля только одного — рыбачить! Как в два года взял его старший брат Вовка с собой на рыбалку, так и прикипел Коля к этому занятию всей душой. Забросил удочку, сидишь, на природу любуешься.
Все изменилось в одночасье. Отец приехал с очередной вахты из Новосибирска и сказал, что денег ему на шоколадной фабрике не заплатили и нужно через две недели ехать за зарплатой. Уехал. И больше не вернулся. Кинулись в полицию: человек пропал! Объявили в федеральный розыск, искали.
«К нам как-то приходил домой опер, сказал, что вроде кто-то видел отца в деревне Чудная, — рассказывает парень. — Но так и не нашли его. Похоже, что он нас просто кинул. Бросил — и концы в воду. Мама, несмотря на их ссоры, очень его любила. Слегла сразу. Рак гортани у нее обнаружили. Я до последнего верил, что мама поправится».
Врачи тогда сказали: «На нервной почве. Приготовьтесь к худшему». А как можно приготовиться? И как мелким объяснить, почему мама с кровати не встает?
Взрослая жизнь обрушилась на Колю вдруг и сразу. Надо за мамой ухаживать, надо еду готовить, в магазин ходить, младшие по учебе сильно отстают. Какая тут школа? Дышать бы не забыть.
И пятиклассник Коля принял первое в своей жизни осознанное решение: школу бросаю, иду на заработки на лесоторговую базу — взрослые пацаны во дворе обещали по блату устроить. А что такого? Доски таскать — не мешки ворочать. Встал рано утром и пошел пешком на работу устраиваться. Шесть километров — это разве расстояние?
«Помню, первый раз получил 12 тысяч 600 рублей! — с гордостью произносит Николай. — Вовка тогда сильно удивился: “Ну ты, брат, даешь!” Сестра Надя до сих пор мне говорит, что я тогда им за отца стал. Я ответственность за них чувствовал. Все надеялся, что когда мама выздоровеет, то будет мной сильно гордиться».
Но мама не выздоровела. Через три года она умерла.
Можно только догадываться, как семья Коли жила эти три года. Сам он предпочитает об этом не распространяться: «Было тяжело, но это “мои университеты”». После смерти мамы Искитимский районный суд признал Колиного отца безвестно отсутствующим — и дети разъехались по детским домам.
Самый страшный удар — мелких забрали в другой центр. «Они, Жанна, Женя и Миша, уехали в реабилитационный центр “Виктория”, а меня с сестрой Надей сначала отправили в Колыванскую школу-интернат (“Снегири”), — рассказывает Коля. — Я тогда даже обрадовался: будем часто видеться! Я за Мишку переживал сильно. А потом мне вдруг говорят: “Собирайся, в другой центр поедешь” (до этого увозят моих братьев и сестер в один детский дом, колыванский, а меня потом, через месяц, в чистоозерный детский дом). Мы едем, и я понимаю, что очень далеко едем! Очень далеко! Спрашиваю: “А куда меня везут?” А мне отвечают: “В Чистоозерку” (Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Чистоозерного района. — Прим. ТД). Я тогда хотел на полной скорости из машины выскочить».
И в центре Колю эти мысли не оставляли. Собрать вещи и бежать! Выйти на трассу, а там на попутках до своих родных мелких! Хорошо, что опытный социальный педагог Ольга Николаевна вовремя бунтующего подростка вычислила. Поговорила с ним по душам: «Мол, ты вон какой молодец, три года всю семью тянул, теперь нужно и о себе подумать. Четыре класса образования (в это время уже было шесть классов образования) в наше время — это билет в никуда. А тебе, Коля, еще и профессию нужно получить».
«В детском доме, конечно, всякое было, — вздыхает мой собеседник. — Я же туда в 14 лет попал, сами понимаете, какой возраст. Да и характер у меня не сахар. И над моим увлечением рыбалкой многие посмеивались. А потом в моей жизни появился “Шанс” — и мне как-то сразу легче стало».
Благотворительный фонд «Арифметика добра» разработал обучающую программу «Шанс», рассчитанную с восьмого по одиннадцатый класс. Педагоги «Шанса» помогают ребятам из детских домов подготовиться к сдаче ЕГЭ и ОГЭ, а психологи и волонтеры проводят тренинги, помогающие им не растеряться во взрослой жизни. Дети получают навыки элементарной финансовой грамотности: после тренингов «Шанса» они могут рассчитать свой бюджет, оплатить счета, уберечься от мошенников.
«Это очень помогло мне! — горячо говорит Николай. — Мало того что я сдал все экзамены, потому что педагоги “Шанса” со мной занимались, так еще и тренинги подняли мою самооценку, появилась уверенность. А еще я благодаря “Шансу” слетал в Москву! Первый раз летал на самолете, так уши заложило — ужас». Спрашиваю Николая: «Ну как тебе Москва?» «Да нормальный район! — смеется тот. — Правда, березы у нас в Чистоозерке все равно лучше».
В этом году Николай окончил второй курс Новосибирского промышленного колледжа — учится на отделении «технология машиностроения». Ему 22 года, часто приезжает в Чистоозерку — в семью своего физрука по детскому дому. «Мне Алексей Витальевич настоящим отцом стал, — продолжает Коля. — Он во мне легкоатлета разглядел, я на дистанции знаете как бегаю, ух! Научил меня печи выкладывать, вместе сейчас работаем. Я очень люблю работать руками, радуюсь, когда людям нравится то, что я делаю.
Сейчас думаю, куда мне дальше, после колледжа, идти. Руками продолжать работать или что-то другое начать делать?»
Река Колиной жизни перестала бурлить порогами, протискиваясь сквозь скальные уступы бед, передряг и переживаний. Младшие братья и сестры постоянно на связи, все у них хорошо. Сам профессию получает, окружен добрыми людьми. Самое время встать до рассвета, взять удочку и сесть на берегу, наблюдая за миром.
«Шанс» помог Коле найти свое «русло», давайте мы с вами дадим шанс другим детям из российских детских домов и поможем фонду «Арифметика добра»! Пожалуйста, оформите ежемесячное пожертвование на любую посильную сумму — пусть это будет 100, 200 или 300 рублей. С вашей помощью фонд сможет оплатить работу преподавателей, проводить тренинги по профориентации и продолжит свое важное дело. Спасибо.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»