Фото: Алена Шилоносова

Cовет отцов — это движение, призванное победить стереотипы о невысокой роли отца в воспитании детей. Участники и сторонники совета рассуждают об отцовстве и рассказывают о своих семьях в фотопроекте Алены Шилоносовой

По данным Росстата, около трети российских семей — это семьи с матерями-одиночками. В 2018 году вне брака родился каждый пятый ребенок. Чтобы повысить значимость отцовства, в Архангельской области, как и в других регионах России, работает движение «Совет отцов».

Создатель Совета отцов Архангельской области Андрей Есипов уверен, что в семьях без отца отсутствует модель мужского поведения: у ребенка нет примера рядом — и модели поведения он воссоздает искаженно, подсматривая их в кино и играх. По словам Есипова, ребенок, выросший в неполной семье, может так же бросить свою семью, как бросили его в детстве. Поэтому если нет отца, то должен быть хотя бы другой положительный ориентир для подражания.

Совет отцов Архангельской области — это движение, которое объединяет единомышленников по продвижению семейных ценностей. Совет также призван бороться со стереотипом, что воспитанием детей занимается мать, а отец только обеспечивает семью материально, иногда отводит дочь на занятия танцевального кружка, ходит на футбол с сыном или гуляет с детьми в зоопарке.

Совет отцов проводит акции и марафоны для детей из детских домов, благотворительные концерты и конкурсы, занимается защитой прав и интересов ребенка, помогает организовать благоприятные условия для полной жизни детей в неблагополучных семьях в Архангельской области. На фотографиях участники совета со своими детьми и активные отцы, поддерживающие это движение.

Сергей Шувалов, двое детей (21 год и 17 лет)

51 год, педагог, директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Женился я уже в осознанном возрасте — в 28 лет, жена на год младше меня. Мы были готовы к детям, нам уже хотелось нянчиться. Если бы чуть раньше завели детей, то, возможно, было бы трое-четверо.

Сейчас у меня два ребенка, девочки, обе долгожданные. Я сильно хотел именно девочек — они казались мне всегда такими красивыми, с бантиками. Семья у меня большая и патриархальная, но больше женская: у меня четыре тети и много двоюродных сестер, мужчин процентов 30 только. Так что с удовольствием учился заплетать косички.

Сергей Шувалов с дочерью
Фото: Алена Шилоносова

Сейчас дети взрослые. Вместе мы проводим время — ездим шашлыки жарить, купаться на природе, в саду выращиваем что-нибудь, на лыжах катаемся зимой.

У нас расходятся взгляды на развитие России, музыки, молодежной моды. Я более патриархальный человек, государственник. Их, бывает, перехлестывает.

В рамках работы с советом я веду несколько школ по распространению отцовства: встречаюсь со старшеклассниками, мы обсуждаем, кто такой мужчина и кто такой отец, в чем разница между ними.

Еще работаю в загсе, в школе жениха и невесты. Мы работаем в паре с психологом, разговариваем с женихом и невестой о создании семьи, о различиях в традициях разных семей. Еще я работаю в роддоме с батюшкой и клиническим психологом, работаем с будущими папами.

Меня очень удивил один папа — ему было 45 лет, у него рождался седьмой ребенок. Уже имея шесть детей, он активно расспрашивал о современных тенденциях воспитания, медицинских подходах. Чаще всего отцы в многодетных семьях живут по накатанной, этот отец меня очень поразил тягой к знаниям и развитию семью и огоньком в душе, желанием учиться всем премудростям медицинским — и семейным, и психологическим.

Бывает, помогаем там, где семья распалась: папа ушел из семьи и ребенок долго не воспитывался отцом. Был случай такой: мама умерла, девочка осталась одна, а мы нашли ее папу. Папа уехал до ее рождения и не знал о ней, у него уже своя семья и сын чуть младше девочки. Когда узнал, что у него дочь, с удовольствием принял ее в свою семью. Девочка была рада, что нашла папу и брата, маму новую нашла.

Эдуард Корзников, семеро детей (26, 25, 23, 20, 18, 9 и 7 лет)

50 лет, занимается ремонтом квартир

Интервью с женой Эдуарда Ольгой

Мы долгое время жили в неблагоустроенном доме. Там мальчишкам приходилось очень много помогать папе: за водой ходить, траву косить, печь топить работы им хватало. Независимо, мальчики или девочки [в семье одна девочка. — Прим. ТД], все чистили картошку, мыли посуду, мыли свои носочки. Даже делали графики дежурств, кто что делает, это хорошо работало. Все привыкли трудиться, потому что понимали: если воды не принесешь руки не помоешь.

Мальчишки очень много помогали, потому что Эдик в основном занимался зарабатыванием денег. Мы и не думали, что у нас будет так много детей изначально, но планировали большую семью.

Эдуард Корзников с тремя сыновьями
Фото: Алена Шилоносова

Когда появился первый ребенок, я была студенткой. Тогда еще мама моя помогала нам, чтобы я могла окончить университет. Мне очень помогал муж: готовил сам, многое на себя брал. У нас всегда очень взаимозаменяемо. Если я уезжаю по общественным делам, на семинары, могу уехать на несколько дней или даже на неделю, без проблем муж оставался с детьми.

Нам особо не помогали бабушки, их давно уже нет в живых. У меня мама три года была парализована, и мой муж еще и за ней ухаживал. Это был период, когда у нас было уже четверо детей.

Мы откликаемся помочь совету, когда Андрей Николаевич [руководитель движения. — Прим. ТД] проводит какие-то мероприятия. Муж у меня — человек дела, на публике не любит выступать. Надо поехать куда-то теплицу сделать поедет, а если где-то выступить, рассказать или вдохновить таких же многодетных, как мы, то меня приглашают. Многодетные всегда много трудятся, всегда хорошо, когда ты можешь кого-то поддержать.

Вячеслав Лагунов, шестеро детей

Вячеслав Лагунов c детьми
Фото: Алена Шилоносова

Вячеслав был активистом в общественной организации «Совет отцов Цигломенского района» (входила в состав Архангельского городского совета отцов. — Прим. ТД), который он в дальнейшем возглавил. Вместе с семьей участвовал в областных конкурсах «Поморский папа». Принимал участие в форумах отцов, родительских конференциях. На одном из форумов ему вручили общественный нагрудный знак «За сохранение семейных ценностей». Умер в мае 2020 года.

Александр Михайленко, трое детей (7 и 5 лет, 2 года)

33 года, трейдер

Все самое сложное в родительстве было связано с первым ребенком, со вторым и третьим ребенком уже все было знакомо. Знаю, что с проблемами в воспитании часто сталкиваются родители с большой разницей у детей, больше семи лет, у наших же детей небольшая разница — два-три года. При уходе за детьми мы с женой делили обязанности: каждый делал то, что было удобно ему. У кого свободное время, кто больше выспался.

Александр Михайленко
Фото: Алена Шилоносова

Трое детей достаточно. Как говорил мой преподаватель в институте, детей должно быть трое — за себя, за маму и за соседа.

Из совета обычно звонят, говорят: нужно помочь. Приезжаю, знакомлюсь с задачей, пытаюсь помочь. Нужно было парки убирать — убирали парки, нужно было детский дом убрать — убирали детский дом, нужно площадку расчищать — расчищали. Старший товарищ, с которым мы занимаемся спортом, возглавил ячейку Совета отцов и позвал меня. Посчитал, что я достоин состоять в совете, и я принял участие. Лишь бы это было не напрасно, время не впустую потрачено.

Алексей Артемьев, двое детей (18 и 13 лет)

43 года, водитель, тракторист-бульдозерист

Мне было 25 лет, когда родился первый ребенок. Сначала в голове не укладывалось, а когда ребенок начал говорить: «Папа, папа», я стал осознавать, что я отец.

Дети — это общее дело, и папы, и мамы. Отец может воспитать ребенка даже лучше мамы, привить новые навыки. Поначалу, как и что нужно делать, мне показывала супруга, а со вторым ребенком все уже было отлажено.

Алексей Артемьев с сыном
Фото: Алена Шилоносова

У нас в доме как обычно: женщины готовят кушать на кухне, мужчины по дому что-то делают. У моей супруги самое главное, чтобы мусор был вынесен из дома. Дом большой, копится много.

Детей еще хотим, но боимся из-за здоровья. Бывает, думаем взять ребенка из детского дома, потому что второй ребенок — дочка с диагнозом ДЦП в легкой форме.

Из работы в Совете отцов мне запомнилось, как зимой в 40-градусный мороз нас с советом попросил директор школы залить каток на школьной площадке. Мы собрались, нам выделили шланги и воду из подвала. Все были под впечатлением — такой мороз, кто-то подморозился. Залить мы все залили, но за катком же надо еще ухаживать. В феврале весь каток занесло, никто не чистил. Все труды насмарку.

Виктор Родионов, один ребенок (5 лет)

36 лет, автоинструктор

Виктор Родионов с сыном, отцом и дедушкой
Фото: Алена Шилоносова

Ребенка мы хотели и планировали. Присутствовал на родах от начала до конца.

Когда родился ребенок, все обязанности взял на себя: пеленал, купал, боялся жену перегрузить. Когда он родился, брал отпуск поначалу. Сейчас сын подрос немного. Если я иду в гараж, сын идет со мной — ковыряться или что-нибудь еще делать. Ходим машинки вместе гонять.

Владимир Карпов, двое детей (32 года и 13 лет)

53 года, директор фабрики-химчистки

Ожидания родителей никогда не совпадают с реальностью, но все, что связано с детьми, это большая радость. Отцом я почувствовал себя задолго до рождения ребенка. Не терпелось с ним познакомиться, взять на руки и прижать к груди. Ребенок для меня — одно целое со мной, поэтому я взял его на руки раньше жены. Сердце чуть не выпрыгнуло из груди от радости.

Владимир Карпов с сыном
Фото: Алена Шилоносова

Замечаю все больше отцов, уделяющих много времени детям. Наш дом всегда полон детей, своих и соседских, мы не представляем свою жизнь без детей.

В Совете отцов выделю ежегодный автопробег по детским домам Архангельской области — он охватывает большое количество людей в акции и детей не с самой простой судьбы. В этом году автопробег будет проведен в тринадцатый раз!

Анатолий Любимов, двое детей (37 и 27 лет)

67 лет, педагог — организатор массовых спортивных мероприятий

У нас долгое время не было детей. Мы путешествовали по всей стране со спортивной командой, объехали всю страну. Когда мне было 32, только родилась первая дочка.

Мы с женой сразу решили, что дети должны воспитываться обоими родителями. Я водил их в семейный клуб, находил в журналах и делал сам развивающие кубики. Любил мыть девочек, гулять, общаться, забирать из садика. Жену свою даже отправлял как-то на отдых, а сам остался с дочерью, теща помогала. Потом в их маленькой комнате соорудил спортивную площадку, они до сих пор вспоминают. Я как специалист по здоровому образу жизни всегда их приучал к здоровому питанию, спорту, закаливанию. Все это до сих пор у них сохранилось. Дочь в своем проектно-конструкторском бюро возглавляет спортивное общество.

Анатолий Евгеньевич Любимов
Фото: Алена Шилоносова

Девочки у меня прошли спортивно-оздоровительный лагерь нового поколения «Школа витязей», они были как спартанки. Старшая дочка переплыла Волгу в 11 лет в районе Тутаева и получила удостоверение «Покоритель реки Волги».

Отец для дочерей — личный пример в образе жизни и уважительном отношении к маме. Мама у нас добрая, ласковая и всегда говорила: «Давай спросим папу». Женское и мужское начало девочки чувствовали. Сейчас дочери говорят: «Папа, не можем найти такого, как ты». Для них идеал мужчины — это их папа.

В Совет отцов я попал в 2012 году. Совет отцов сейчас активно развивается в других регионах, но Архангельская область — в лидерах этого движения. Я выступаю на форумах со своими докладами по воспитанию мужского менталитета, воспитанию мальчиков. Мальчик должен видеть всегда пример мужчины, а у нас это утеряно. Я много писал о том, как теряется образ отца, например статью «Искусство стать и быть мужчиной».

Мы провели больше ста праздников здоровья в школах по всей Архангельской области, даже в самых отдаленных деревнях. Там же проводим консультации с родителями.

Три раза мы уже ездили в Германию, где проводили поморские забавы и соревнования для детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. У нас обмен: по нечетным годам они к нам приезжают, а по четным — мы к ним. Я там в качестве тренера и наставника. Сейчас уже сложно с финансированием. Там мы узнали, как воспитываются беженцы в реабилитационных центрах из разных стран. Но не сравнится с нашей страной — у них там барбекю стоит, электрические зубные щетки, открытый доступ к холодильнику. Об этом нам можно только мечтать.

Евгений Жигарев, трое детей (25 лет, 23 года, 21 год)

50 лет, слесарь-сантехник

Первые четыре года после женитьбы детей не было. По дому все делала в основном супруга, я зарабатывал деньги. Жили в неблагоустроенном доме долгое время.

Было волнение в первый день, когда супруга приехала из роддома. Как ребенок рос, я начинал чувствовать ответственность. Годы были малоденежные, зарплата маленькая чрезвычайно, но в семье практически всегда была радость. Все силы на детей.

Евгений Жигарев с сыном
Фото: Алена Шилоносова

В моей семье проблемы отцов и детей нет — все понимают, что я отец. Всю жизнь доволен своими сыновьями. Задача была простая — дома создать такую обстановку, чтобы дети спешили домой. Создавали такую обстановку через личное отношение с Богом. Эти отношения были мотиватором ко всем поступкам, притоком сил, творчества, надежды.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — «Таких дел». Подписывайтесь!

Читайте также
Текст
0 из 0

Алексей Артемьев с сыном

Фото: Алена Шилоносова
0 из 0

Сергей Шувалов с дочерью

Фото: Алена Шилоносова
0 из 0

Эдуард Корзников с тремя сыновьями

Фото: Алена Шилоносова
0 из 0

Вячеслав Лагунов c детьми

Фото: Алена Шилоносова
0 из 0

Александр Михайленко

Фото: Алена Шилоносова
0 из 0

Алексей Артемьев с сыном

Фото: Алена Шилоносова
0 из 0

Виктор Родионов с сыном, отцом и дедушкой

Фото: Алена Шилоносова
0 из 0

Владимир Карпов с сыном

Фото: Алена Шилоносова
0 из 0

Анатолий Евгеньевич Любимов

Фото: Алена Шилоносова
0 из 0

Евгений Жигарев с сыном

Фото: Алена Шилоносова
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: