Однажды на горнолыжном курорте Сочи фотограф Федор Лавров встретил девочку в инвалидной коляске. Шесть-семь лет с виду, на ногах были какие-то приспособления для поддержки. Ее вытащили из коляски и стали надевать горнолыжные ботинки. Со стороны это выглядело очень странно — по всем признакам ходить она не могла или ходила, но очень плохо
Я увидел, как девочку на руках вынесли на улицу, встегнули в лыжи, поставили в специальное приспособление, похожее на раму с еще одной парой лыж. Рядом встали два инструктора, и она поехала вниз по склону. Раньше я думал, что такое невозможно. Уже позже от инструктора по сноуборду я узнал, что есть люди, которые ставят таких ребят на горные лыжи. Я смотрел на этих детей и понимал, что теперь мне сложно будет говорить о себе «я не могу», «у меня не получается» — ведь у этих детей получилось.
Занятия горными лыжами помогают в реабилитации детей с ДЦП и другими нарушениями развития. Улучшается баланс и координация движений, разгибаются ноги, укрепляются мышцы. Дети переживают новые ощущения — чувство скорости, полета, видят мир в движении. Они получают то, что было недоступно раньше.
Для детей реабилитация с помощью горных лыж физически и эмоционально более комфортная. Многие виды других занятий, например массажи и растяжка, болезненны и неприятны ребенку. Только в редких случаях лыжи вызывают страх и дискомфорт.
Лыжи часто дают скачок улучшения состояния, но это не «волшебная таблетка» — если не заниматься с детьми, результаты уйдут. Не у всех есть ярко выраженные успехи. Есть дети, невосприимчивые или менее восприимчивые к такой реабилитации. Все очень индивидуально.
Родители рассказывают, что и небольшие улучшения благодаря программе «Лыжи мечты» — это большой успех. Даже если раньше ребенок мог сделать самостоятельно три шага, а теперь проходит десять.
Сестрам-близняшкам пять лет. Родились раньше срока, диагноз — детский церебральный паралич. Ева передвигается на коляске, большую часть времени проводит сидя или лежа — раньше не могла стоять без опоры из-за слабых мышц спины. Первые шаги сделала в пять лет. Янина ходит самостоятельно, но на носочках и теряет равновесие без дополнительной опоры.
Реабилитацией девочек занимаются с самого рождения — в основном ЛФК и бассейн, но скачок дали именно лыжи. Уже после второго занятия Ева смогла стоять без опоры. Через год упорной работы (лыжи, занятия на роликовых коньках и лечебная физкультура) Ева стала ходить, держась за руку.
Янина и ЕваФото: Федор ЛавровЕсли раньше Еву переносили с места на место, то сейчас она может слезть с дивана и пройти несколько шагов без опоры. Яна после каждого курса лыж начинает стоять на полной стопе и более уверенно ходить. К сожалению, результат от лыж через какое-то время уходит, чтобы его поддерживать между курсами, мама занимается с девочками физкультурой в горнолыжных ботинках.
Мария, мама Евы и Янины, рассказывает: «Девочки не понимают, что эти занятия — реабилитация, для них лыжи — это игра. Даже когда устают, они хотят продолжить заниматься. Их результаты не всегда заметны человеку, который не сталкивался с подобным в своей жизни.
Но для нас это огромный прорыв. А в целом я заметила, как они быстро повзрослели и поумнели, стали более смелыми и самостоятельными. Раньше в багажнике машины всегда лежала коляска. А сейчас мы научились обходиться без нее — идем пешком за ручку, если устали — садимся на лавочку».
Есеня родилась нормотипичной, но в течение года стали заметны отклонения в развитии. Есене сделали несколько операций на ногах. Родители комбинируют различные типы реабилитации.
Сразу какого-то резкого скачка в состоянии Есени не было, но на второй год участия в программе к вечеру после первого занятия девочка стала лучше распрямлять ноги при ходьбе, улучшилось чувство равновесия.
Есеня держится за слайдер во время занятияФото: Федор ЛавровМарина, мама Есени: «Многие виды реабилитаций причиняют боль и вызывают негативные ощущения. Когда мы делали растяжку с Есеней, она часто плакала, но отказаться от таких методик в детстве не получалось.
Лечебная физкультура тоже не всегда приносит радость. Поэтому занятия на лыжах физически и эмоционально более приятные.
Есеня любит снег, лыжи дают физическую разгрузку, новые ощущения и впечатления.
Важно не забывать, что в любой реабилитации очень важны именно положительные эмоции, и будет гораздо продуктивнее, если сделать ее максимально комфортной и приятной для ребенка».
При родах Тимуру повредили шею, в результате развился ДЦП и появились проблемы с ходьбой. Он прошел много различных реабилитаций, благодаря которым удалось поставить его на обе ноги. Сейчас ему десять, и родители надеются, что в будущем диагноз снимут. У Тимура после лыж улучшилась координация и ходьба.
На шестом занятии он научился сам съезжать с горы без помощи инструктора. Появилась уверенность в себе, понимание, что он чего-то может достичь. У его брата Даниила сенсорная алалия — поражение части мозга, которая отвечает за речь, он долго не мог отделить слова от других окружающих звуков и начал говорить в четыре года.
Даниил и ТимурФото: Федор ЛавровЮлия, мама Тимура и Даниила: «Тимур очень не любит спорт и вообще не хотел заниматься лыжами — комплексовал из-за своей хромоты. Но с каждым разом получалось все лучше. На общей трассе он не чувствовал своей неполноценности среди других лыжников.
Тимур вместе с инструктором Денисом едут по трассе среди других лыжниковФото: Федор ЛавровДля Дани спорт — это в первую очередь это развитие дисциплины. Поездка на лыжах с горы обязывает ребенка следить за собой, соотносить действия с возможными последствиями. И именно вслед за новыми впечатлениями идет улучшение состояния.
В нашем случае это повышение словарного запаса, более четкое понимание окружающего мира и реакция на него».
Инструктор Артем говорит, что дети с нарушениями развития на склоне много работают, перешагивая через свою усталость: «Во время катания ребенок говорит, что устал, а ты ему помогаешь, поддерживаешь, говоришь, что надо доехать до поворота, а там уже будет отдых. Есть определенная методика и вовлеченность в процесс реабилитации. Если бы мы просто возили детей с горы и все за них делали, программа бы так не работала».
Для детей с нарушениями развития используется специальное приспособление для опоры — слайдер. Это металлическая конструкция, к которой крепится еще одна пара лыж. Ребенок быстро учится управлять слайдером и начинает сам поворачивать, куда хочет. По словам Артема, дети с ДЦП не привыкли к тому, что они свободно перемещаются: «А тут они едут. У ребенка мелькает мир, как в калейдоскопе. Для них невообразимо странное и новое ощущение».
Ребенок с ограниченными возможностями находится на ежесекундном контроле и страховке инструктора. Дети с ДЦП не могут группироваться, боятся упасть и если бьются, то сильно. Каждое падение — это психический дискомфорт и шанс появления страха перед лыжами. Для ребенка с аутизмом это практически катастрофа. Поэтому инструктор уделяет этому гораздо больше внимания: если занятие прошло хорошо, то и на следующее ребенок придет с удовольствием.
Программа «Лыжи мечты» работает с 2014 года. Занятия проходят уже в нескольких городах и на курортах России. Единой экономической схемы или формата организации работы нет: есть коммерческие занятия, когда семья сама оплачивает реабилитацию, есть варианты, когда занятия для детей бесплатные. В каких-то регионах сбором средств занимаются фонды помощи или другие некоммерческие организации.
Иногда сами горнолыжные курорты выступают организатором программы — направляют своих инструкторов на обучение, закупают оборудование и проводят занятия. В некоторых случаях объединения родителей собирают средства от фондов и грантов, проводят свои локальные сборы.
В Сочи программа «Лыжи мечты» реализуется благодаря горнолыжной школе Riders School, которая направляет на обучение инструкторов и закупает оборудование. Бесплатные занятия проходят при поддержке курорта «Роза Хутор» и компании «Интеррос».
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»