«Отдавать эти деньги ребенку — безумная демократия». Как родители тратят школьные выплаты

Фото: Ilya Naymushin / Reuters / Pixstream

«Путинские» 10 тысяч рублей для сборов в школу родители тратят по-разному — на это влияет и достаток семьи, и ее ценности. Не все считают, что к школе нужно покупать все новое, а кто-то просто не может себе этого позволить. Как собирают в школу детей в разных регионах России?

В прошлом году после нескольких месяцев карантина и дистанционного обучения многие родители сомневались, стоит ли тратить деньги на школьную форму — все равно дети будут учиться дома. В этом покупательский спрос подогрели «путинские» единовременные выплаты по 10 тысяч рублей на каждого ребенка в возрасте от шести до восемнадцати лет — их начали выплачивать 2 августа. Цены поднялись тоже. 

Надежде из райцентра в Тверской области в этом году предстоит собрать в школу четырех школьников. Вместе с семиклассницей Настей и пятиклассником Валерой первый раз в школу пойдут близняшки Алиса и Ксюша. Мама растит детей одна. Работает на пилораме, получает по 700 рублей за смену. В месяц набегает 12—13 тысяч. Отец детей алименты не платит, так что рассчитывать Надежде приходится только на себя и аккуратность ребят. 

Покупать все необходимое к школе она планирует в самые последние дни августа, когда схлынет ажиотаж. Говорит, что, как только людям стали приходить «путинские» пособия, в поселковых магазинах цены сразу полезли вверх — и не только на товары для детей.

Надежда несколько лет работала в местном универмаге, бывали дни, когда выручка магазина не превышала 700 рублей в день. Но в середине августа, рассказали ей бывшие коллеги, покупатели оставляли в кассе более 50 тысяч рублей несколько дней подряд. Неожиданные пособия повлияли на покупательский спрос. Покупают не только школьные принадлежности и детские товары. Вот и Надежда на деньги, оставшиеся от пособия после сбора детей в школу, планирует заменить в избе сгнивший пол.

Сколько денег придется потратить перед школой, Надежда пока не знает. В прошлом году тетради и канцелярские товары обошлись примерно в 2500—3000 рублей на двоих детей. Строгой школьной формы в поселке нет, а одежду для детей Надежда покупает на рынке. Тринадцатилетняя Настя единственная «запаривается насчет одежды», поясняет многодетная мама, остальные надевают, что дадут. Но Настя и самая аккуратная. Использует вещи не один год.

— Двоих-то, конечно, попроще собрать было, чем четверых. Ну как-нибудь выкрутимся, — улыбается Надежда.

Цена вопроса

По данным аналитики «Авито», средняя стоимость самых необходимых товаров для школы в России в 2021 году составила 17 550 рублей. В основной набор входят школьная форма, спортивная форма для занятий физкультурой, пенал, рюкзак и ноутбук. За год цены выросли практически на все эти товары: от 9% на школьную форму для девочек до 36% на ноутбуки. 

— Полностью собрать ребенка школу, уложившись в 10 тысяч рублей, можно только в том случае, если покупать на рынке самые дешевые вещи. Выкручиваться со сборами в школу многодетным и малообеспеченным семьям и раньше помогали, — знает Елена Камышова, координатор фонда «Константа». Фонд ежегодно помогает собирать в школу детей из малообеспеченных семей в Тверской области.

Симферополь. Мальчик мерит форму на школьной ярмаркеФото: Сергей Мальгавко / ТАСС

— Школьная форма на ребенка стоит минимум 2 тысячи рублей, самый дешевый рюкзак для школы — тысячу рублей, еще необходимы несколько пар обуви и спортивная форма, — Елена приводит цены магазинов и рынков Тверской области. 

Во многих российских регионах многодетные семьи получают выплату на школьную форму. Условия и размер компенсации различаются от региона к региону. К примеру, в Москве в этом году выдают 10 951 рубль, в Санкт-Петербурге — 4802 рубля, в Крыму — 3513 рублей, в Екатеринбурге — до 2000 рублей. 

В Тверской области младшеклассникам из многодетных и малообеспеченных семей от государства выдают не денежную компенсацию, а школьную форму: пиджаки, юбки, брюки, блузки и рубашки.

— Новый комплект одежды — хорошее подспорье для таких семей, — уверена Елена Камышова.     

Долой ажиотажный шопинг

Многие родители, опрошенные «Такими делами», говорят, что отказались от прицельного предшкольного шопинга в августе.

— На 70% это импульсивные покупки, — поясняет свою позицию Вероника Воропаева из Волгодонска. В этом году ее дочка Валерия пойдет в пятый класс. Уже второй год они избегают походов на летние школьные базары. 

В прошлом году Вероника сравнила стоимость полноценного школьного шопинга и недельного отдыха в пригороде Анапы и сделала выбор в пользу поездки на море с дочкой. Говорит, на школьном процессе это никак не сказалось. Одежду донашивали, а тетрадки и канцелярию покупали по мере необходимости в течение года. 

В четвертом классе дочка Вероники была на семейном обучении — не из-за пандемии, а по желанию родителей. Это позволило избежать «абсолютно бесполезных школьных расходов: на форму, взносы в фонд класса, новые окна, шторы, линолеум и далее по списку, бесконечные подарки учителям, цветы, фотографии и так далее». Деньги потратили на то, что действительно помогает учиться и развиваться: хорошие учебники (например, кембриджский курс по английскому языку, один уровень — около 4 тысяч рублей), книги (около 2—2,5 тысячи в месяц), интересные курсы для детей, секцию брейк-данса, обучение в музыкальной школе.  

Но в этом году Валерия возвращается к очной учебе в школе. И школьный гардероб приходится собирать заново. 

— Решили, что все приобретаемые вещи должны быть универсальными — не только для школы. И обязаны поднимать настроение, быть с изюминкой, так как школа — заведение мрачное, если не сказать депрессивное. Например, балетки с блестками, чтобы в них хотелось переобуваться. Поднять настроение стоит очень дорого, — смеется Вероника.

— 1 сентября ребенок не вылупляется заново, у него до этого что-то уже было, — иронизирует Марьяна Берязева из Новосибирска. Подготовку к школе особым событием она не считает и много денег на это не тратит. 

Москва. Девочка на школьной ярмаркеФото: Артем Геодакян / ТАСС

К зиме Марьяна купила ребенку на распродаже новый пуховик за 5 тысяч, туфли за 600 рублей и новый — «взрослый» — более легкий рюкзак, который потребовала дочка. За него пришлось отдать еще 2 тысячи. Кроссовки и много одежды сохранилось с прошлого года, а запасов канцелярских принадлежностей, считает Марьяна, ее дочке хватит еще на пять лет.

— Недавно я сама писала пресс-релиз, основанный на статистике, и там говорилось, что минимальный школьный набор стоит 13 тысяч рублей. Согласно другому опросу, россияне готовы потратить на подготовку к школе 20 тысяч рублей. Но это, видимо, какие-то россияне в вакууме, россияне, которые каждый год покупают все новое и которых заставляют покупать какую-то определенную школьную форму за бешеные тысячи, как у нас в некоторых школах в Новосибирске. Но я не из этих россиян, — ухмыляется Марьяна Берязева. 

Единственное, что действительно сложно купить заранее, — это школьная форма. Дети за лето так вырастают и меняются, что купленные весной вещи могут оказаться непригодными, по собственному опыту знает мама троих детей москвичка Анна Лобанова. На троих детей перед школой она потратит от 20 до 30 тысяч. Больше всего денег ушло на школьную одежду для сына-первоклассника — 8 тысяч рублей. 

У старших дочек остались подходящие вещи с прошлого года, а у первоклассника после детского сада совсем нет запаса одежды делового стиля. Приходится все покупать. 

Канцтоварами и товарами для творчества Анна запаслась заранее. А перед самой школой они с детьми докупают какие-то приятные мелочи, которые радуют и настраивают на праздничный лад: красивый пенал, необычные тетрадки. 

Пособие на детей перед началом учебного года семья Анны как многодетная получала и раньше — в размере 10 тысяч:

— Такие выплаты, конечно, облегчают августовскую нагрузку на семейный бюджет.   

Деньги детям

Судя по обсуждениям в социальных сетях и рассказам собеседников «Таких дел», многие школьники делали попытки приложить руку к августовским единовременным выплатам на детей. Кто-то просил купить на эти деньги новый гаджет, отметить день рождения и даже приобрести акции известного разработчика игр. 

Новосибирск. Продажа рюкзаков на школьной ярмаркеФото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

— Конечно же, я не считаю, что должна отдавать эти деньги ребенку, потому что это безумная демократия, — убеждена Марьяна Берязева. — И так очень много расходов. Дочь ездила в лагерь за 34 тысячи рублей, сейчас мы едем в отпуск в Калининград, только билеты обошлись нам в 50 тысяч рублей. 

Восьмилетний Матвей, сын Оксаны Гончаровой, PR-cпециалиста из Москвы, предложил маме поделить деньги пополам: «Еда у меня есть, одежда — тоже. На 5 тысяч можешь купить что-нибудь себе, а остальное отдай мне». Свою долю он решил потратить на новые подшипники для самоката и комплект защиты. Так, по словам Оксаны, они эти деньги и «оприходовали».

Услышав в новостях о «деньгах школьникам», трое сыновей Марины Ивановской из Костромы устроили за ужином целый митинг. Четырнадцатилетний Максим подбил младших братьев просить у мамы новый ноутбук — сложить все выплаты за троих. Главный довод: «Путин дает деньги школьникам, значит, нам решать, на что их потратить».

— Я не нашлась что возразить. Про эти выплаты в 10 тысяч на каждого школьника они узнали раньше, чем я. Подготовились и застали меня врасплох. Наш компьютер уже действительно устарел и все время зависал. Максим давно просил новый. Но денег не было. Теперь Максим всем рассказывает, что ему Путин купил новый ноутбук. Ну пусть так, — разводит руками Марина. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — «Таких дел». Подписывайтесь!

Читайте также
Текст
0 из 0

Фото: Ilya Naymushin / Reuters / Pixstream
0 из 0

Симферополь. Мальчик мерит форму на школьной ярмарке

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС
0 из 0

Москва. Девочка на школьной ярмарке

Фото: Артем Геодакян / ТАСС
0 из 0

Новосибирск. Продажа рюкзаков на школьной ярмарке

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: