Вера и храм
Жизнь старообрядческой общины в далеком уральском поселке
Шамары — небольшой поселок в Свердловской области, на левом берегу живописной реки Сылвы. Название переводится с языка манси как «темное место». Все из-за покрытых густым лесом холмов, окружающих местность со всех сторон. Доехать сюда можно либо по автомобильной дороге, не избалованной качеством и дорожными знаками, либо по железной дороге, которая является частью могучей Транссибирской магистрали. Кстати, именно благодаря ей в советское время поселок процветал, заготавливая древесину.
Есть в Шамарах одна достопримечательность, притягивающая путешественников, — старообрядческая церковь Рождества Иоанна Предтечи. Построена она по образу Вознесенской церкви, что была разрушена в советское время в поселке Коптело-Шамары. Местный житель, дед Филимон, спрятал церковную утварь и старинные книги, сохранить он сумел и царские врата, которые сегодня установлены в шамарской церкви. У входа в нее часто стоят детские коляски. Для членов общины принципиально важно, чтобы человек постоянно ходил в храм, а не только по церковным праздникам. Еще важнее, чтобы приводил с собой детей: досуг со своими семьями прихожане предпочитают проводить в храме.
Скромного размера, но по-домашнему уютная церковь выстроена из дерева и окрашена в белый и красный цвета. Окна украшены резными узорами, а крыльцо — фигурными колоннами. Все убранство церкви сделано местными мастерами-плотниками. В храме есть рака с мощами местных святых Аркадия и Константина — подобное в старообрядческих церквях встречается нечасто.
Последние годы старообрядцы все больше переезжают из городов жить в деревню. Благодаря такому сознательному выбору членов общины начал оживать и поселок. Численность населения во многом прирастает за счет рождающихся малышей в семьях старообрядцев.
Сегодня в Шамарах проживает более трех тысяч человек, из них почти 700 — до 14 лет. Староверы составляют 10 процентов от населения поселка. Местная религиозная община настолько сильна, что молодежь, получив профессию за пределами поселка, предпочитает возвращаться домой.
В общине действует воскресная школа для детей, организован волонтерский уход за пожилыми и нерушима соседская взаимовыручка — словом, созданы все условия, чтобы человеку, живущему «на земле», быть уверенным в завтрашнем дне.
Счастлив тот, кто счастлив дома
У Николы и Валентины Татауровых трое детей. Старшему, Арсению, лет семь, но скучать ему уже не приходится: нужно помогать родителям. Вот и в наш приезд он бегает по двору с лопатой вдвое больше него и расчищает дорожки от снега. Снег сыплет щедро, и раскрасневшийся мальчишка снова и снова делает круг за кругом.
Окна небольшого дома семьи Татауровых украшены рождественскими снежинками и надписями: «Счастлив тот, кто счастлив дома», «Вы мои любимые», «С Рождеством!» Внутри дома на стене замечаю сертификат об окончании курса фотографии. Никола признается, что когда-то мечтал заниматься фотографией, но не сложилось, толкового наставника в этом деле не встретил, да и увлечение требует финансовых вложений, которые для многодетной семьи неподъемны.
Никола — дьякон в местном старообрядческом храме.
«Ты должен неотлучно быть в церкви, при этом зарплата минимальная, — говорит Никола. — У нас в селе дай Бог 15—20 тысяч в месяц люди получают, а в семьях обычно два-три ребенка, а то и больше. Конечно, прихожане жертвуют, но все равно финансово непросто, поэтому между службами дополнительно работаю плотником, строителем, автослесарем».
Дьякон в сельской церкви имеет доход за счет пожертвований.
После окончания учебы Никола и Валя несколько лет жили в Перми, но потом все же решили вернуться домой.
Валентина преподает английский язык в поселковой школе. Пополнять семейный бюджет ей в основном удается за счет дополнительной нагрузки. Наверное, можно было бы заработать еще и на репетиторстве, но для этого в сутках слишком мало часов. К тому же Валентина еще и занимается с детьми в воскресной школе при храме.
Дети — это фундамент традиционной семьи староверов. Аборты церковь запрещает, да и каждому рожденному ребенку здесь рады. Если у супругов нет детей, они берут из детского дома. А еще если супруги повенчаны, развестись практически невозможно.
В сельской школе учится около 350 детей. Педагоги есть, но, по словам Валентины, их все равно не хватает — математиков, учителей русского языка. Еще один учитель английского тоже не помешал бы. Раньше класс на уроках иностранного языка делили на группы, а сейчас приходится работать одновременно со всеми, а это около 20 ребятишек.
Отдушина многодетной мамы — воскресная школа для детей общины. В прошлом году для слушателей воскресной школы Валя подготовила 35 подарков. Старшим ребятам сделали именные блокнотики, отличникам подарили мыльные наборы. Девочкам — фрукты, мальчишкам — инструменты, малышам — воздушный пластилин.
«Бюджет воскресной школы пока складывается из моего бюджета, — смеется Валентина. — Но помогают и другие люди. Есть один человек в Екатеринбурге, он периодически присылает нам деньги. Еще у нас есть традиция с Рождества до Крещения славить Христа. Мы ходим по домам и поем песни, славящие Христа. Нам дарят конфетки и денежки. Эти деньги мы тоже используем на развитие школы, сейчас вот собираем на проектор».
С работой в Шамарах скудно. Местные стараются устроиться на железную дорогу. Там бесплатная учеба и возможность зарабатывать 30—40 тысяч рублей после.
С развлечениями в поселке не густо. Зимой молодежь в основном катается на «бубликах». Иногда собираются по вечерам и поют песни.
«Главное наше развлечение — это путешествия, — добавляет Валентина. — Старообрядцы — это такая большая семья, которая разбросана по всей России. И мы друг друга все знаем. Если деньги на дорогу найти, тебя приветят в любом городе, и жилье дадут, и еду. Я таким образом по многим городам России проехала, разные места посмотрела».
Сюда вернулась благодать
Жизнь старообрядческой общины во многом зависит от того, кто ею руководит. В Шамарах глава общины — отец Михаил. В 1993 году он приехал сюда из Кирова по приглашению местных староверов и оказался для них очень удачным «приобретением». Ему удалось организовать общинный образ жизни на таком уровне, что за эти годы община, состоявшая из 30 пенсионеров, разрослась до 300 человек, большинство из которых — молодые люди и дети.
«Меня приглашали в разные места, в том числе и в Подмосковье, — говорит отец Михаил. — Но мне не хотелось на готовое. Я в священники пошел не просто так, мне хотелось для церкви сделать что-то серьезное. Когда я сюда приехал, члены общины собирались и молились в небольшом домике. Посмотрел я на них… И знаешь, ощущение такое… Вот как любовь. Полюбил ты эту девушку, а почему, объяснить не можешь. Просто охота с этим человеком всю жизнь прожить. Так и у меня с шамарской общиной произошло. Мне захотелось остаться и помочь именно этим людям. И я понимал, что это на всю жизнь. Любовь человеку посылает Бог. Так Бог и мне послал этот жребий, возможность проявить себя. И я ни разу о своем выборе не пожалел».
По приезде отец Михаил проводил службы в обычном старом доме, который в то время заменял старообрядцам храм.
«Я понял, что нехорошо, когда наши дома лучше, чем дом Божий, — вспоминает священник. — И мы решили построить новый храм. Многие люди не верили, что это возможно, но я верил. Когда-то я уже принимал участие в строительстве храма — у себя на родине, в Кирове».
До того как прийти в церковь, отец Михаил служил в армии, а после работал на стройке электриком. Узнав, что требуется помощь в церкви, уволился с работы и подрядился на строительство храма. В зарплате потерял раза в три, но его это не смущало — он был холост, много денег не требовалось. С этого момента и началась его жизнь, посвященная Богу. Потом женился, жена полностью поддерживала его стремления.
«Когда начинали строить храм у меня на родине, это был 1990-й год, мне не верилось, что это возможно, — вспоминает отец Михаил. — Но прошло три года — и храм был построен. Если бы не этот опыт, я бы никогда не решился взяться тут самостоятельно за строительство храма. Если бы раньше меня спросили, вам Бог помогает, я бы ответил: “Конечно”. Но, по правде сказать, ощутил я помощь Божью только тогда, когда мы строили храм в Шамарах. Я понял: Бог помогает тогда, когда люди берутся за невозможное».
За два года силами общины храм в Шамарах был построен.
Как отец Михаил развивал общину? Сначала уговорил своего родного брата с женой переехать сюда, дальше — двух друзей, один из них потом женился на местной девушке. Потом и другие люди стали приезжать. С годами семьи разрастались, и сейчас все многодетные. У самого отца Михаила девять детей.
А еще у общины есть два дома для стариков, приехавших доживать свой век в поселок. Идея построить общежития для престарелых членов общины тоже принадлежала отцу Михаилу.
Отец Михаил уверен, что Шамары и ближайшие деревни — места намоленные. До революции в округе было два старообрядческих монастыря, они были разрушены во время Гражданской войны. В Коптело-Шамарах сохранился храм, его на заре советской эпохи передали на баланс государства. В советское время церковь использовали под дом культуры.
В шестидесятых годах, во времена оттепели, староверы стали хлопотать о возвращении церкви. Чиновники в Москве им храм отдали и подписали все нужные бумаги, но при этом отправили телеграмму в Свердловск — мол, что-то делайте, мы вынуждены были отдать. И пока делегация старообрядцев возвращалась домой, на Урал, местные чиновники пригнали бульдозер и сровняли церковь с землей. По преданию, перед тем как храм сломали, несколько дней по вечерам он стоял словно в зареве и столб огненного света шел от него.
«Место, где сегодня стоит наш храм, было предопределено Богом, — уверен отец Михаил. — Получается, там разрушили храм, благодать ушла на небо, а у нас она вернулась, и мы на этом месте построили церковь по старому проекту».
Помогают даже без спроса
Илье 26 лет, а его супруге Валентине 24 года. У них трое маленьких детей. Мы сидим в уютной кухне хлебосольного дома. Фоном шумит стиральная машинка. Видно, что молодые родители бросили домашние хлопоты, чтобы пообщаться с гостями. Как только мы уйдем, работа снова закипит.
«Я с рождения в общине, вся моя семья крещеная, — говорит Илья. — Жили в Шале, там нет церкви. Ездили в Шамары к бабушке, здесь ходили на службу. После школы поступил в училище, после — в армию. В 2017 году вернулся домой, познакомился с Валентиной. Она не ходила в церковь, ну и я тогда не особо церковный был. Постепенно втянулся в церковную жизнь. Решил, что нужно в Шамары переезжать, ближе к общине. Потом купили дом в Шамарах».
Валя после школы училась на воспитателя, но училище пришлось бросить, так как нужно было ухаживать за тяжелобольной бабушкой. Сейчас Валя в очередном декрете.
Илья работает на железной дороге. Бюджет семьи складывается из зарплаты Ильи и детских пособий от государства. Жить мешают только кредиты: взяли на машину, потом на дом не хватало, пришлось тоже брать заем. Раньше — без кредитов — было легче, у них еще и зарплата не заканчивалась, другая уже приходила, а сейчас на жизнь остается около 10 тысяч в месяц.
«Община у нас дружная. Мне надо было дорогу отсыпать возле дома. Возвращаюсь с работы — возле двора гора гравия. Оказывается, соседи мне отсыпали, а потом и трактор пригнали, чтобы разровнять. Так что помогают. Даже без спроса иногда, — смеется Илья. — Увидят — на заборе штакетина отпала. Кто-нибудь подойдет приколотит, пока ты на работе».
«Или вот у меня была история: попал в аварию на машине, — вспоминает Илья. — Расстроился сильно, что остался без машины. Перекупщик сказал, что максимум за 100 тысяч рублей ее выкупит. А мы покупали ее намного дороже. Я пошел к дьякону трос попросить, чтобы машину перегнать, а он посмотрел и говорит: “Не надо тебе ее продавать, мы ее сами отремонтируем”. Вот мы с ним в гараже повозились, выправили железо, все отремонтировали — и я снова на машине езжу. Так что мужики у нас рукастые, не только словом поддержат, но и делом».
Илья с детства жил в квартире, но всегда мечтал о доме. Сейчас с женой вместе работают в огороде. Если чего не знают по хозяйству, звонят родным, спрашивают. Огород — хорошее подспорье для бюджета, здорово экономит деньги. Например, в пост есть можно только овощи, а их уже покупать не нужно — все свое.
В старообрядческих семьях дома женщины могут ходить без платка, но если приходят гости, то платок нужно надеть обязательно. В брюках же не ходят никогда.
«Тяжело было перестраиваться, — говорит Валентина. — Я сначала без платка ходила, хотя мы уже повенчались. Потом неудобно стало перед нашими, при выходе из дома стала надевать платок, а потом и привыкла. Община настраивает на определенный образ жизни и дисциплину».
Илья и Валя познакомились в электричке шесть лет назад. Года не прошло, как обвенчались. Илья объяснил невесте, что, если они не повенчаются, жить вместе не смогут.
— А если бы она отказалась? — спрашиваю.
— Слава Богу, не отказалась, — на секунду испугавшись, смеется Илья. — Мы только позже поняли, как вера облегчает жизнь, придает ей смысл. Раньше пост не держали, в церковь не ходили, состояние души было не такое — заниженное, что ли. А сейчас есть понимание, что ты не один, появилось внутреннее спокойствие.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам