«Лодырь. Невменяем. Социально опасен»

Фото: Ольга Матвеева

Ольга Матвеева нашла в заброшенном здании огромный архив личных дел учащихся Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталыхдетей. Школу закрыли, а архив попросту выкинули. Судьбы детей тоже сложились по-разному: кто-то умер от передозировки, кто-то пропал, кто-то совершил суицид — а кто-то выжил и стал жить обычную жизнь. «Я прочитала много личных дел, документов, писем, поговорила с выпускниками и сотрудниками школы — и все больше думаю, что именно в прошлом кроется причина того, что сейчас происходит в детских домах», — уверена Ольга. Этот проект создан на основе архивных материалов

Личное дело Алеши Ш.

Характеристика*

Алеша хороший, уравновешенный мальчик, очень доброжелательный, но несколько навязчивый, за что его не особенно любят сверстники и взрослые. Алеша очень трудолюбивый, исполнительный человек. Учится по всем предметам хорошо, особенно по математике, но его работам не хватает аккуратности. Читает хорошо, увлекается чтением художественной литературы. В коллективе детей услужлив, но большим авторитетом не пользуется, часто попадает под влияние сильных личностей, в результате чего наблюдаются случаи мелких краж, особенно сладостей, так как страдает непомерным аппетитом. Мать Алеши молодая женщина большого внимания ему не оказывала до 4-го класса. В последний год стала его хорошо одевать. Дважды навещала в школе. Леша ее очень любит.

Одно из заброшенных зданий Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район
Фото: Ольга Матвеева

Из писем классного руководителя маме Алеши

1994 год
Уважаемая Татьяна! Сообщаем Вам, что на осенние каникулы мы отпускаем 4 ноября. Вы должны обязательно забрать мальчика на каникулы домой. Каждую субботу Алеша ждет Вас, беспокоится. От Вас нет ни письма, ни телефонного звонка. Мальчика это беспокоит. Прошу Вас позвонить и сообщить, когда Вы приедете за сыном.

Объяснительная из личного дела Алексея Ш.
Фото: Ольга Матвеева

1995 год
Уважаемая Татьяна! Сообщаю Вам, что Алешу мы отвезли в областную клиническую больницу на операцию. Просим навестить его. У него изорвалась вторая пара зимних ботинок. Вы обещали купить ему, так как три пары зимней обуви мы не в состоянии купить, а Вы — не лишены родительских прав и обязаны заботиться о своем ребенке. Алеша постоянно говорит о вас, ждет писем, навестите его в больнице.

Объяснительная Алеши, прикрепленная к личному делу

Я Ш. Алеша в субботу 14.09.96 года скрыл вены потому что делать было нечего. Я больше так не буду делать.

Эту характеристику, письма и другие документы я нашла в личном деле мальчика, которое, как и многие другие дела, осталось в заброшенном здании Бурневской вспомогательной школы для умственно отсталых детей Ленинградской области.

Слева: письмо классного руководителя матери Алексея, найденное в его личном деле. Справа: личное дело Алексея
Фото: Ольга Матвеева

В 1970 году Приозерскую санаторно-лесную школу переформировали во вспомогательную школу-интернат для умственно отсталых детей. «В школе обучалось 48 детей-олигофренов. Из них 10 инвалидов. Все дети из семей риска. Занятия проводятся в одну смену, пять дней в неделю. На выходные и праздничные дни остается 10–15 человек, в основном сироты. Их в школе обучается 12 человек», — сообщается в информационной справке, найденной с остальными документами.

Внутри заброшенного здания Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район
Фото: Ольга Матвеева

Сейчас кажется, что у многих учеников была не «олигофрения и дебильность», а просто педагогическая запущенность. Вот что об этом мне рассказал заместитель директора школы Олег Афанасов:

«Школа-интернат была для умственно отсталых детей. По моим понятиям, это значит дети алкоголиков. Зачали, получился ребенок по пьянке, и он рождается умственно отсталый. Вот таких сюда и свозили.

Дети все были с диагнозами. Здесь специальные педагоги занимались с ними, держали их в руках. Школьная программа была особая, облегченная. Уклон был на трудовое воспитание. Они же умственно отсталые! В школе нужно было дрова натаскать, воду. Все на их плечах. Надо было приучать к труду. Общаться с ними можно было только по-хорошему, по-плохому никак не получалось. Собаку пни — и та огрызаться будет!

Архивная фотография, найденная в заброшенном здании Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район
Фото: Ольга Матвеева

Конечно, были агрессивные, сбегали. Но кормили их очень хорошо, на убой. Есть хотели — и возвращались. Они на таблетках еще сидели. У нас медпункт был свой. Особо буйным давали, чтобы они были поспокойнее. Все же психика у них была особая.

Тут даже сироты были, не то что умственно отсталые. Ну куда их? Вот сюда и отправляли».

Дневник наблюдений

Школу закрыли в 2005 году «из-за трудных эпидемиологических условий». В здании было только печное отопление, а воду накачивали насосом из озера. Школа состояла из нескольких корпусов. В основном здании располагались четыре классные комнаты, учительская, методический кабинет и кабинет директора. В деревянном здании находился спальный корпус. Отдельно располагались столярные мастерские, швейные мастерские, комната отдыха и спортинвентаря. Была и медсанчасть с изолятором и кабинетом логопеда. Там я и нашла архив личных дел учащихся этой школы разных лет выпуска.

Внутри заброшенного здания Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район
Фото: Ольга Матвеева

Этот циничный клоун совершенно спокойно может обложить матом любого взрослого человека. Лодырь не хочет и не любит заниматься физическими трудом или дежурить по классу. Невменяем. Социально опасен.

Мальчик труслив, заискивает перед сильными. Для старшеклассников привозит из дома папиросы, за что был наказан. У Коли есть товарищ в 5-м классе. Вместе с ним он совершает побеги из интерната, бродяжничает. Мальчик был осмотрен врачом-психиатром. Направлен на лечение в психиатрическую больницу.

Позвонила бабушка, говорила, что очень плохой внук, тяжело с ним, носки мокрые и грязные. Куртку дал одной девчонке, а бабушке наврал, что сдал в стирку. На классном собрании решили показать психиатру, чтобы назначил лечение.

В эту субботу за Андреем не приехала мама. Он расплакался после обеда. Не хотел идти вместе с ребятами в баню. Все время стоял у окна и смотрел на дорогу. Я с ним поговорила, Андрей успокоился и попросил написать маме письмо, чтобы приехала за ним в следующую неделю.

Архивная фотография Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район
Фото: Ольга Матвеева

Это цитаты из дневников наблюдений за учениками. Они вместе с объяснительными, письмами, характеристиками хранились в личных делах. Дневники с записями о детях велись годами — с первого класса и до выпуска. Изучая их, начинаешь представлять себе этих детей: как жили они, о чем переживали, чем занимались. На твоих глазах они взрослеют и уходят в жизнь, или в ПНИ, или в тюрьму.

C несколькими выпускниками школы мне удалось познакомиться и поговорить. Я рассказала им о найденных документах. Лишь один из выпускников захотел посмотреть дневник наблюдений о нем, остальные отказались. Также многие не захотели, чтобы их имена были открыты, поэтому они изменены.

«Ни косые, ни кривые»

Рассказывает Роман Морозкин

«26 лет прошло с окончания. Судьба раскидала нас. Многих уже не стало. Лешка по полной программе спивается, у Валерки нормально все, семья. Димка спился, Борьку в дурдом забрали. Витя погиб.

Я начал учиться в обычной школе в Громово. Потом стал отставать, и меня отправили в Бурнево. Когда меня перевели в эту школу, я сразу начал искать старшеклассников, чтобы сдружиться, чтобы не шпыняли, не отбирали сладости. Вообще, это была хорошая школа, кормили хорошо. Но были и свои нюансы. Могли подраться с ребятами, и за кусок хлеба дрались, но это редко. Между нами хорошие отношения были. Я очень худым был, Димка меня очень поддерживал. Сейчас не знаю, живой ли он.

Страницы из личного дневника Романа Морозкина
Фото: Ольга Матвеева

Много детей было нормальных. У меня была хорошая успеваемость. Учебы никто не требовал. Был специальный день, когда учителя разбирали ошибки по контрольным. Не ругали, не заставляли, хочешь — делай, хочешь — нет. По математике учитель добрая была. Я подходил к ней, она мне все объясняла, что не понял. Она находила подход к каждому ребенку. Классы свои сами убирали. Классы расчерчивали мелом на сектора, и каждый был ответственный за свой сектор.

Роман Морозкин
Фото: Ольга Матвеева

На озере купались. Убегали за раками на выходных, когда учителей не было. Потом на костре варили их и ели. В школе нужно было дрова укладывать, учителя иногда просили на огороде помочь. Конечно, не за спасибо. Когда деньги платили, когда пирогами угощали.

Бывало, что сбегал со школы, маме нужно было на ферме помогать. У нас были коровы, телята. Недели две в школе не появлялся, работал. Потом директор звонила домой. На неделю возвращался в школу и снова сбегал. Отец ругал, наказывал. А мне надоедало в школе, я хотел домой. По маме и папе скучал. В 16 лет ушел из школы. Восемь классов закончил.

Схема расположения основных зданий школы
Фото: Ольга Матвеева

С одной стороны, может, и хорошо, что в этой школе учился, жизнь узнал. С другой стороны — может, и хватанул горя какого. Говорили потом, как узнавали, что вот в спецшколе учился — значит, отсталый. Это обижало первое время. После выпуска я поступил учиться на маляра-штукатура. Но два года проучился и ушел в армию.

Архивная фотография, найденная вместе с документами в заброшенном здании Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Из воспоминаний местных жителей: «В школе как-то был очень высокий мальчик, метра два ростом, и он очень любил танцевать, когда на “громофонном столбе” включали музыку. На фото как раз он»
Фото: Ольга Матвеева

После армии, думал, сопьюсь. А служил там, где вам лучше не знать. Девчонка хорошая попалась, она вытянула меня. Схватила в ежовые рукавицы и сейчас поддерживает. Не дала по наклонной спуститься. Начал с отцом работать на стройке, пришлось математику вспомнить, расчеты. Жизнь побросала по стройкам. Потом отца не стало, начал в столовке работать. Выживал, пытался на вышку пойти учиться, но не сложилось».

Внутри заброшенного здания Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район
Фото: Ольга Матвеева

Рассказывает Александра Петрова, жительница поселка, ее мама работала в спецшколе

«Наша мама начала работать в школе в 1972 году. Проработала логопедом 49 лет. В школе были в основном сироты и “лишенки” (дети, родители которых лишены родительских прав. — Прим. ТД).

Дети были замечательные. Я с некоторыми нянчилась, они со мной росли. Ребята полностью себя обслуживали. Воду носили, дрова укладывали, на огороде работали, на кухне помогали. Помню, повар часто говорила, что «если не будете ничего руками уметь делать, то в жизни ничего не добьетесь». Баня была по средам, потом кинотеатр. Заняты были все время, некогда было филонить. По лесам болтались только с воспитателями. Стадион был, баскетбольные кольца. Никто не пил, не курил. За этим строго следили. У них вообще было мало контакта с внешним миром. Они были очень заняты, все время что-то делали, даже после уроков. Вообще, трудовое обучение спасало.

Архивная фотография Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район
Фото: Ольга Матвеева

Все сотрудники жили на территории школы. Мама брала девчонок на каникулы. Конечно, не из-за большой любви к детям. Учителям выдавали деньги на их питание, поэтому и брали.

Школьная программа была растянута по времени. Образование, с моей точки зрения, давали очень неплохое, и действительно, это все помогало детям дальше устроиться в жизни. Трудовое обучение стояло во главе угла. Чтобы сдать аттестационный экзамен, мальчики делали табуретку, девочки шили передник. После выпуска, мама рассказывала, дети шли дальше учиться в ПТУ, многим даже диагнозы снимали, а пацанов брали в армию. Сейчас встречаю некоторых в городе. Спокойные взрослые — ни косые, ни кривые».

«Не лучше, чем в тюрьме»

Рассказывает Андрей Н. 

«Я работаю распиловщиком камня. У меня семья: жена, дочка, мама тут недалеко живет. Про школу вспоминать страшно. В этой школе не лучше, чем в тюрьме, было. Я в тюрьме не был, но, думаю, условия похожие. Дети были озлобленные. Привозили их далеко не из хороших семей. Я попал туда в седьмом классе. Родители пьянствовали, а мы были несовершеннолетние. Гуляли сами по себе, мелкие кражи. Нами заинтересовалась детская комната милиции, и предложили матери отдать меня в эту школу. Мать согласилась. Диагнозов мне не ставили.

Андрей Н.
Фото: Ольга Матвеева

Учился плохо, в аттестате одни тройки. Умом особо не отличался. Я сбегал, ночевал на улице, в подвалах, у друзей. Отношение со стороны учителей не было особо грубым, но сами дети борщили. Дедовщина была, драки. Кто слабый, того сразу жрали. Приходилось в драках участвовать. Кого-то увозили в психушку. Коннова несколько раз даже. Таблетками не помню, чтобы особо пичкали. Обманным путем дети их выкидывали. Конечно, жесть была там. Многие уже в школе спивались, на героине сидели.

Объяснительная из личного дела Андрея Н.
Фото: Ольга Матвеева

Насмотрелся я там такого, но зато еще в школе понял, что так жить нельзя. Коннова Cтаса нашли мертвым от передоза, Бояринцев спился и умер от цирроза печени. Школа быстро загнулась после нашего выпуска. Меня сестра на два года забрала к себе в Белоруссию. Это меня и спасло».

Характеристика Андрея из личного дела

Родился в 1983 году. Мать работает. Отец с семьей не живет. Роды в срок. Вес 3700. Закричал сразу. Ходит с 1 года 2 месяцев. Первое слово до года. Фразы после 1.5 лет. Программу массовой школы усваивает умеренно. Себя обслуживает по возрасту.

Заключение психиатра: временная задержка психического развития. Легкая дебильность?

Решение областной медико-педагогической комиссии: обучение по программе ЗПР (1 вариант).

Объяснительная из личного дела Андрея Н.
Фото: Ольга Матвеева

Характеристика Андрея, ученика 5-го класса

Андрей родился 4 декабря 1983 года. В 1991 году поступил в школу. В 1994/95 учебном году учился во вспомогательной школе. В пятом классе оставлен на второй год. Состав семьи — мать. Познавательная активность низкая. На уроках не собран, внимание не удерживает. Иногда вообще не принимает участия в школьной деятельности. Умение классифицировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи находятся на низком уровне. Плохо развиты все виды деятельности памяти, не улавливает в воспринимаемом главного. Да и не прочно запоминает. Связная речь развита недостаточно, не умеет давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Трудно даются все предметы. По характеру взрывной, непостоянный. Общение в коллективе класса отсутствует. Контроля со стороны матери нет. Ребенок предоставлен сам себе. Курит, часто прогуливает занятия в школе. Способность к волевому усилию отсутствует, легко поддается чужому влиянию. В общении с одноклассниками груб.

Из дневника наблюдений

1996

11.09 Андрей прибыл в 7-й класс.

16.09 Плохо работает на трудовом часе. Грубо отвечает воспитателю на каждую попытку побеседовать. Не вступает в разговор, дичится, ершится. На собрании решили лишить добавок в столовой на две недели.

19.09 Сбежал из школы.

25.09 Вчера во время демонстрации сериала устроил разборку с учащимся 5-го класса. В результате, выбил ему зуб. Проведена внушительная беседа о наказании за совершение телесных повреждений.

30.09 Совершенно не готовит домашние задания, не заполняет дневник, не пишет и не читает, отрешен, отвлечен своими мыслями. Плохо трудиться на трудовых часах. Индивидуальные беседы не помогают, но Андрей любит побеседовать с воспитателем наедине.

18.10 Андрей сбежал из школы без каких-либо уважительных причин.

Из личного дела Андрея Н.
Фото: Ольга Матвеева

1997
11.02 По звонку на отбой отказался идти в спальный корпус, сидел на стуле, упрямился. На замечания воспитателя отреагировал криком, сквернословием, матерщиной. Был предупрежден, ребята обсудили его поведение. Просил прощения у воспитателя.

12.02 Обманул учителя физкультуры, отпросился в туалет и уехал в Приозерск. Строго предупрежден за проступок. Обещал не допускать подобных действий.

15.01 Сбежал домой.

21.01 Положили в больницу лечить чесотку. Регулярно сбегает домой. На замечания не реагирует.

7.04 Андрей дышал бензином. Отобрала пакет с бензином.

9.04 Сбегает постоянно домой. Развязный, разболтанный, сплошной мат, учиться не хочет, психует. Показала врачу-психиатру. Послала письмо матери, чтобы приехала в школу на собрание.

21.10 С большим трудом втягивается в трудовой час. Уклоняется носить дрова, работать на цветниках. Индивидуальная беседа, внушение.

29.10 Андрей с уроков перестал сбегать, но почти каждый вечер бежит все таки домой. Приезжала мама, состоялся разговор при завуче о поведении. Уроков пропущено немного, но вечером просится уехать домой постоянно.

17.11 Можно сказать, что это клоун. Паясничает, но учиться может при желании. В беседе не проявляет никакой заинтересованности. Не делает никаких выводов.

8.12 Сбежал из школы. Звонила инспектору, она обещала помочь в поисках. Он очень хотел справить день рождения дома, поэтому и ушел.

Рисунок ученицы Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район
Фото: Ольга Матвеева

1998
2.02 Андрея не было в школе, причина неизвестна, наверное было очень холодно — 24 °С.

16.02 Андрей уроки не прогуливает, но задирист, циничен, старается сбежать домой после занятий, уклоняется от трудовых часов. Индивидуальная беседа. Делает вид, что хочет исправиться, но все остается по-прежнему.

24.02 От трудового часа уклоняется, вскочил в учительскую, нахамил, плюнул в сторону воспитателю, матерился. Вечером ударил ногой по ящику, разбил раковину. Индивидуальная беседа. Бесполезный номер, невменяем.

20.03 Андрей закончил третью четверть на «3» при удовлетворительном поведении. В последнее время часто пропускал уроки и приходилось звонить в ИДН, откуда получали помощь и Андрей появлялся в школе. Этот циничный клоун совершенно спокойно может обложить матом любого взрослого человека. Лодырь, не хочет и не любит заниматься физическими трудом или дежурить по классу.

1.06 Андрей закончил 4-ю четверть с тремя четверками по истории, физкультуре и трудовому обучению при удовлетворительном поведении. Школу посещал через день, в лучшую сторону его поведение не изменилось. Всё такой же лодырь, циник, хам. Экзамен сдал с большим трудом на «3». На вопрос, куда пойдет дальше работать, вразумительного ответа не дал. Его больше прельщает жизнь бомжа.

«Поместили в психиатрическую больницу, исполнив его заветное желание»

Характеристика на Стаса Коннова, 1982 года рождения

Мать умерла 26.07.1993. Отец находится в местах лишения свободы с 9.12.1993.
Мед. заключение: умственная отсталость в степени дебильности.

Объяснительная Стаса Коннова
Фото: Ольга Матвеева

 

Из дневника наблюдений

1995

6.06 Стас прибыл в нашу школу из областной психиатрической больницы, куда его отправили из Громовской вспомогательной школы-интерната в 1994. Пробыл в больнице 8 месяцев (употребление спиртных напитков, дышал клеем, воровал, бегал из школы). Февраль, март вел себя нормально. После возвращения из тюрьмы Тимофеева А. поведение Стаса резко ухудшилось. Снова употребление спиртных напитков с восьмиклассниками, побеги из школы днем и ночью в Приозерск, употребление таблеток, кража денег в приемном покое больницы, куда его привезла скорая помощь после приема таблеток. Он был вызван на комиссию по делам несовершеннолетних. На комиссию явился с бутылкой водки под курткой, его арестовали. Кража для него необходимое дело, ведь ему нужны деньги, а у кого украли не умрет, вот его мнение. Поместили в областную психиатрическую больницу, выполнив его заветное желание.

Слева: дневник наблюдений за Станиславом Конновым. Справа: характеристика ученика 8-го класса Бурневской вспомогательной школы-интерната Коннова Станислава Юрьевича
Фото: Ольга Матвеева

19.09 Психовал во время уроков. Разбил дверцу в шкафу в классе. Матерится. Беседы со Стасом. Лишить добавки на неделю.

21.09 Невменяем. Социально опасен. Бросается камнями на всех ребят. Беседа воспитателя со Стасом. Обещал не бросаться камнями.

24.09 Забросал камнями девочек Соню и Оксану из 5-го класса. Пришлось вмешаться взрослым.

26.09 Сознательно не посещает политинформацию, внеклассное чтение, бродяжничает, болтается вокруг школы, курит. Потребовала объяснительную от Стаса.

2.11 Отвезли Стаса на стационарное лечение в Сиверскую больницу. Показала врачу-психиатру, предложил лечиться в психиатрической больнице.

Из дневника наблюдений за Стасом Конновым
Фото: Ольга Матвеева

1996

30.02 Стаса привезли из больницы. Ничуть не улучшилось поведение. Сделал «дротики» с иголки, бросает куда угодно. На замечания воспитателя реагирует скептически. На самоподготовке ведет себя скверно.

17.05 В 15. 40 по просьбе Стаса навестить друзей в детдоме, я отпустила его в Приозерск. Оказывается, что он купил таблетки и после отбоя 5 штук выпил и 2 выкурил с папиросами. Потом не мог проснуться, его рвало. Отпаивали чаем, давали нашатырный спирт. Индивидуальная беседа, внушение.

20.05 Утром в столовой ударил Абрамова, в 8.30 сбежал в Приозерск. Я поехала в погоню. В 10. 00 я нашла Стаса на вокзале, предложила идти пешком в школу. Стас категорически отказался. Потом появилось двое дружков, один не школьник. Он купил водку и угостил Стаса. Приехал на попутке пьяным. В 19. 00 наловил в сетке рыбы и стал продавать за деньги. Была спрятана уворованная бутылка водки, он ее распил. Рыбу не продал, стал в пьяном угаре разбивать ее о пол, потом крошить мебель, избивать детей и воспитателей. Пришлось вызвать директора и мужчин. Стаса забрала милиция в больницу.

24.05 Рано утром вылез в форточку, поехал в Бригадное, а там с конюхом пахал. Просил прощения у няни.

Внутри здания Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей
Фото: Ольга Матвеева

28.05 Стаса увезли в психбольницу.

С 28.05 по 23.09 находился в психбольнице.

24.10 Сбежал в город с дежурства по школе, появился к обеду. Вечером, в 19. 30 во время занятия по вязанию, где ему неинтересно, вместе с Абрамовым помогли по просьбе вытянуть машину из кювета. За что их угостили водкой. Пьяными сильно не были, но нецензурная брань, похабщина, вопли — этот поток воспитателям было не остановить. Главное — сберечь других детей от разнузданности подростка, привыкшего к безнаказанности, т. к. беседы с ним, увещевания на него не действуют. Он — угроза № 1 для других детей.

30.11 Стас напился таблеток, бузил целую ночь. Избил Свету.

6.12 Стаса увезли в психиатрическую больницу, так как стал неуправляем, социально опасен. А 6.01 Стас сбежал из психбольницы и вернулся в школу.

Из личного дела Стаса Коннова
Фото: Ольга Матвеева

1997

31.01 Стас избил Олега, Витю. Показала психиатру, назначила лечение. Лечение не помогает.

11.03 Стас в перебранке с Сережей ударил последнего кулаком в правый глаз, разбил бровь. Был составлен акт, вызвали милицию, возили на беседу к прокурору. Последнее предупреждение.

5.04 — 7.04 В эти дни Стас вдыхал пары бензина. Сама отобрала два пакета с бензинными тряпками. Беседа в кабинете директора. Проводила беседу врач-нарколог, работник милиции.

24.04 Увезли Коннова в психбольницу на все лето.

25.12 Стас с разрешения директора уехал в Приозерск на опознание дяди, которого убили. Явился в 19 00 в сильном опьянении, маты, рвота… Вызвали в помощь завуча школы.

Архивная фотография, найденная вместе с документами в заброшенном здании Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей
Фото: Ольга Матвеева

1998

18.01 Выходной день. Стас явился к обеду с магнитофоном. После обеда участвовал в воспитательном мероприятии. В 15 20 Стас стал проситься в Приозерск на ночь. Я не отпустила. Он нахамил, нагрубил и ушел. Беседа воспитателя не помогает. У Стаса появилась девушка, он у нее остается на ночь.

13.02 Стас забрал последний свитер и увез в Приозерск. Спросила, зачем увозишь. Стас ответил, что надо выручать друзей.

17.02 Стаса в школе нет.

6.03 Стаса увезли в психбольницу. Поехал добровольно, считает, что ему нужно отсидеться и не появляться в милиции.

1.06 Стас приехал из психбольницы на экзамен по трудовому обучению. Вел себя спокойно, обособленно, сторожился ребят. На экзамене работал старательно, задание выполнил на «4». Аттестован за год по всем предметам при удовлетворительном поведении. Стас отправлен в Приозерский интернат для дальнейшего трудоустройства.

«Я понимала, что мама не придет»

Рассказывает Оксана К.

«У меня маму лишили родительских прав, когда мне было два года. Я попала в детский дом. В четвертом классе меня перевели в эту школу, так как психиатр решила, что я не тяну учебу в обычной школе.

В этой школе были дети из неблагополучных семей и дети-сироты. Дети очень скучали по родителям, ждали их. Не понимали, что мама пьяная и не приедет. Стояли у окна и ждали. У меня такого не было. Я понимала, что мама не придет.

В целом школа хорошая была. Я любила кататься на лыжах, на коньках. Летом собирала ягоды, грибы. Повар потом нам пироги пекла. Я была спокойной. С Серегой мы парочкой были. Иногда ссорились. Коннов Стас как-то заступился за меня. Серега хотел побить меня, и они подрались. Он ему бровь расшиб.

Оксана
Фото: Ольга Матвеева

К трудолюбию нас приучали. Ребята кололи и пилили дрова и получали за это деньги. Как-то один мальчик решил передо мной покрасоваться, показать, как он дрова колет. И отрубил себе палец. Скорая приехала, у меня шок был.

Учителя меня любили. Однажды я подошла к учителю по математике с домашней работой и нечаянно сказала «б***ь». Он мне так по губам дал, что я чуть зубов не лишилась. По утрам было обязательное обливание холодной водой, потом вся школа выходила на зарядку. За здоровьем следили. Врачи приезжали, медосмотры проводили. Как-то у нас весь класс заболел, в изоляторе лежали. Но это только один раз было.

Ребята часто сбегали в Приозерск, им хотелось пить, курить. Потом возвращались и напивались в спальном корпусе. За это их в психушку отправляли на две недели. Как-то у нас ребята столовую вскрыли и печенье вынесли. Ничего не взяли, только печенье. За это тоже в психушку отправили. Таким образом от проблем избавлялись. Дети возвращались заторможенные, но понтовались перед нами. Рассказывали, как там круто было и как они с медсестрами курили.

Здание Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей
Фото: Ольга Матвеева

Почти все ребята из нашего класса погибли. Алкоголь, наркотики. Коннов Стас погиб у меня на руках от передозировки. Он в выпускном классе тогда учился. К нам девочка новая пришла — Вика. Он влюбился в нее, она его на наркотики подсадила. Тоже умерла из-за передозировки.

После школы я училась в училище на повара и доярку. Потом работала дояркой, научилась делать сыр, творог. Сейчас работаю кассиром. С мужем уже 22 года вместе. Диагноз умственной отсталости я так и не сняла. Мне это не мешает. Если человек хочет работать, то ему ничего не помешает — ни диагноз, ни отсутствие образования. Просто идешь и работаешь. Главное — желание».

«За внешним спокойствием скрывалось очень многое»

Характеристика на Николая Н.

Матери 30 лет, соматически здорова. Отец с семьей не живет. Роды в срок. Ходить начал в 9 месяцев, первые слова до года. По характеру подвижный, общительный. На вопросы отвечает односложно. Буквы знает, начинает складывать в слоги. Счетными навыками владеет плохо. Мышление инертное. Не назвал дату рождения, адрес полностью не назвал, отчества родителей не знает, состав семьи назвал. Обращенную к нему речь понимает, словарный запас мал. Интереса ни к одному предмету не проявляет, ответственности нет, легко возбудимый, не контролирует свои действия. Настроение всегда веселое, с товарищами дружен.

Заключение психиатра: олигофрения в стадии дебильности.

Архивные фотографии, найденные вместе с документами в заброшенном здании Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей
Фото: Ольга Матвеева

Характеристика на учащегося 3-го класса Громовской вспомогательной школы-интерната

Учебный год Коля закончил с «3». Мальчик может заниматься лучше, но не испытывает интереса к учебе. На уроках часто отвлекается и отвлекает других ребят. Коля подвижен, расторможен. Старается выделится среди учащихся тем, что дурачится, кривляется. Мальчик труслив, заискивает перед сильными. Для старшеклассников привозит из дома папиросы, за что был наказан. У Коли есть товарищ в 5-м классе. Вместе с ним он совершает побеги из интерната, бродяжничает. Отделом внутренних дел Приозерского района Коля поставлен на учет. Мальчик был осмотрен врачом-психиатром. Коля был направлен на лечение в психиатрическую больницу. После больницы лечение мальчика продолжились амбулаторно (в интернате), но результаты этого лечения свелись к нулю.

Характеристика на учащегося 5-го класса

Коля учится в 5-м классе первый год. С программой справляется. Учился бы лучше, если не ленился бы и не пропускал занятия. Коля очень подвижный, легко возбудимый мальчик. Авторитетом среди товарищей не пользуется. Любит хвалиться, фантазировать, придумывать небылицы. Коля любит смотреть кинофильмы, слушать чтение книг. Но активного участия в обсуждениях не принимает, не умеет высказывать своего мнения, легко соглашается с мнением других. Навыками самообслуживания обладает, следит за внешним видом. Во время работы часто является зачинщиком ссор. Физически развит хорошо, может хорошо трудиться. Коля курит.

Внутри здания Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей
Фото: Ольга Матвеева

Из дневника наблюдений

1983

10.04 Коле 9 лет, прибыл из Приозерской школы-интерната. В учебе старается, мальчик спокойным бывает очень редко. Себя обслуживает.

26.11 Коли нет в школе 2 недели. На письма учителя родители не отвечают.

22.12 Мальчик грубый, неусидчивый, но учится по чтению и письму хорошо. Таблицу сложения и вычитания не выучил.

24.03 Мальчик учиться старается, но на уроках мешает классу, ребят избивает, грубит. Следить необходимо в спальне за поведением, чтобы не вовлекал других детей в плохие дела, поставить родителей в известность об этом.

Из дневника наблюдений за Николаем Н.
Фото: Ольга Матвеева

1984

20.09 Коля начал учебный год с прилежанием. Учится лучше, чем в 1-м классе, но слабая память, рассеянность, расторможенность, инертность мышления мешают мальчику в учебе.

16.10 Мальчик страдает вредными привычками. Необходима консультация врача. Были случаи нарушения дисциплины во время тихого часа, во время перемен. Интерес к лицам своего пола, извращения. Задирается первый, но трусит.

17.11 На уроках мальчик постоянно что-то делает: вертится, выкрикивает с места, кривляется, смешит детей, отвлекает класс. Учится слабо: чтение несознательно, догадывается, что написано дальше, почерк плохой, да и старается мало. Любит, когда его похвалят.

1985

28.01 Коля пропустил всю вторую четверть, приехал в самом конце четверти. Приехал — и сразу стал безобразничать, подбивать ребят на нехорошие дела, потом плачет, говорит, что это не он. Вначале говорит, что все, исправится, больше не будет, плачет, но потом продолжает все то же самое.

Аппликация ученицы Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район
Фото: Ольга Матвеева

1986

8.10 Коля работает в совхозе хорошо, старается. Была очень этому удивлена и обрадована, но весь секрет в том, что Коля старается только потому, чтобы я в субботу отпустила его домой.

25.12 На самоподготовке выключился свет. Коля сидел на 1-й парте, он повернулся назад, ткнул пальцем в глаза Жене, ударил соседа, пошел бродить по классу, ползать на четвереньках. Когда его поймала, схватила за шиворот, он стал кричать, выражаться, бросать стулья. Провела беседу, сообщила маме. Извинился. Получает лекарства. Обещал вести себя хорошо. Говорит: «Я очень стараюсь, но не получается».

1987

25.05 Коля помогал дома тушить пожар. Заботится о своей маме. Дома стирал, готовил, когда мама сломала ногу. Рассказывала о нем всем ребятам.

15.12 Коля очень любит фантазировать, хвастаться. Во всем подражает Жене. Очень любит на выходные ездить домой. Ради поездки домой выполняет даже самые нелюбимые поручения. Свое мнение отстоять не умеет. Любит слушать чтение воспитателя, очень внимательно слушает политинформаторов о событиях за рубежом и в стране, пытается принимать участие в беседах. Курит, очень плохо ведет себя за столом в столовой, ест очень неаккуратно.

Из личного дела Николая Н.
Фото: Ольга Матвеева

1988

2.11 Коля постоянно плохо себя ведет. На самоподготовке поет, свистит. Матерится в школе и спальном корпусе. Курит. В спальном корпусе вылил два ведра воды себе на постель. Нуждается в лечении. Беседовать с Колей невозможно. Не слушает, кричит что-то бессвязно. Необходимо лечить.

10.11 Коля постоянно нарушает дисциплину; взял верх над всеми ребятами. Многие преклоняются перед его силой; когда его нет, то довольны и счастливы, что им никто не мешает, ребята просят убрать его от них. Коля носит с собой нож, запугивает всех ребят, издевается над слабыми и девочками, открыто заявляя, что это доставляет ему удовольствие. Коля ходил в спальню к девочкам в 12:00 ночи. Груб со взрослыми, ругается со всеми нецензурными словами, оскорбил ночную няню. Беседа о его поведении на классном собрании, результатов никаких. Мать просит о помощи, о направлении его на лечение.

14.12 У Коли за внешним спокойствием скрывалось очень многое. Ребята класса скрывали все проделки Коли из-за страха. В беседе с ребятами выяснилось многое, что делал Коля в спальне: набирал в сапоги снега ребятам в постели, обливался водой и вместе с Денисом обливал мочой ребят, принимал участие в издевательстве над Алексеем: связывал ему руки и ноги веревками, держал вверх ногами, постоянно давал пинки, тычки. Старается заставить слабых работать вместо себя — дежурить по классу, в столовой, парить форму. Дима и Женя не вынесли таких издевательств со стороны Коли и бежали со школы. Колю водили к врачу-психиатру. Лечение ему никакого не назначали. В настоящее время Коля на особом контроле. Его поведение разбиралось в присутствии инспектора детской комнаты милиции. Вины своей долго и упорно не признавал. Исправительный срок — неделя. В спальне изолирован от ребят, спит в коридоре. Беседа индивидуальна, обсуждение поведения Коли с мальчиками, сообщили матери на работу о поведении сына. Беседа с Колей инспектора детской комнаты милиции, администрации школы.

Архивная фотография Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район
Фото: Ольга Матвеева

1989

11.03 Вчера Коля уехал в Приозерск по просьбе матери, а в школу приехал 9 марта, отсутствовал с 18 февраля по 9 марта. Объяснительную писать наотрез отказался, сказав: «А что вам без меня плохо? Отдыхайте». Приехал в школу очень грязный, запущенный, обросший, с магнитофоном. В разговоре с матерью выяснилось, что он колол дома дрова. Однако 5 марта Колю видели очень пьяным в городе, он ругался нецензурной бранью. Когда матери стал известен этот факт, то она заплакала и просила забрать его в психиатрическую больницу, что дома он никому не дает покоя, грубит, бьет младших в семье. Заниматься Коля совсем не хочет, просится идти на работу, хотя ему неоднократно объясняли, что на работу его не берут. Коле необходима консультация врача для оформление на лучение. Согласие матери есть.

17.03 Отправлен на лечение в психиатрическую больницу города Ленинграда.

16.11 Приозерским горнарсудом 27.10.1989 года осужден Николай по статье 144 часть 2 УК РСФСР к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 1 год. Приговор вступил в законную силу 4 ноября 1989 года.

«Сереги уже нет. Он повесился»

Рассказывает Александр П. 

«У меня в семье было девять детей. Отец и мать пили. Я самый младший. Когда мне было шесть лет, брат попросил поставить чайник, и я загорелся. У меня был сильный ожог. До девяти лет не разговаривал. Со мной работали психологи. Думаю, из-за этого меня отправили во вспомогательную школу для трудных и отсталых детей. Здесь учителя должны были помогать, и они это делали. Они делали все, чтобы ты учился. Кто-то понимал это, кто-то нет.

Александр П.
Фото: Ольга Матвеева

Мне нравилось в этой школе учиться. Я мог сказать, что не хочу там учиться, а хочу в нормальной школе. Но из за того, что там люди хорошие, я остался.

Жили дружно. Друг другу помогали. Лет в 13-14 уже считали себя взрослыми. Были случаи, что ребята сбегали, потому что скучали по родителям. Но смысла не было. Они родителям на фиг не нужны были. Я с сестрой учился в этой школе. Ко мне мать и отец приезжали. На выходные я ездил домой, учителя не запрещали. Прогуливали труды и ходили помогать на конюшню. Купались на озере, зимой обливались из проруби. Я к Катерине Ивановне на дачу ходил, помогал. Мы там шашлыки жарили, сын ее приезжал, отдыхали вместе. Потом, вечером, шел в школу. Не было такого, что я должен идти дрова складывать, — я просто шел и помогал кому-нибудь. Бывало, огород нужно было вскопать, я не отказывал. Я в столовой помогал. У нас повар старенькая была. Кастрюли таскал, воду. У нас еще врачиха хорошая была.

Из дневника наблюдений за Александром П.
Фото: Ольга Матвеева

Мы как-то с Серегой сбежали и тусовались у Димы на даче. На вокзале менты нас взяли. Хотелось идти работать, не хотелось учиться. Нам лет по 12-13 было. Я тогда не курил. Потом с ними связался и закурил. Учителя сначала ругались, а потом начали закрывать глаза на все происходящее. Сереги нет уже. Он повесился.

Архивная фотография, найденная вместе с документами в заброшенном здании Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей
Фото: Ольга Матвеева

В армию меня не взяли из-за ожога. В военкомате сказали, что ограниченно годен. Если война начнется, то пойдешь воевать. Но война не начнется. Читать дневник не хочу, не хочу впечатляться, ворошить прошлое. Есть одноклассники, встретимся, шашлыки пожарим. Мы дружим — считай, семьей жили».

Слева: аппликация ученицы Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район. Справа: плакат, найденный в Бурневской вспомогательной школе для умственно отсталых детей
Фото: Ольга Матвеева

«Усвоение моральных понятий»

Из доклада учителя Бурневской школы к педсовету

Педагог должен знать, какова сущность и объем моральных понятий у умственно отсталых учащихся… В связи с этим возникает необходимость изучения фактически существующих у умственно отсталых школьников моральных понятий, оценочных суждений и особенно усвоения ими моральных понятий советский патриотизм, честь, совесть, стыд, трудолюбие, прилежание, исполнительность.

Архивная фотография Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район
Фото: Ольга Матвеева

Воспитательная работа с учащимися

Нестерук находится под следствием. Мигутин в местах лишения свободы. Смирнов не посещал школу. Уровень воспитанности учащихся 8-го класса низкий. Учащиеся опаздывали на уроки и пропускали занятия без уважительной причины, грубо разговаривали и относились друг к другу, воспитателям и старшим, не умели разговаривать спокойным тоном. Весь класс отличался какой-то расхлябанностью, разболтанностью. Воспитатели не смогли лидерство «особой личности» Коннова С. направить в русло положительного влияния на коллектив класса и негативное его влияние оказывалось сильнее воздействия воспитателей.

Плакат, найденный в Бурневской вспомогательной школе для умственно отсталых детей
Фото: Ольга Матвеева
Плакат, найденный в Бурневской вспомогательной школе для умственно отсталых детей
Фото: Ольга Матвеева

Отрывок письма девочки, ученицы Бурневской вспомогательной школы для умственно отсталых детей

«Сейчас, когда я лежу в кровати и думаю о тебе, мне уже лучше, хотя еще пять минут назад на моих щеках были слезы. Мне хочется перечитать все твои письма и уснуть. В конце своего письма я хочу написать тебе стих, который посвящаю тебе, хотя написала его поэтесса Юлия Друнина:

А я для вас неуязвима,
Болезни, годы, даже смерть,
Все камни — мимо, пули — мимо,
Не утонуть мне, не сгореть,
Все это потому, что рядом
Стоит и бережет меня
Твоя любовь — моя ограда,
Моя защитная броня.
И мне другой брони не нужно,
И праздник — каждый будний день.
Но без тебя я безоружна
И беззащитна, как мишень.

Я надеюсь ты сделал выводы из этого письма. О том, что ты стал значить очень много в моей жизни. Меня клонит ко сну, но я не усну, пока не напишу тебе все.
Пиши! До встречи! С любовью, Валя»

Архивные фотографии Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район. В центре: фотография, приклеенная к папке личного дела ученика 8-го класса
Фото: Ольга Матвеева
Архивная фотография Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район
Фото: Ольга Матвеева

Отрывок из письма директору ученика Бурневской вспомогательной школы для умственно отсталых детей

Здравствуйте Людмила Александровна! Пишет вам ваш ученик. Вот решил написать вам письмо. Напишите сюда письмо, чтобы меня отпустили своим ходом какого вам нужно числа только что-бы получилось так чтобы я учился с первых дней учебного года тоисть с 1 сентября. Я хочу этот год учиться хорошо с первых дней… Передайте привет всем кто находится в школе. Когда будете писать письмо напишите на 11 отделение… Ирина Александровна по какой причине вы меня опять отправили в больницу. Я же вам говорил, что продержусь в лагере…

Внутри здания Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей
Фото: Ольга Матвеева
Бурневская вспомогательная школа-интернат для умственно отсталых детей
Фото: Ольга Матвеева

* Архивные материалы приводятся с сохранением орфографии и пунктуации.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам

Популярное на сайте

Все репортажи

Читайте также

Загрузить ещё

Помогаем

Медицинская помощь детям со Spina Bifida
  • Хронические заболевания

Медицинская помощь детям со Spina Bifida

  • Собрано

    1 631 088 r
  • Нужно

    1 830 100 r
Медицинская помощь детям со Spina Bifida
  • Хронические заболевания

Медицинская помощь детям со Spina Bifida

  • Собрано

    1 631 088 r
  • Нужно

    1 830 100 r
Всего собрано
294 170 680

Архивная фотография, найденная вместе с документами в заброшенном здании Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. На фото ученицы школы в спальной палате

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Одно из заброшенных зданий Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Объяснительная из личного дела Алексея Ш.

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Слева: письмо классного руководителя матери Алексея, найденное в его личном деле. Справа: личное дело Алексея

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Внутри заброшенного здания Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Архивная фотография, найденная в заброшенном здании Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Внутри заброшенного здания Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Архивная фотография Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Страницы из личного дневника Романа Морозкина

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Роман Морозкин

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Схема расположения основных зданий школы

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Архивная фотография, найденная вместе с документами в заброшенном здании Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Из воспоминаний местных жителей: «В школе как-то был очень высокий мальчик, метра два ростом, и он очень любил танцевать, когда на “громофонном столбе” включали музыку. На фото как раз он»

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Внутри заброшенного здания Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Архивная фотография Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Андрей Н.

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Объяснительная из личного дела Андрея Н.

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Объяснительная из личного дела Андрея Н.

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Из личного дела Андрея Н.

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Рисунок ученицы Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Объяснительная Стаса Коннова

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Слева: дневник наблюдений за Станиславом Конновым. Справа: характеристика ученика 8-го класса Бурневской вспомогательной школы-интерната Станислава Юрьевича Коннова

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Из дневника наблюдений за Стасом Конновым

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Внутри здания Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Из личного дела Стаса Коннова

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Архивная фотография, найденная вместе с документами в заброшенном здании Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Оксана

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Здание Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Архивные фотографии, найденные вместе с документами в заброшенном здании Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Внутри здания Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Из дневника наблюдений за Николаем Н.

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Аппликация ученицы Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Из личного дела Николая Н.

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Архивная фотография Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Александр П.

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Из дневника наблюдений за Александром П.

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Архивная фотография, найденная вместе с документами в заброшенном здании Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Слева: аппликация ученицы Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район. Справа: плакат, найденный в Бурневской вспомогательной школе для умственно отсталых детей

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Архивная фотография Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Плакат, найденный в Бурневской вспомогательной школе для умственно отсталых детей

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Плакат, найденный в Бурневской вспомогательной школе для умственно отсталых детей

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Архивные фотографии Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район. В центре: фотография, приклеенная к папке личного дела ученика 8-го класса

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Архивная фотография Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей. Поселок Бурнево, Приозерский район

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Внутри здания Бурневской вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых детей

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0

Бурневская вспомогательная школа-интернат для умственно отсталых детей

Фото: Ольга Матвеева
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: