Больше никогда… но снова

Иллюстрация: Мира Огай для ТД

Артура все детство бил и унижал отец: он заботился о сыне от второй жены, мачехи Артура, а на собственном ребенке от первого брака срывался. А потом Артур вырос, женился на Анастасии и начал избивать жену и ее сына. Сегодня женщина хочет привлечь бывшего мужа к ответственности за все эпизоды насилия. Проблема в том, что Артур подписал контракт и сейчас находится на СВО — убивает людей и пишет сообщения с угрозами расправой бывшей жене

«Никому не отдам»

Настя выросла в Челябинске. Окончив девять классов, пошла учиться на повара-кондитера, довольно быстро вышла замуж и родила сына. Но через четыре года брак развалился: муж почти не работал, и Анастасии надоело «все тащить на себе».

После развода Настя долго была одна. Но в августе 2020 года познакомилась с Артуром — в этих отношениях все казалось идеальным. Он уделял ей все свободное время, отлично ладил с ее сыном от первого брака: общался, играл, помогал ему делать уроки. И через два месяца после знакомства сделал Анастасии предложение.

Настя не решалась вот так, с ходу, выйти замуж второй раз, но Артур не сдавался: под каким-то предлогом попросил пароль к компьютеру Анастасии, от ее имени подал онлайн-заявление в загс и поставил перед фактом — первого октября у них свадьба.

«Мне было сложно сопротивляться такому напору, — вспоминает Анастасия. — У меня долго не было отношений, а тут кто-то появился и “взял меня в охапку”, все время рядом, говорит: “Люблю — не могу, никому не отдам”, обещает все на свете. Наверное, на тот момент я очаровалась всем этим».

Лишил всего и всех

В день свадьбы Артур избил Анастасию, обвинив ее в измене. Утверждал, что недавно видел ее на улице с мужчиной. Но никаких доказательств измены у него не было.

«С тех пор со мной постоянно было ощущение, что меня унизили, растоптали, — вспоминает Анастасия. — Тогда я не ушла только потому, что думала, что это произошло один раз и больше не повторится. Сыграло роль и чувство вины: я, уже почти замужняя женщина, действительно болтала со знакомым на улице, к тому же не сказала своему мужчине об этой встрече».

Вскоре Артур вынудил Анастасию уволиться из ресторана, заявив, что его жена не должна работать. Правда, у него самого не было стабильного дохода. Жена вскоре на работу вернулась, и Артур постоянно требовал от нее денег. А потом и вовсе забрал ее банковские карты и снимал все средства, ничего не оставляя ей самой.

Муж постоянно третировал жену, контролировал каждый ее шаг, отслеживал звонки, ограждал от близких, запрещал общаться с ними. Рассорил даже с отцом, с которым они жили в одной квартире: заявил, что тот хотел отравить молодых супругов. Настраивал Анастасию против ее мамы: говорил, что она любит только младшего сына, а дочку — нет.

Артур заставил жену продать ее долю в их с родителями квартире. Обо всех условиях сделки договаривался сам, а Насте принес подписать бумаги: она в тот момент уже боялась сказать мужу даже слово поперек. Денег с продажи недвижимости не увидела и на что они пошли — не знает.

В ноябре 2020 года супруги переехали в Троицк, где у Артура была квартира. Но облегчения это не принесло. Артур стал срываться на сына Анастасии из-за того, что тот «плохо учил уроки». Окончательно его выбесило то, что мальчик рассказал в школе: в новой квартире они спят на полу. Муж Анастасии случайно узнал об этом и избил Ярослава. Мальчик сбежал из дома и спрятался в магазине — его сотрудники вызвали полицию.

Против Артура завели дело по части 2 статьи 117 УК РФ. Но он заставил жену взять часть вины на себя, и на нее вышла опека: Анастасию могли ограничить в родительских правах. Артуру грозил условный срок, и он писал из СИЗО жене, что «приедет и закопает» их с ребенком, если, вернувшись домой, увидит Ярослава. Чтобы спасти сына, Анастасия написала заявление об отказе от родительских прав — и отправила мальчика в Челябинск к родным.

В тот момент казалось, что Артур лишил ее всего, но уходить Анастасии было некуда и обращаться за помощью не к кому. К тому же муж отбирал у нее все деньги и контролировал каждый шаг, даже поставил в квартире камеры наблюдения.

Иллюстрация: Мира Огай для ТД

Тотальный контроль и борзота

Осенью 2021 года Артур вышел из СИЗО, и супруги вернулись в Челябинск. Первое время все, по словам Анастасии, было хорошо, а потом муж стал регулярно поднимать на нее руку. Например, однажды заявил, что жена была не на работе, а с любовником, и избил ее до черепно-мозговой травмы. Настя боялась мужа, поэтому не написала заявление в полицию, а в больнице наврала врачам, что ударилась головой об лестницу.

Следом Артур обвинил Анастасию в том, что она мало зарабатывает, и избил ее арматурой. Испугавшись за свою жизнь, женщина решилась на побег и спряталась у подруги. Написала заявление в полицию и подала на развод. Но совсем скоро Артур нашел жену, просил прощения, говорил, что любит и больше никогда не поднимет на нее руку… И Анастасия снова дала ему шанс.

Оказалось, Артур испугался заявления в полицию: у него уже был условный срок за избиение мальчика, и его могли поменять на реальный — за рецидив. Артур заставил Анастасию написать отказ от заявления с ножом в руке. Посадил ее за стол и диктовал, что писать: якобы она разозлилась после ссоры и решила его оболгать. Вскоре дело против Артура закрыли.

Анастасия понимала, что «сказка опять закончилась, вылезает демон» и от мужа надо бежать. Но вскоре узнала, что беременна. Она не хотела ребенка от Артура, но тот запрещал жене принимать противозачаточные таблетки — обыскивал ее вещи и угрожал ей расправой.

Известие о беременности изменило ситуацию ненадолго. «Начался тотальный контроль и борзота, — прячет глаза Анастасия. — Однажды он опять заподозрил, что я якобы переписываюсь с мужчинами, схватил телефон и кинул мне его прямо в живот — на приеме у врача я опять соврала, что ударилась об стол. Мне было некуда идти и стыдно от всего происходящего».

«Может, ребенок изменит его»

В июне 2023 года родился Рома. Поводом для срыва теперь могла стать любая мелочь: плач ребенка, ночные вставания или бытовые неудобства. Однажды Анастасия случайно разбила банку с солеными огурцами, и Артур ударил жену по лицу сковородкой.

В сентябре 2023 года Артур заявил, что надо поехать в область к его бабушке — она поможет с ребенком. Анастасия согласилась, но супруги опоздали на автобус из-за того, что Артур задержался с покупкой билета. Виноватой опять оказалась Анастасия, и Артур в гневе обрушил сумку ей на голову.

Это увидели дежурившие на автовокзале сотрудники полиции. Они спросили у Насти, будет ли она писать заявление на мужа. Девушка понимала: если она уедет с Артуром на следующем автобусе, обратно уже не вернется. Рыдая и с трудом пересиливая страх за себя и Рому, женщина согласилась написать заявление. Ночевать ушла к подруге, а на следующий день ей помогли устроиться в кризисный центр.

Через несколько дней Артур вычислил местонахождение жены и сына. Он стал приходить, требовал свиданий с ребенком, а однажды пошел гулять с сыном и сбежал. Анастасия не находила себе места и через два дня, когда Артур позвонил со словами, что у сына температура, немедленно поехала к нему.

Все это было похоже на один и тот же длящийся годами дурной сон. Артур снова уговаривал ее вернуться. Потом ушел в аптеку за лекарствами и, чтобы жена не сбежала, запер дверь. Артур удерживал Анастасию несколько дней, а потом заявил: «Пиши отказную на Рому. Пойду покурю на балкон, а как выйду — чтобы бумага лежала на столе».

Иллюстрация: Мира Огай для ТД

Угрозы с фронта

Анастасия схватила сына, верхнюю одежду и выбежала на улицу: «К счастью, кто-то выходил из соседнего подъезда — и я успела спрятаться там. Оделась сама, одела Рому и вызвала такси до подруги».

Какое-то время Насте удавалось скрываться в квартире знакомой. А в ноябре 2023 года она узнала про кризисный центр «Каритас», переехала туда, снова подала на развод и в конце декабря наконец получила свидетельство о том, что свободна.

А через несколько дней узнала, что бывший муж подал иск о лишении ее родительских прав и уже готовит основания для удовлетворения этого иска: «Оказалось, в те дни, когда Артур похитил Рому из кризисного центра, он нашел няню и заключил с ней договор об оказании услуг. Он убедил няню в том, что я неадекватная и меня нельзя подпускать к ребенку, и заплатил ей, чтобы она наврала в суде, что видела меня пьяной, избивающей Рому», — рассказывает Анастасия.

Чтобы не лишиться и второго ребенка, Анастасии срочно требовалась юридическая помощь. В кризисном центре ей посоветовали обратиться в Консорциум женских неправительственных объединений. Юристы Консорциума подали встречный иск — о лишении Артура родительских прав и о привлечении няни к ответственности за дачу ложных показаний.

Юристы работают быстро: они добились назначения алиментов для Ромы и привлекли Артура к административной ответственности за нападение на автовокзале. В планах Консорциума — помочь Анастасии восстановить родительские права над Ярославом и возобновить все старые дела о насилии по отношению к ней.

«Мы бьемся с правоохранительными органами для привлечения Артура к ответственности за нанесение телесных повреждений Анастасии и ребенку, за лишение Анастасии свободы и изнасилования, — говорит адвокат Консорциума Татьяна Розенфельд. — Это очень сложный процесс, нашим жалобам нет числа».

В июне 2024 года Артур подписал контракт и отправился на СВО, и теперь любое дело против него будет приостановлено до его возвращения. С фронта он регулярно угрожает Анастасии: через день шлет ей сообщения о том, что найдет ее, вновь украдет ребенка и увезет его за границу. Все время напоминает, что у него есть разрешение на ношение оружия, что участники СВО освобождены от уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести.

Татьяна Розенфельд уверена, что, отправляясь на СВО, виновные уходят от ответственности. Это никак не мешает бывшему мужу Анастасии слать угрозы и оскорбления. Напротив, участие в военных действиях будто придает ему уверенности в том, что теперь на его стороне будет военное начальство, прокуратура.

Сейчас Анастасия мечтает только об одном — о спокойной жизни. И благодаря поддержке Консорциума не сдается — она полна решимости наказать бывшего мужа за все его преступления: «Будем подавать в суд, чтобы его привлекали, обращаться во все инстанции. А то делов наделал — и ушел по контракту. Теперь все взятки гладки, что ли?»

С 2017 года на базе Консорциума женских неправительственных объединений работает Центр защиты пострадавших от домашнего насилия, и его адвокаты бесплатно помогают тем, кто оказался в тяжелой ситуации и не может оплатить юридические услуги. Ежедневно они приходят на помощь женщинам, когда им кажется, что они один на один со своей бедой и выхода нет: агрессор не оставляет в покое, полиция бездействует, а суды не встают на защиту пострадавшей.

Пожалуйста, поддержите Консорциум женских неправительственных объединений! Даже небольшое регулярное пожертвование поможет организации продолжать свою работу — не оставлять переживших домашнее насилие женщин в одиночестве и защищать их до последнего.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам

Популярное на сайте

Все репортажи

Читайте также

Загрузить ещё

Иллюстрация: Мира Огай для ТД
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: