Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем cookie-файлы. Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование cookie-файлов. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой, чтобы узнать больше.
Новые тексты появляются благодаря вашим пожертвованиям. Но мы лишились почти всех регулярных пожертвований из-за вынужденной смены платежной системы.
ПОДДЕРЖАТЬФотограф Вадим Брайдов рассказывает и показывает, как проходят похороны в эпоху коронавируса
Маленький офис в самом центре Уфы не похож на то, что встает в воображении при словах «похоронное агентство». Стеллаж набит книгами, на стеклянном столике стоит чай в красивых кружках, в блюдцах рассыпаны интересные яства, а огромные окна пропускают столько света, что диковинные листья, которыми расписаны стены, будто колышутся. «Это офис ритуальной компании, но он максимально не намекает на ритуальные услуги, правда?» — улыбается Галина.
Галина, владелица уфимского ритуального агентства
Я в ритуальный бизнес попала сразу после окончания университета. Мой папа в этой сфере 27 лет проработал, на муниципальной должности. Его не стало пять лет назад. А у брата частная компания была, он погиб в 2014-м. Жизнь диктует свои правила, и вот я уже 14 лет как продолжаю семейное дело. Наш бизнес по отношениям внутри коллектива — это пирамида: когда внизу кто-то не выдерживает, все рушится. Поэтому я стараюсь поддерживать свой коллектив.
Когда в разговорах все чаще стало звучать слово «пандемия», я начала искать маски и защитные костюмы. Цены на них тогда резко подскочили, да и найти нужное нам количество было сложно. Собирали по крупицам. У нас были, наверное, все виды масок, некоторые реально пугали своим видом! Шили сами, с антибактериальной прослойкой, как-то выкручивались. В каждом салоне мы установили дезинфицирующие лампы. В машинах они уже были, потому что наша компания использует дорогие катафалки, а не просто переделанные фургоны.
Мы добились главного — спокойствия клиентов компании и сотрудников. Они знают, что все, что можно было сделать для сохранения их здоровья, мы сделали.
Сейчас все кладбища для посещения закрыты, открыты лишь для захоронения. Не у всех близких наших клиентов есть пропуска, кто-то застрял в других регионах. И у людей часто возникают боль и чувство беспомощности, что из-за сложившейся ситуации они даже не могут попрощаться с близким им человеком. Поэтому мы по желанию заказчика ведем прямую трансляцию погребения.
Недавно нашли и заказали черные защитные костюмы, чтобы не смущать внешним видом клиентов и их близких на кладбище. У людей и так горе, а тут мы, как герои фильма про «мы все умрем».
Конечно, эти меры все очень накладны. На каждом выезде на кладбище и в морг у нас как минимум пять человек. Защитные костюмы, перчатки, фильтры для масок — все это одноразовое и стоит недешево. Цены на погребение для клиентов мы не поднимали принципиально, онлайн-трансляция ведется для клиента бесплатно.
Недавно меня спросили: «А вы продержитесь, если ситуация затянется?» Я не нашла что ответить. Сколько еще мы сможем нести подобные расходы, не поднимая стоимости, не знаю, но точно не бесконечно. И тогда я написала письмо в «Опору России» (российское общественное объединение, включающее около 450 тысяч предпринимателей и занимающееся их поддержкой. — Прим. ТД) с просьбой рассмотреть возможность помощи ритуальным службам. Либо средствами индивидуальной защиты (СИЗ), либо поднять размер пособия на захоронение на время пандемии. Прошло две недели, пока ответа нет.
Юрий, бригадир похоронной бригады
Я в ритуальном бизнесе седьмой год. Работа как работа, кто-то должен ее выполнять. Стараюсь особо не проецировать ее на свою жизнь, но бывают моменты, когда не по себе. Например, когда хоронят детей. Но в целом люди нам остаются благодарны, ведь мы стараемся быть максимально тактичными.
С пандемией изменилась психология и клиентов, и работников ритуальных служб. Один наш сотрудник отказался работать. Мы его не осуждаем, он не подвел нас. Нам закупили костюмы, маски, перчатки. В них, конечно, не всегда удобно работать, но они дают чувство защищенности. Когда мы приехали на первые похороны в только что закупленных костюмах, коллеги из других компаний слегка подшучивали над нами. Но прошла пара недель — и теперь у морга не встретишь людей без средств защиты. В этом бизнесе в основном работают наемные бригады, мало у каких похоронных агентств люди в штате. Поэтому им приходится самим заботиться о себе и покупать защитные средства.
Некоторые клиенты тоже стали более нервными. Хотя бы потому, что денег у населения стало заметно меньше, а похороны — дело недешевое. Мы их прекрасно понимаем.
Мысли отказаться от работы не возникало. Это вопрос моей внутренней этики: почему я должен бросать поле боя? Наша работа очень важна, и чем слаженнее, без назойливости мы ее выполним, тем и близким будет легче.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Альберт, один из работников бригады: "В этой работе не много приятных моментов. Уход любого человека — это большая беда. Мы сосредоточены на том, чтобы как можно грамотнее выполнить свою работу, хоть как-то сгладить их беду. С пандемией работы у нас больше не стало, как работали, так и работаем. Используем СИЗ и придерживаемся элементарных правил гигиены"
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
ПоддержатьПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»
Чтобы подтвердить адрес почты, перейдите по ссылке в письме, которое мы отправили
Что-то пошло не так
Обновите страницу и попробуйте ещё раз
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Вид данных | Цели обработки |
---|---|
имя, фамилия, отчество, e-mail, телефон, данные банковской карты, IP (местонахождение), пол, адрес, возраст | совершение пожертвований на сайте (сервисах) Фонда |
имя, фамилия, отчество, e-mail, номер телефона, адрес, данные банковских карт, ссылки на социальные сети, фотография, пол, возраст (дата рождения) | создание Личного кабинета на Сайте (сервисах) Фонда |
имя, фамилия, отчество, e-mail, номер телефона, должность, место работы, фотография, данные банковских карт, IP (местонахождение), пол, адрес, возраст | участие в проектах Фонда |
имя, фамилия, отчество, e-mail, номер телефона, адрес доставки (город, улица, номер дома, квартиры), данные банковских карт, IP (местонахождение), пол, адрес, возраст | совершение покупок (товаров и/или услуг) |