Комитет Госдумы разъяснил поправки, по которым опека не сможет забирать детей из семей без решения суда
Думский комитет по государственному строительству и законодательству опубликовал разъяснение законопроекта, который ограничивает изъятие детей из семьи, сообщает пресс-служба Госдумы.
Авторы законопроекта предложили ограничить внесудебный порядок изъятия детей из семьи. Если ребенок находится в условиях, которые явно угрожают его жизни и здоровью, суд должен состояться в течение 24 часов. Орган опеки и попечительства или орган внутренних дел, получив сообщение о том, что ребенок в опасности, должны немедленно это проверить. Если сообщение подтвердится, они передают доказательства в суд.
Такие заседания предлагают делать закрытыми для публики и СМИ, родители вправе нанять адвоката. В суде обязательно должны участвовать представитель органа опеки и попечительства, прокурор, родители, заинтересованные граждане (психолог, педагог) и сам ребенок. В суде решают вопрос не об ограничении родительских прав, а только о том, может ли ребенок безопасно находиться дома.
В комитете отметили, что сейчас основанием для изъятия ребенка из семьи нередко становятся отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов питания в холодильнике, нехватка игрушек, отсутствие отдельной комнаты, громкий плач, синяки на теле, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой.
«Немало примеров того, когда малообеспеченные семьи обращались за денежной помощью в государственные и муниципальные органы, чем привлекали внимание органов опеки и попечительства, и становились жертвами применения статьи 77 Семейного кодекса, которая позволяет этим органам немедленно изъять ребенка из семьи. Решение принимается ими самостоятельно. А родственники потом могут оспаривать действия органов опеки в суде», — объяснили в комитете.
Национальный директор Российского комитета «Детские деревни – SOS» Николай Слабжанин прокомментировал «Таким делам», что, по его мнению, в законопроекте не хватает четкого алгоритма действий для судов, опеки, полиции и других органов.
«Дело в том, что эти поправки не устраняют правовую неопределенность, не раскрывают понятия, не содержат критерии оценки ситуаций или ссылки на официальные разъяснения. У судей могут возникать те же проблемы, что и у органов опеки на данный момент: они будут принимать решения, не имея полной информации, руководствуясь лишь жизненным опытом, а не четко прописанным регламентом. Жизненный же опыт бывает разный», — объяснил он.
Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская рассказывала, что органы опеки часто используют другие механизмы вместо отбирания детей. Например, приходят к семье с полицией. И, если принять однозначное решение не получается, полиция составляет акт о выявлении безнадзорного. «Хотя эта ситуация, мягко говоря, на грани фола, потому что никакого безнадзорного при наличии родителей не может быть», — сказала Альшанская. Она добавила, что повсеместно встречаются случаи, когда родителей вынуждают написать заявление о добровольном размещении ребенка в приюте.
Совет Госдумы 14 июля одобрил пакет законопроектов, который вносит изменения в Семейный кодекс РФ, среди них был проект, ограничивающий изъятие детей из семьи без решения суда.
Руководители благотворительных организаций, работающих с проблемой сиротства, рассказали «Таким делам», как в России сейчас происходит процедура изъятия детей из семей и почему новый законопроект не только не решит существующие проблемы, но и может усугубить ситуацию.
В марте 2018 года несколько российских журналисток заявили о домогательствах со стороны председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого. 21 марта комиссия по этике Госдумы не нашла нарушений в поведении депутата.