«Выстаивать против ненависти, заполнившей мир». Как россияне помогают друг другу и жителям Украины
С начала «специальной военной операции»* многие жители России ищут способы помочь и пострадавшим жителям Украины, и своим согражданам, которые не знают, что ждет их дальше. «Такие дела» поговорили с людьми, которые оказывают разные виды поддержки: кто-то проводит бесплатные консультации, кто-то навещает пожилых родственников эмигрировавших людей или ухаживает за их растениями и животными. Они рассказали ТД, почему решили помогать и как это дает им возможность справляться с происходящим. *Роскомнадзор обязывает российские СМИ называть происходящее на территории Украины «специальной военной операцией». Материалы, в которых конфликт назван иначе, ведомство требует удалять под угрозой блокировки издания.
Помогая другим, человек помогает себе
Сейчас жители России оказались в ситуации, вызывающей ощущение «беспомощности и неподконтрольности собственной жизни», отмечает психолог Ольга Сорина. Это противоречит базовым потребностям человека.
«Это очень тяжелое ощущение. Оно влияет на мотивацию, на желание жить, что-то делать, создавать, на проактивность. Потому что зачем? Если все равно у меня могут все отнять. История про помощь другим помогает вернуть ощущение контроля и того, что я все-таки могу в этой ситуации что-то делать, я не беспомощен. Не все зависит от других, что-то зависит от меня лично», — говорит психолог.
Прежде чем начать заботиться о других, важно удостовериться, что вы восполнили свои базовые потребности, подчеркивает Сорина. Надо убедиться, что вы достаточно спите, едите, соблюдаете правила гигиены, убираетесь в квартире.
«Когда такие экстренные события происходят, обычно сложно сосредоточиться на повседневных обязанностях. Зачем мне стирать одежду, потому что уже непонятно, что будет, и так нормально. Какое-то такое может быть обесценивание. Но даже мелкие действия, приносящие гарантированный результат, например приготовление еды, помогают ощутить, что от человека что-то зависит», — добавляет Ольга.
Дальше, исходя из ресурсов, можно выбирать разные шаги, которые позволят увидеть конкретный результат ваших действий — что вы смогли кому-то помочь.
Помощь детям с расстройствами аутистического спектра
Вера Будина (имя изменено по просьбе героини. — Прим. ТД) проводит АВА-терапию для детей с различными нарушениями, чаще всего связанными с расстройствами аутистического спектра (РАС). После начала «спецоперации» Вера вместе с группой специалистов помогает по телефону семьям с Украины.
«[Для таких детей] в принципе частая проблема с тем, чтобы принимать новое, а многим сейчас пришлось переехать как минимум из своих квартир. Привычный режим жизни нарушен, и для некоторых детей с РАС это сильнейший стресс», — отмечает Вера.
По словам специалиста, чаще всего родители до этого уже работали над коррекцией поведения своих детей, но им нужно помочь поддержать приобретенные навыки в экстремальной ситуации. Детей пугают звуки сирен, сказывается и нервное состояние родителей.
«Мы пишем рекомендации, составляем программы обучения, программы коррекции проблемного поведения, а родители все это реализуют своими руками, используя наши знания и ресурсы. Ищем для них альтернативные источники, придумываем, чем занять аутичного ребенка в бомбоубежище, когда нет света, а только фонарик. А когда фонарик сядет, то чем его занять, чтобы он оставался спокойным».
По словам Веры, ей самой очень помогает эта деятельность.
«Так я не чувствую себя беспомощной в этом безумии. Так я ощущаю, что хотя бы своими знаниями я помогу пострадавшим, потерявшим дом, привычную жизнь».
Волонтерство в «ОВД-Инфо»Некоммерческая организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
Светлана (фамилия не указана по просьбе героини. — Прим. ТД) рассказала, что новость о начале «спецоперации» ее «оглушила». По словам девушки, она не могла есть, спать, работать, больше минуты концентрироваться на одной мысли.
«Мне кажется, я даже говорить не могла от ужаса происходящего, — рассказывает девушка. — Только читала новости и рыдала».
Просто наблюдать за происходящим для нее было невозможно, но выйти на первую протестную акцию Светлана не смогла из-за работы, а потом уже просто побоялась, увидев, как «избивают людей».
Тогда Светлана решила «зайти с другой стороны» — записалась волонтером в команду «ОВД-Инфо» — организации, которая оказывает юридическую помощь задержанным. Девушке нужно было помогать работать с обращениями, вносить их в базу, подсказывать, как себя вести при задержании, в отделе полиции, разъяснять, какие у обратившихся есть права и какие действия сотрудников полиции незаконны.
«Как оказалось, задержанным ребятам помогает уже тот факт, что они не одни в моменте. Что, когда они сидят в автозаке или в отделе полиции по 12 часов, на другой стороне телефона есть кто-то, кто ответит: “Добрый день! Не волнуйтесь, адвокат к вам уже едет. А пока почитайте нашу инструкцию, как вести себя при составлении протокола”».
«И да, команда “ОВД-Инфо” делает невероятную работу прямо сейчас — для задержанных, для волонтеров, да вообще для всех. Они объединяют людей в этой огромной беде», — отмечает Светлана.
Помощь беженцам
Курьер из Пензы Евгений Григоров три года помогает воспитанникам детских домов: узнает, что нужно детям, и собирает на это деньги. После того как в город эвакуировали более 700 беженцев из Донецка и Луганска, мужчина организовал сбор гуманитарной помощи. Собрать удалось несколько грузовиков с одеждой, обувью, лекарствами и детским питанием.
Григоров помогает беженцам найти работу. Устраивает женщин через созданный им чат в клининговое агентство. Одну девушку порекомендовал в качестве воспитательницы в лечебно-оздоровительный центр. По словам Евгения, среди приезжих он нашел «единомышленников», с которыми теперь созванивается и обсуждает новые благотворительные акции.
«Можно просто приехать и погулять с ними по близлежащим местам. Например, недавно я вывез одного ребенка на улицу Московскую (пешеходная улица в центре города. — Прим. ТД) просто погулять, там столько впечатлений у него было. Это помогает как-то переключиться. Потому что они все погружены и живут в этой “спецоперации”, не могут ни о чем думать», — рассказывает Григоров.
В ближайшее время Евгений хочет устроить в санатории, где живут беженцы, чаепитие на открытом воздухе.
Уход за домашними животными уехавших
После начала «спецоперации» Юлия (фамилия не указана по просьбе героини. — Прим. ТД) поняла, что ее и без того «хрупкое» психическое равновесие разрушается, а от бесконечного чтения новостей становится только хуже.
«Я стала думать, как же я могу удержать свою кукуху, что я вообще могу и умею делать. Оказалось, что я ни хрена не умею и не могу», — рассказывает девушка.
Тогда она предложила своим друзьям и знакомым, уезжающим из России, помощь в уходе за питомцами и цветами. Так у нее в квартире появились горшки с марантой, фиттонией и кот Халюж.
«Я взяла кота своей подруги, и сейчас мы живем вдвоем с моей кошкой. Мы на связи. У нас есть специальный чат, куда я каждый день шлю отчет и много-много фотографий. Минимум пять фото в день, они сказали», — рассказывает Юлия.
Халюж уже освоился на новом месте, но десятилетнюю кошку Юлии новый сосед нервирует. Хозяйка надеется, что они подружатся. Она не уверена, что сможет взять еще и третье животное, но готова регулярно приезжать к котам или собакам, которые остались одни в квартире.
Консультации по устройству в других странах
До произошедшего на Украине социальный антрополог Александра Архипова консультировала научных сотрудников и студентов по тому, как правильно подавать заявки на гранты и стипендии в иностранных вузах. После начала спецоперации на нее посыпались вопросы о том, как можно экстренно уехать учиться или проводить исследования за границей.
«Некоторые пишут, что они должны немедленно уехать, потому что их детей-подростков задержали, что им угрожают лишением родительских прав. [Обращается] много студентов, которых отчислили или угрожают отчислить (за позицию против “спецоперации”. — Прим. ТД). Как правило, эти люди не были готовы к быстрой смене академической карьеры или места обучения», — рассказывает Александра.
Для всех желающих она провела встречу в Zoom, где рассказала про систему западного образования и академической жизни, какие документы понадобятся для поступления и работы, как лучше составить CV и statement of purpose. Первая встреча вместила 100 человек. Еще примерно столько же, по словам Александры, ждут консультации, поэтому она собирается провести ее снова.
«Я в этом более-менее разбираюсь и в этой маленькой области стараюсь помочь. Это структурирует твои действия», — отмечает Архипова.
«Я должна была открыть новый проект с Arzamas, выпустить увлекательный курс лекций, написать книгу. Сейчас я не могу взяться осмысленно ни за что из моей жизни [которая была до начала “спецоперации”]. Я даже лекции себя заставляю читать с адским трудом, потому что какие лекции, когда идет “спецоперация”? Единственное, что мне удается осмысленно делать, — это такого рода помощь».
Помощь пожилым родителям эмигрантов
Няня детского хосписа Татьяна Коновалова разместила в социальных сетях сообщение о том, что готова помогать пожилым родственникам друзей и знакомых, которые были вынуждены уехать из страны. Она может приносить им лекарства и продукты, записывать на прием к врачам, возить в поликлинику.
«Я исхожу из собственного опыта. У меня мама, которая постоянно нуждается в лекарствах. Я примеряю на себя ситуацию вынужденного отъезда и думаю, что эта помощь будет востребована», — рассуждает Татьяна.
Скоро она начнет помогать первой пожилой родственнице. Контакты Коноваловой уже передали девушке, которая была вынуждена уехать.
Равные консультации для женщин
Маша Карнович-Валуа — соосновательница проекта о ментальном здоровье, родительстве и правах женщин «Никакого правильно». Как равная консультантка она помогает женщинам с репродуктивными трудностями и расстройствами настроения. После начала «спецоперации» она написала в соцсетях сообщение, что может бесплатно проконсультировать женщин, которым сейчас нужна поддержка.
Маша рассказывает, что среди ее собеседниц были как украинки, так и россиянки, которые находятся «в физической безопасности, но их внутренний мир разрушен».
«Все сложные жизненные обстоятельства никуда не пропадают, когда наша жизнь переворачивается с ног на голову. Даже наоборот: заканчивающиеся антидепрессанты могут вызвать синдром отмены, решение о переносе эмбриона откладывается на неопределенный срок, воспитание ребенка с особенностями развития становится еще более сложной задачей, когда у родителей земля уходит из-под ног», — рассказывает Карнович-Валуа.
Она говорит, что испытывает «бесконечную гордость» за женщин, которые, несмотря на происходящее, продолжают заботиться о своих семьях, объяснять детям, что происходит, думать о будущем. Вспоминает, как разговаривала с соло-мамой троих детей, которая очень боится, что скоро ее сын достигнет призывного возраста и его заберут в армию.
«Кажется, после беседы ее плечи расправились, она начала больше верить в себя», — отметила Маша.
«Такие дела» напоминают, что каждый человек может помогать другим. Вы можете подписаться на регулярные пожертвования в пользу некоммерческих организаций или стать их волонтерами. Сейчас им и их подопечным нужна помощь как никогда. Список проверенных фондов, которые можно поддержать, опубликован здесь.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам